ТОП 10:

Пространство и божественное ухо



Височные кости имеют красивую форму веера и в них находится ушное отверстие. В строении уха отчетливо выделяются три отдела. Наружный слуховой канал ведет к небольшой диафрагме – барабанной перепонке. Преддверие среднего уха представляет собой полость и сообщается с верхней частью горла посредством евстахиевой трубы (рис. 7.1 и 8.2). В ней находятся миниатюрные кости, подающие в мозг сигналы наподобие азбуки Морзе: молоточки стучат по наковальням, от которых колебания переходят в стремена. Стремя является самой маленькой костью в человеческом организме, по ней звук передается во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе расположена спиралевидная структура, напоминающая раковину моллюска, – так называемая ушная улитка, которая направляет звуковые колебания в мозг посредством преддверно-улиткового нерва. Внутреннее ухо наполнено жидкостью, в нее погружены шестнадцать тысяч чувствительных волосков – особых клеток, регистрирующих изменения положения соединительных тканей и суставов тела.

Рисунок 8.2. Путь звука во внутреннем ухе

Тонкий и хрупкий механизм уха резко контрастирует с мощными и прочными структурами нижней челюсти, расположенными всего лишь в миллиметре от него. Сдавленность в височно-нижнечелюстном суставе приводит к тому, что нижняя челюсть прижимается к височным костям, отчего страдают миниатюрные кости внутреннего уха. Ограниченная подвижность челюсти при жевании – скрежет, стянутость, травмы зубов – часто приводит к развитию бруксизма (скрежету зубами) и нарушению хрупкого равновесия височных костей. Когда движению височно-нижнечелюстного сустава ничто не мешает, весь череп освобождается от напряжения и мозг наполняется чувством легкости и безмятежности.

В практиках медитации большое значение имеет осознанное плавное перемещение височных костей с целью умиротворить и расслабить головной мозг. Это оказывает благотворное воздействие на височные доли мозга, окаймляющие внутренние вогнутые поверхности височной кости. Височные доли отвечают за обработку слуховой информации, организацию языковой и речевой деятельности и память.

Уши более всех других органов чувств отвечают за непосредственную и обширную связь с тонким телом. И дело не просто в участии ушей во внутреннем дыхании и циркуляции праны – сфера слуха как таковая в йоге считается священной. В отличие от поля зрения, где на мозге и нервах визуальные образы отпечатываются, звук эфемерен. Форма приходит и уходит, но благодаря визуальным впечатлениям вещи и явления мира кажутся неизменными и реальными.

Поскольку звуки перемещаются в пространстве, слух отождествляется с акашей (пространством). Акаша – это последний и самый тонкий из пяти элементов (рис. 1.1). В санскрите этим словом обозначается неделимое; оно указывает на чистое пространство – то, что невозможно разделить или разрушить. Чтобы осмыслить эфирную область акаши, можно представить себе вершину любого из высоких гималайских пиков, где разрежен воздух и снижено атмосферное давление. В высшей точке Гималайских гор, на высоте, где воздух превращается в пространство, обитает Шива. Аналогичным образом в топографии тела эфирный элемент пребывает на верхушке черепа.

Пространство является первоосновой, из которой проистекают все остальные материальные стихии; из него рождается и прана. Особое значение пространства и его связи с ухом объясняется в третьей главе «Йога-сутр», посвященной сиддхи (сверхъестественным способностям). Считается, что при глубоком вслушивании ухо растворяется в чистом пространстве и человек обретает «божественное ухо». Как мы уже знаем из главы 7, резонанс звуков и слогов, вибрируя в нади, возбуждает тонкое тело. Во время пения мантр происходит очищение тонких каналов тела.

Подобным образом в ходе выполнения уджайи-пранаямы ухо настраивается на восприятие шепота дыхания – свистящего звука, различимого для внутреннего уха. Концентрация на внутреннем ухе повышает способность воспринимать божественный звук, именуемый шабда Брахма – «звучание Творца». Таким образом, ухо и процесс получения слуховой информации связан с вечной реальностью, а за счет передачи звука в мозг устанавливается близость с сокровенным духом.

В ходе нашего путешествия от самого основания тела к темени мы совершили переход от твердого основания стоп, привязанных к стихии земли, в сферу чистого пространства, пребывающего в святилище черепа. В традиционных практиках медитации пространству, как и уму, приписывается качество всепроникания. Значение, которое придается этому элементу, невозможно переоценить (и, в сущности, пространство не является элементом, поскольку нематериально и лишено каких бы то ни было качеств и особенностей). Акашу, или пространство, сравнивают с пустотой. Пространство не только связано со слухом – оно господствует над теменной чакрой. Теменную чакру, визуализируемую как тысячелепестковый лотос (сахасрара), называют также пустой чакрой (шунья-чакра). Таким образом, просветленный ум отождествляется с бескрайним пространством и уподобляется чистому небу, а царя йогов Шиву, пребывающего на вершине позвоночного здания, описывают сотканным из неба или «священного пространства» (вйоман дэва).

Черепные чакры подобны верхним слоям небесной атмосферы, простирающимся над миром. Посредством интуиции йоги пришли к пониманию, что телесный микрокосм подобен макрокосму Вселенной и в строении тела череп наделен качеством высшей, небесной сферы. Пространство не ограничивается только лишь областью неба – им пронизано все сущее, от мельчайшей частицы атома до галактики. Пространство приравнивается к чистому сознанию, которое, как и пространство, не имеет границ. Эту всепроникающую природу сознания восхвалял тибетский отшельник и мистик Шабкар, живший в конце XVIII в. высоко в Гималаях:

Оно свободно проникает повсюду,

поэтому его присутствие не имеет ни границ,

ни центра, ни внутреннего, ни внешнего;

оно ни к чему не привязано

и не ведает ни преград, ни барьеров.

Это всепроникающее сознание

есть бескрайнее пространство.

В нем проявляются сансара и нирвана,

словно радуга в небе [5].







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.234.140 (0.004 с.)