Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практика. Волны мысли в океане сердца
Данная практика позволяет непосредственно познать недвойственную природу сердечного океана. Примите удобную позу, сидя на возвышении высотой 10–15 см. Сосредоточьтесь на ритме сердцебиения; пусть сердце покачивается, словно буек, на волнах дыхания. Почувствуйте свое сердце как бескрайнюю и бездонную сущность и позвольте любым мыслям о вчерашнем, сегодняшнем или завтрашнем дне появляться и проходить, подобно волнам на поверхности сердца-океана. Отметьте, что все ощущения, впечатления и мысли – всего лишь незначительные особенности этого безбрежного сердечного океана. Не заботьтесь ни о какой отдельно взятой волне – ощущении, впечатлении или мысли, – просто созерцайте их как легкие возмущения на поверхности великого океана. Понаблюдайте за тем, как любая мысль, приняв определенную форму, распадается, возвращаясь в бесформенный океан. Независимо от того, неподвижен или активен ваш ум, выработайте убеждение, что все его содержимое – это часть единого океана. Это дает возможность напрямую воспринимать недвойственную природу ума-сердца. Медитируйте в течение 15–30 минут, затем лягте и расслабьтесь. Великий регулировщик В Ригведе, древнейшем собрании текстов, повествующих об онтологическом первоисточнике всего сущего, сердце упоминается около сотни раз. В самых ранних санскритских текстах сердце именуется хрид или хридая, что может обозначать как собственно сердце, так и ум. Слово хридая указывает на центр, сущность, сердцевину какой-либо вещи. Вполне вероятно, что от санскритского корня хрид происходит английское слово heart. Если проанализировать этимологию слово хридая, то обнаружатся интересные параллели между его частями и функциями сердца. Приставка хри имеет значение устранение, и можно считать, что поток крови, проистекающий из сердца, устраняется из тела, чтобы вернуться обратно. Слог да означает давать или преподносить – и действительно, сердце является органом, который «дает», «преподносит» кровь окружающему его организму. Наконец, последний слог я происходит от корня ям, обозначающего «регулирование». Здесь уместно вспомнить регулирующие части восьмичастного пути аштанга-йоги: яма призвана регулировать поведение по отношению к другим людям, нияма регулирует поведение по отношению к самому себе, а пранаяма регулирует дыхание.
Таким образом, сердце можно считать органом, который удаляет, наделяет и обладает великой способностью к регулированию. В теле оно играет роль великого регулировщика не только потому, что управляет собственной неврологической деятельностью, будучи оснащенным своего рода встроенным кардиостимулятором. Его сенсоры руководят пульсацией мельчайших капилляров в периферийных областях тела. Для обеспечения гомеостаза сердце непрерывно отслеживает и корректирует изменения в артериальном давлении по всему организму от темени до пят. Функцию регулировщика сердце выполняет также и в иерархии чакр. Расположенное в середине классической схемы из семи чакр, оно играет роль посредника между тремя нижними чакрами (мулудахара, свадхиштхана и манипура) и тремя верхними (вишуддха, аджня и сахасрара). Таким образом, сердце объединяет все физиологические и мистические энергии, связанные с чакрами, и координирует их действия. Разбитое сердце Согласно классическим учениям йоги, сердце – то место в теле, где обитает дух. В «Бхагавадгите» Кришна неоднократно сообщает Арджуне о том, что он пребывает в сердце всех живых существ: Я атма, Арджуна, и обитаю в сердце всех существ; я начало, середина, а также конец всего сотворенного [8]. Речь здесь идет о том, что атмой, как и праной, пронизаны пространство и время, и, находясь повсюду, она имеет самую тесную связь с сердцем. Согласно учению бхакти-йоги – йогической дисциплины, вдохновленной «Гитой», – сердце является источником и эпицентром всех вещей, явленных и неявленных. Оно – духовная ось колеса дхармы (добродетели, божественной любви и веры). В «Бхагавадгите» Кришна стоит за спиной Арджуны на его боевой колеснице и выступает в качестве наставника, гуру, божественного повелителя и друга. Сердце в йоге рассматривается как внутренний запас всех чувств и – говоря на языке бхакти-йоги – являет собой источник любящей доброты или сопереживающего сознания. Можно считать всю практику йоги как дорогу (если развивать образ колесницы), которая ведет к обретению всеобъемлющего сердца, способного принять в себя, как ни парадоксально, страдание и насилие. (Арджуна встал перед необходимостью вести войну против своих учителей, друзей и родственников – поистине войну против себя самого.) Несмотря на то что учением йоги предписывается ненасилие, человеческое сердце неизбежно оказывается полем битвы между благотворными и вредоносными силами. В «Бхагавадгите» этот орган показан как «поле дхармы» – область, где испытывается вера и верность долгу и постигаются карма и истина. Самая первая строка «Гиты» («На поле дхармы – поле Куру (название династии)») напоминает современное выражение «театр военных действий», которое обозначает местность, где разворачивается крупный конфликт. В «Гите» «военные действия» ведутся главным образом в сердце. Для Арджуны (и для каждого из нас) поле сердца является местом, где подвергаются испытанию родственные узы, идентичность и сама человеческая индивидуальность.
