ТОП 10:

Практика. Повторение звука а



Беззвучное повторение звука а – действенный способ расширить заднюю часть полости рта и создать пространство вдоль нёба. Пространство – это первичный элемент, связанный с горловой чакрой (рис. 1.1). Данное упражнение позволяет установить связь с материнским звуком санскрита и первоисточником всего сущего. Оно способствует смягчению горла и расслаблению языка, трахеи и голосовых связок.

Примите удобное положение сидя со скрещенными ногами на возвышении высотой 10–15 см, так чтобы таз был расположен выше уровня лодыжек. Сидите так, чтобы череп находился прямо над центром грудной клетки, а грудная клетка – над тазом. Закрыв глаза, расслабьте челюсть, мышцы губ и кожу в области горла и на задней поверхности шеи. Затем чуть слышно произнесите а. После того как вы издадите этот тихий звук, обратите внимание на то, что оболочки горла расширились и стали мягче. Как и при выполнении уджайи-пранаямы, ощутите, как а гладит ваше горло на вдохе и выдохе. Ментальная вибрация звука а призвана породить чувство легкости и сопричастности безграничному пространству. Представьте, что эта мистическая нота, пульсируя, выходит из центра вашего горла и заполняет собой все тело. Продолжайте эту визуализацию на протяжении 5–10 минут.

Мандала нёба

Верхней границей горловой чакры является нёбо. С точки зрения анатомии оно представляет собой место в верхней оконечности глотки, где сходятся носовые пазухи, рот и уши (рис. 7.5). Верхняя часть носоглотки находится на том же уровне, что и вершина позвоночника, точка соединения черепа и первого шейного позвонка. В верхнем отделе горла, подобно системе переплетающихся подземных туннелей, сходятся несколько проходов, среди которых не только каналы органов чувств (рта, носа и ушей), но и проходы дыхательной, пищеварительной, голосовой и лимфатической систем.

Нёбо представляет собой тонкий костный выступ, отделяющий полость рта от носовой полости. Оно является частью верхней челюсти, пневматической кости, сочлененной со спиралевидной внутренней структурой носовых костей. В некотором смысле область верхнего нёба – эпицентр системы чакр. В традиционных текстах по хатха-йоге пространство в задней части горла определяется как проход, ведущий непосредственно в тонкое тело. Почему же нише позади мягкого нёба в ротовой пещере отводится столь высокое предназначение? Эта область описывается на языке загадочных аллегорий и мифологических образов, который практически не поддается расшифровке.

Нёбо и промежность связаны друг с другом: между ротовой и тазовой полостями циркулируют нервные импульсы. Фрейд указывал на важность оральной и анальной стадий развития в течение первых трех лет жизни. С этими двумя эрогенными зонами сопряжены психологические проблемы, связанные с опекой, близостью, контролем и половым влечением. И следовательно, от промежности к нёбу пролегает главный путь следования жизненной энергии кундалини.

На санскрите нёбо называется талумандалам (талу означает «поверхность»), и его, как и подошвы стоп, можно считать еще одной внутренней картой тонкого тела. В индуистской и буддийской традициях мандалы – это изображения, которые состоят из вложенных друг в друга порогов, своего рода уменьшенные схемы Вселенной, используемые во время медитации, чтобы ориентироваться в лабиринтах ума. В структурном отношении нёбо – это пороговая кость, с выходами в пищеварительную, дыхательную, лимфатическую и голосовую системы. Кроме того, нёбо служит преддверием черепа и мозга, ибо по своим функциям оно чем-то напоминает чердачный люк, открывающий путь к черепному своду.

С точки зрения общемировой сакральной архитектуры нёбо подобно сводчатой конструкции, отделяющей священное от профанического. Например, потолки мечетей, имеющие вид полусферы, или своды соборов XIV века – все это преддверия небесной реальности. Подобным образом и люк на входе в ритуальную пещеру кива у племени пуэбло на Юго-Западе США напоминает переход нёба на пути в истинный череп. Вестибюль ротовой полости похож на пещеры, которые, в индейском мифе о сотворении мира (см. начало этой книги), служили порталами, ведущими к физическому и духовному рождению. В строении человеческого тела нёбо в верхней части ротовой полости представляет собой переход, открывающий дорогу к небосводу черепа.

Нёбо и путь сушумны

Нёбо состоит из двух спаренных костей, соединенных швом, – этот шов можно нащупать языком на своде ротовой полости. Он совпадает по форме с зигзагообразным соединением костей на самом темени (сагиттальный шов), который делит череп на правую и левую половины. Примечательно, что эти два шва являются зеркальным отражением друг друга. Проходя по срединной линии тела, они, как принято считать, служат входами в высший центральный канал.

Мне кажется, что, будь это возможно, хатха-йоги проникали бы прямо в череп, чтобы наблюдать за активностью головного мозга и формировать более просветленное, неэгоистичное сознание. Однако сфера черепа надежно заперта, и жизненно важные структуры мозга защищены от вторжений извне. Поэтому вместо прямого проникновения йогам приходится заворачивать язык кончиком вверх и давить им на свод рта или вести дальше, в мягкие пазухи в верхней части носоглотки (рис. 7.1). Поскольку нёбо находится рядом с мозгом, считается, что таким образом можно отслеживать мозговую активность. Заведение языка в полость позади мягкого нёба называется кхечари-мудрой. Цель кхечари-мудры – перекрыть зазор, сквозь который вытекает драгоценный нектар, и сохранять сокровенную жизненную силу:

Переходная область в задней части полости рта частично прикрыта кусочком плоти в форме капли, свисающим с нёба, – так называемым язычком. Если вы никогда его не видели, при следующем посещении ванной комнаты, глядя в зеркало, раскройте рот (как в симхасане, позе льва), и вы увидите мягкое образование, которым оканчивается нёбо. Этот клапан вместе с миндалинами, расположенными позади него, действует как элемент иммунной системы. При глотании мягкое нёбо и язычок приподнимаются вверх, чтобы воспрепятствовать попаданию пищи и жидкости в носовую полость.

В эзотерической анатомии йоги язычок, свисающий подобно сталактиту со сводов пещеры, находится как раз там, где капли нектара, который вырабатывается в черепе, падают в горло. Представления о божественной сыворотке, священном напитке богов, источаемом внутренними структурами передней части черепа, занимают видное место в эзотерических руководствах по йоге. С точки зрения физиологии эти капли бессмертия (амрита) в действительности могут являться секрецией гипофиза, главной железой черепа, расположенной всего в нескольких миллиметрах от вершины носоглотки (рис. 7.1). Мы уже знаем о соответствии между чакрами и эндокринными центрами организма и о том, насколько сильно гормоны влияют на биологические функции. Гипофиз, который соотносят с аджня-чакрой, расположенной в области третьего глаза, воздействует на все остальные чакры.







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.226.179 (0.012 с.)