Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соответствующие чакры: горло и живот
Мы уже говорили о том, как соотносятся чакры, расположенные на противоположных концах позвоночника. Мы уже знаем, что «чакра надира» (муладхара) находится в противофазе к «чакре зенита» (сахасрара), а чакра крестца (свадхиштхана) взаимодействует с лобно-затылочной чакрой (аджня). В этом разделе мы увидим, как третья снизу чакра, расположенная в пищеварительном центре (манипура), образует пару с горловой чакрой (вишуддха) как на физиологическом, так и на эмоциональном уровне (рис. 7.5). Кишечник и горло связаны по всей длине желудочно-кишечного тракта. Каждый центр уязвим для эмоционального напряжения, запертой в теле боли, которая прогрызает путь наружу в тонких структурах как живота, так и горла. Третья и пятая чакры неразрывно связаны гормонально посредством щитовидной железы в середине шеи и надпочечниках в животе. Щитовидная железа управляет общей метаболической деятельностью организма; она, по сути, и вызывает шумы в животе, когда сигнализирует телу, как быстро сжигать энергию. Надпочечники тем временем выделяют гормоны стресса, которые указывают телу, как быстро и с какой силой энергии отвечать. Таким образом, надпочечниково-щитовидная петля с обратной связью имеет решающее значение, поскольку подсказывает продолжительность отклика и степень нагрузки, необходимой в каждый момент времени. Уровень кортизола, гормона стресса, определяется регулирующим механизмом щитовидной железы и надпочечников. Рисунок 7.5. Полярные соответствия между чакрами Вместе центры живота и горла управляют телесным самообладанием, чувством власти. Мы знаем, что третья чакра – обитель биологической воли тела; в коре надпочечников активируется стремление к выживанию. Горло же – ресурс власти, поскольку речь является главным средством проявления намерения, декларации потребностей и демонстрации ви́дения. Речь – жизненно важный инструмент самовыражения и актуализации личной силы. Правильная речь, правильное слушанье Голос может быть либо источником творческого самоутверждения, средством выразить свои чувства, мысли и взгляды, либо оружием, которое разделяет, разлагает и разрушает. Поэтому в самом начале восьмичастного пути Патанджали закладывается как краеугольный камень обучение сатье [17] (правильному использованию речи). Во многих традиционных текстах йога описывается как очищение и утончение тела, речи и ума. Правильную, осознанную речь мы обычно не рассматриваем как неотъемлемую часть занятий йогой, поскольку сейчас в практике упор чаще всего делается на развитие силы, дыхания и исцеление душевных ран. Тем не менее взвешенная речь отмечается как средство наблюдения за мыслью, действием, поведением и для получения доступа к тонкому телу.
Правильное слушание требует внимания к нашей внутренней речи – к мыслям, настроениям, оценкам, надеждам и страхам. В разных медитативных практиках это достигается тем, что мы проводим дни, месяцы и годы на подушке для медитации. Распознавая внутреннюю речь, мы начинаем прерывать свой внутренний монолог. Процесс внутреннего слушания дополняет и углубляет навык слушания внешнего – в первую очередь, слушания других людей. Сжатие горловой чакры Говорить с абсолютной открытостью и неподдельной искренностью очень трудно. Несоответствия между чувством и изреченным словом («трудности перевода», так сказать) превращают словесное выражение в трудновыполнимую задачу. И она еще труднее, если человеку с детства в буквальном смысле затыкали рот, как делают многие горе-родители. Опыт пренебрежения, осуждения, страха и подавления с годами может вылиться в сжатие горловой чакры. Этим вызваны избыточная робость, заикание, дыхательные проблемы, испорченные навыки слушания, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), хронические респираторные инфекции и типичные реакции хронической неподвижности (застывание). Когда наш голос делается ясным и сильным, он становится серьезнейшим средством личного развития. Есть много просторечных выражений, которые обозначают эту зажатость: «каша во рту», «язык проглотил», «мямлит», «косноязычный». Общим для всех людей является ощущение «комка в горле». Бока трахеи сжимаются, голосовые связки сдавливаются, мышцы шеи твердеют, челюсти на замке, напряжен язык. Все эти органы тесно связаны с дыханием, так что на первых этапах обучения осознанному дыханию мы рекомендуем ученикам расслабить все мягкие ткани в пределах горла.