В буддийском учении есть понятие «все разумные существа», которое включает в себя всех созданий, наделенных способностью к пониманию и осознанию, а это свойство неминуемо влечет за собой страдание. Согласно «первому повороту колеса дхармы» (одному из циклов наставлений Будды Гаутамы), первая из Четырех Благородных Истин заключается в том, что жизнь неизбежно сопряжена со страданием. По этой причине путь бодхисаттвы состоит в заботе о разумных существах, которая выражается прежде всего в развитии сердечного сострадания по отношению к животным, людям, планете и всем, кто пребывает в заблуждении. Обет бодхисаттвы – обет сердца, и бодхисаттва, как внимательный садовник, всегда обращен к скорбям и мукам, терзающим человеческое сердце. Чтобы следовать этому обету, необходима стойкость и решительная готовность видеть и чувствовать боль. Как однажды сказал Трунгпа Ринпоче, основатель буддийской практики Шамбалы в США, «наше единственное оружие – доброта». Подобное значение сердцу придается и в христианстве во время празднования Пасхи. Каждый год мы вместе с семьей совершаем поездку в монастырь Христа в пустыне – необыкновенно красивое место в долине реки Чама в двух часах езды к северу от Санта-Фе (Нью-Мексико) – на пасхальную мессу. Образ распятого Христа и «драгоценной крови», текущей из ран на его стопах, ладонях и в сердце, символизируют боль и страдания, которые являются неотъемлемой частью бытия всех существ. Разбитое сердце изображает муки, сопутствующие существованию в явленном мире. Но вместе с тем страдающее сердце – это сердце, способное в полной мере испытывать любовь и сострадание ко всему живому. Всякое отречение от своего «я» во имя божественного единства требует решительного раскрытия сердца. Переживание утрат и страданий, лежащее в основе бытия всех разумных существ, есть своего рода врата, ведущие к слиянию с бесконечным. Говоря языком классической йоги, так происходит воссоединение между индивидуальным ограниченным «я» и безграничным «Я», и человек, испытывающий безусловную любовь, становится неотделим от того, кого он любит. Лотосное сердце Представление об истинном «Я», вечно пребывающем в сердце, нашло отражение в песнопении, обращенном к Шиве, созданном во времена Яджурведы. В его тексте речь идет о неразрывной взаимосвязи противоположных начал: мужского и женского, активного и пассивного, трансцендентного и обыденного, сиюминутного и вечного. В нем говорится о единстве противоположностей, и в первую очередь – о единстве Шивы и его супруги. Слияние внешне противостоящих друг другу сущностей, среди которых две стороны тела, правый солнечный канал (сурья-нади) и левый лунный канал (чандра-нади), восславляется как «вечное пребывание в лотосном сердце». Сердце, наполненное молитвенным чувством и ощущением глубокого единения, принимает форму лотоса. Результатом этого слияния, бракосочетания противоположностей, является пробуждение духа безусловного всеприятия. На многих буддийских и индуистских тантрических изображениях запечатлено слияние мужского и женского начала, так же и Шива и Шакти переплетаются друг с другом. Их соединение представляет собой некое бесконечное совокупление – не просто телесное сношение, но метафизический союз, йогу, сосредоточенную на сердце. Ибо именно сердце является местом обитания чувства глубокой близости и всеобщего поглощения.
Рисунок 6.9. Священная шестиконечная звезда, символ сердца Союз противоположных энергий, пребывающих в сердце, символически изображается как пересечение двух равносторонних треугольников. Вид двух треугольников, переплетенных вокруг сердечного центра, имеет и изображение сердечной чакры (рис. 6.9). В главе 3 мы рассматривали воссоединяющую силу Шри Янтры, множество пересекающихся треугольников которой символизируют всю полноту творения (рис. 3.6). Уменьшенный вариант этой янтры отражает работу всех энергий, действующих в сердце. Эта шестиконечная звезда (шаткона), по сути, – та же «звезда (или щит) Давида», которая в наши дни воспринимается как знак иудейской идентичности. Лучи этой звезды расходятся во все стороны, что показывает всеохватность сердца (рис. 6.9). В изображении сердечной чакры треугольники начертаны внутри мандалы из двенадцати лепестков лотоса. Переплетение треугольников обозначает способность сердца объединять в себе все биоэнергетические потоки внутри организма.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.26.20 (0.01 с.) |