ТОП 10:

Практика. Медитация четвертого глаза



Данная техника визуализации начинается с расслабления анатомических органов зрения, после чего следует раскрытие мистических глаз в центре лба и в середине затылка. Она представляет собой действенный метод снятия напряжения с глаз и освобождения от головной боли, связанной с нагрузкой на глаза.

Примите удобное положение сидя, таз приподнят на высоту 10–15 см. Сначала мягко подтяните затылок вверх по направлению от первого шейного позвонка, одновременно опуская переносицу. Следите за тем, чтобы язык расслабленно лежал на дне ротовой полости. Затем освободите глаза от всякого напряжения и позвольте коже верхних век обмякнуть. Убедитесь в том, что веки не зажмурены и не прижаты с силой к глазам. Обратите внимание на то, как слегка переплетаются ресницы. Позвольте бокам черепа раздаться вширь, так чтобы почувствовать легкость в наружных крыльях клиновидной кости, как будто они свободно плавают. Позвольте коже между бровей в области третьего глаза растянуться. Согласно «Хатха-йога-прадипике», эта точка является окном в переживание вневременного бытия.

Как только вы ощутите во лбу чувство открытости и простора, сосредоточьте внимание в центре затылка. Так же как в середине лба, расширьте кожу на затылке, растягивая область четвертого глаза. Почувствуйте, как растет зрительное поле внутри затылочной доли в заднем отделе мозга. Пусть ваше внимание будет в высшей степени легким, нежным, как крыло стрекозы. Ощутите, как осознанный контакт с затылочной частью черепа погружает вас в еще более глубокое чувство покоя. Выполняйте упражнение на протяжении 10–15 минут. Затем несколько минут расслабляйтесь в шавасане.

Анатомические глаза, благодаря зрению, позволяют свету внешнего мира поступать в голову. Когда же открывается мистический, третий глаз, сияние очищенного сознания омывает голову внутренним светом. В учении Патанджали свет, наполняющий голову, приравнивается к силе озарения («Йога-сутры», 3.33). Лучезарное сияние – распространенный символ пробуждения – является знаком откровения. В различных молитвах, взывающих к Патанджали, его фигура, которая ниспосылает откровение, описывается как «тысячеголовый белый свет» (сахасра ширасам шветам).

Свет над черепом или внутри него обычно ассоциируется со стремительными изменениями в сознании, связанными с трансцендентным состоянием духа. В Европе эпохи Возрождения небесные существа, святые и ангелы изображались окруженными лучистым свечением. Сушумна, центральный столб жизни внутри тонкого тела, описывается как полоса солнечного света, и это намекает на то, что все живое ведет происхождение от солнца и испускаемого им света откровения. По этой причине в йогической тренировке так много техник, по сути, представляют собой ритуалы почитания солнца – например, всем хорошо известное «приветствие солнцу» (сурья-намаскара). Световое тело подобно не только солнечному свету, но и другим формам сияния. Прославленный дзэн-буддийский мастер Хакуин однажды призвал своих учеников «стать кусками тонкого белого шелка». В сборнике текстов «Поле тихого озарения» китайский мастер дзэн Хунчжи пишет:

В Упанишадах разного рода свечения служат признаком состояния высшей йоги:

Так в «Шветашватара-упанишаде» поэтично описывается вибрационная природа света, пребывающего в вечном движении. Свет бежит по нади тонкого тела, блестя, искрясь и сверкая. Это живой, или ясный (пракаша), свет, заключенный в жидкостно-электрическую матрицу человеческого тела. Он ощущается как пульс кундалини, которая дрожит, трепещет и мерцает (спхурана) при движении.

Живой череп

Всего тридцать лет назад было широко распространено мнение, что кости черепа неподвижны и инертны, словно кора дерева. В настоящее время благодаря исследованиям в области остеопатии и краниосакральной терапии стал очевидным (и ощутимым) тот факт, что кости черепа непрерывно движутся. Они дышат, сокращаются и расширяются в определенном ритме, повинуясь приливам спинномозговой жидкости (СМЖ). Зигзагообразные швы в местах соединения костей напоминают стыки между деталями пазла. Но в отличие от безжизненного пазла, рецепторы растяжения в этих швах обладают упругостью, и это качество особенно важно при родах, когда череп младенца подвергается сжимающей нагрузке.

Кости черепа все время «плавают», приспосабливаясь к давлению внутри черепа. Это давление меняется даже в течение одного дня в соответствии с уровнем напряжения, внутреннего стресса, артериальным давлением, питанием и тому подобными факторами. На синхронные ритмы костей черепа постоянно влияют изменения в работе сердечно-сосудистой системы. Это становится очевидным, когда вы на реактивном самолете снижаетесь с высоты 10 000 метров. Когда кости черепа сжимаются, человек неосознанно стремится снять давление посредством зевания. Зевок помогает высвободить верхнюю оконечность горла и раскрыть евстахиевы трубы. Возможно, вы обращали внимание на то, как по завершении полета сжимаются и сминаются пластиковые бутылки – страшно подумать, что такая же нагрузка действует на ваш череп.

Как известно, тело на 80–85 % состоит из воды, и это справедливо и в отношении головного и спинного мозга, которые, по сути, плавают в прозрачной спинномозговой жидкости. Подобно подземному ручью, СМЖ вытекает из глубокой пропасти мозга, струясь из третьего желудочка, расположенного прямо над стволом мозга. СМЖ циркулирует вокруг головного мозга и служит защитной и амортизирующей оболочкой.

Во внутреннем пространстве головы черепные пластины удерживаются на своих местах за счет двух мембран, пересекающих череп крест-накрест. Положение ядра грецкого ореха закрепляется двумя тонкими, как бумага, перемычками, так же и мозг крепится внутри корпуса черепа за счет вертикальной и горизонтальной пластин. Вертикальная перемычка, так называемый серп мозга, представляет собой отрезок ткани, разделяющий мозг на два полушария. Серп присоединяется к двум внутренним костным структурам, которые соотносятся с третьим глазом (петушиный гребень и решетчатая кость) и четвертым глазом затылка (внутренний затылочный бугор). Горизонтальная мембрана – намёт мозжечка – прикрепляется к внутренним стенкам височных костей и служит опорой выступающему вперед головному мозгу. Вмести эти две мембраны формируют некое подобие шатра, который защищает и поддерживает мозг. Они обеспечивают опору для движений внутри мозга и, будучи привязанными к твердой мозговой оболочке, покрывающей спинной мозг, чувствительны к движениям крестца.

Как и любые другие соединительные ткани организма, эти разделительные мембраны способны менять форму и натяжение, благодаря чему у мозга есть пространство для дыхания и пульсации. Намет мозжечка является элементом архитектуры мозга, поскольку являет собой плоскость, отделяющую «низший» отдел мозга, мозжечок, от «высшего» – собственно головного мозга. Подобно верхушке циркового шатра, намёт мозжечка служит последней горизонтальной диафрагмой нашего тела (рис. 8.4). Он вступает в мощный резонанс с другими горизонтальными оболочками – подошвенной фасцией, тазовым дном, дыхательной диафрагмой, голосовыми связками и нёбом. Это означает, что изменения в стопах или тазовом дне способны отразиться на футляре, в который заключен мозг. Нагрузки равномерно распределяются по всем этим оболочкам за счет ключевых соединений внутри тела. Намет мозжечка играет в организме важную роль, так как составляет энергетическую пару с третьим глазом и структурно связан с клиновидной костью, гипофизом и световым телом.

Рисунок 8.4. Пять диафрагм в тадасане (позе горы)







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.132.114 (0.004 с.)