Практика. Размягчаем горло Данная практика позволяет снять напряжение с нежных структур внутри и вокруг горла. Ее можно выполнять как лежа в шавасане, так и в положении сидя. Если вы решили практиковаться лежа, то под голову подложите сложенное покрывало. В положении сидя обязательно сядьте на небольшое возвышение – это позволит расслабить лодыжки и колени и опустить их на пол. Для начала расслабьте кожу лица. Представьте, что поры у вас на лице раскрываются, как после косметического сеанса. Полностью освободите от напряжения челюсть и позвольте губам слегка приоткрыться. Пусть язык расслабленно лежит за нижними зубами. Почувствуйте, как размыкаются коренные зубы верхней и нижней челюстей. Все это служит сигналом для освобождения горла. Позвольте коже в области горла и на задней поверхности шеи стать мягкой, как у новорожденного. Представьте, что края трахеи расширяются, что приводит к размягчению вашего сокровенного горла. При этом визуализируйте, что верхние шейные позвонки С1–С2 раздаются вширь. Слегка подтяните затылок вверх, по направлению к небу. Сосредоточьтесь на текстуре потока дыхания, входящего в горло. Ощутите легчайшее поглаживание, настолько легкое, будто по горлу изнутри проводят каллиграфической кистью из тонкого волоса. Выполняйте упражнение на протяжении 5–10 минут. «Дворец ветра» В основании задней части черепа, там, где голова переходит в шею, находится важнейшее сочленение, в котором ветры агрессивных внешних влияний могут проникнуть в тело и вызвать нарушения в работе нервной системы. Соединение головы и шеи, как мы уже знаем, по своему устройству напоминает вращающееся кресло, и обширный диапазон движений делает его уязвимым для вредоносного ветра. Место на задней части черепа, через которое проходит ось вращения, в китайской медицине рассматривается как ключевая акупрессурная точка. Костный выступ в центре затылка – внешний затылочный бугор, место крепления мощных выйных связок, посредством которых череп присоединяется к шее (рис. 7.2). Этот прочный гребень в структурном отношении родствен массивному загривку лошади и других жвачных животных и благодаря сухожильной связи с шейным отделом позвоночника (позвонки C7–T1) обеспечивает устойчивость черепа при движении. Как только вы нащупаете внешний затылочный бугор, представьте, что на внутренней поверхности затылка (противоположной бугру) находится подобное образование – внутренний затылочный бугор. Находясь в самом центре затылка, этот внутренний выступ служит местом присоединения твердой мозговой оболочки – мембраны, покрывающей спинной мозг, и, таким образом, соответствует крестцу на противоположном конце позвоночника. Этот выступ – важнейшая точка опоры для движения краниосакральной системы (рис. 3.5). Непосредственно под внешним затылочным бугром находится точка, в системе традиционной китайской медицины названная «дворцом ветра» (рис. 2.8 и 7.2). Это 16-я точка «управляющего сосуда» – акупунктурного меридиана, проходящего по позвоночному столбу и сопоставимого с центральным каналом в системе йоги (сушумна). «Дворец ветра» – точка, в которой этот меридиан входит в головной мозг. Она служит как бы стражницей мозга, очень тонкого и потому уязвимого инструмента.
К воздействию на «дворец ветра» прибегают для восстановления равновесия в случаях приступов озноба или при поражении области шеи респираторной инфекцией. Вторжение ветра описывается в китайской медицине как одно из «внешних вредоносных воздействий». Поскольку ветер по своей природе способен проникать во все щели и трещины, в трактате «Нэйцзин», где изложено учение китайской медицины, сказано: «Сто одна болезнь происходит от ветра» [3]. Шея и голова – части тела, наиболее уязвимые для проникновения ветра, который способен вызвать возмущение в тонком теле и во всей нервной системе. Вторжение в тело изменчивых ветров нередко порождает более серьезные проблемы, такие как мании и приступы страха, сопровождающиеся учащенным сердцебиением. При поражении ветрами нервов нарушаются фазы сна. Длительная бессонница ведет к истощению организма на многих уровнях, и человек оказывается в замкнутом круге: отсутствие сна делает его еще более подверженным разрушительному воздействию ветра. Согласно учениям йоги и аюрведы, нервными окончаниями управляет вата, стихия ветра. Мы уже выяснили, в чем выражается господство стихии ветра над сердцем, грудью и руками. Когда ветер проникает в шею или череп, он действует на нервную систему подобно коррозии. В системе аюрведы считается, что нарастание ваты ведет к беспокойству, возбудимости и тревожности. Когда человек мучительно не может сосредоточиться и все время мечется от одного дела к другому, говорят, что у него «расстроена вата». Такие распространенные среди детей расстройства, как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), часто бывают связаны с подобными возмущениями нервной системы. В связи с широкой доступностью Интернета посредством ноутбуков, смартфонов и мобильных устройств, когда прикосновение к экрану заставляет внимание рикошетить от одной порции информации к другой, рассеянное внимание становится проблемой людей всех возрастов. В наши дни образы мелькают на экранах с такой скоростью, что область внимания сужается и активизируются отвлекающие ветры. Мы живем в эпоху развлечений, и поэтому практики концентрации, составляющие самое ядро йогической тренировки, сейчас ценны как никогда прежде. Главной составляющей йогической дисциплины и необходимым условием доступа к тонкому телу является способность удерживать внимание на чем-то одном. Так, дхарана (направленная концентрация) представляет собой шестую часть восьмичастного пути Патанджали и врата в состояние поглощающего сознания. В благородном Восьмеричном Пути, который нам указал Будда, правильная концентрация – последний этап процесса пробуждения. В самом широком смысле йогическая дисциплина служит противоядием от рассеянности, снижает беспокойство и невротические тенденции.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.021 с.) |