Взаимоотношения местного самоуправления и государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимоотношения местного самоуправления и государства



Государство не руководит местным самоуправлением, если под руководством понимаются: формирование местного самоуправления; дача ему директивных указаний; повседневный контроль и опека деятельности; отмена актов.

Вместе с тем самостоятельность местного самоуправления и отделение его органов от органов государственной власти не дают оснований для вывода о независимости местного самоуправления от государства. Взаимоотношения местного самоуправления и государства строятся на следующем.

Во-первых, государство в Конституции и законах провозглашает существование местного самоуправления, его самостоятельность и вместе с тем подробно регулирует организацию местного самоуправления. Самостоятельность местного самоуправления имеет место в рамках государственных законов. Право местного самоуправления урегулировать свою деятельность в собственных уставах и иных нормативных правовых актах также гарантируется государством. А сами такие акты не могут выходить за границы дозволенного.

Во-вторых, государство может не только разграничить сферы ведения свои и местного самоуправления, но и подключить местное самоуправление к реализации государственных функций. В таком случае органы местного самоуправления выступают уже от имени государства и участвуют в осуществлении государственной власти — отсюда и двойственная природа местного самоуправления как общественной и государственной власти одновременно. Эта особенность взаимоотношений отражена в ч. 2 ст. 132 Конституции: «Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству».

В-третьих, государство призвано оказывать поддержку местному самоуправлению. Установленное Конституцией РФ отделение органов местного самоуправления от органов государственной власти следует понимать лишь в одном плане — в интересах обеспечения самостоятельности местного самоуправления. Однако без помощи государства местное самоуправление не в состоянии справиться со своими задачами.

Государственная поддержка местного самоуправления осуществляется в таких главных направлениях:

· наполнение финансовыми средствами местных бюджетов за счет отчислений из государственного бюджета; компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; предоставление дотаций, субвенций и иных форм финансовой помощи;

· поддержка повседневной деятельности местного самоуправления;

· организация совместных проектов с органами местного самоуправления, муниципальными образованиями;

· принятие на себя тех задач, решение которых непосильно или затруднительно для местного самоуправления, но напрямую связано с его интересами (энергетика, коммунальное обслуживание, дороги, связь и т. д.);

· защита интересов местного самоуправления, в том числе при попытках ограничить его права;

· обеспечение местному самоуправлению права на судебную защиту его интересов;

· обобщение и распространение передового опыта местного самоуправления.

В-четвертых, государство и его органы имеют право контроля за соблюдением в деятельности местного самоуправления интересов государства и норм законодательства.

Вторая часть этого тезиса более понятна: местное самоуправление обязано соблюдать законы государства; есть органы, которые за этим осуществляют контроль и надзор, и они добиваются, чтобы местное самоуправление соблюдало это условие. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гласит, что местное самоуправление несет ответственность перед государством за соблюдение законодательства, а противоречащие закону акты местного самоуправления подлежат отмене.

Первая часть тезиса — контроль за соблюдением в деятельности местного самоуправления интересов государства — требует пояснений. К сожалению, порой самостоятельность местного самоуправления гипертрофируют настолько, что оно, существуя в государстве, трактуется как неподвластная ему субстанция. Такого быть не может. Государство вправе контролировать деятельность местного самоуправления с позиций не только законности, но и соблюдения государственных интересов, если даже формального нарушения закона нет налицо. Конечно, при этом возникает так называемый фактор целесообразности, например, орган местного самоуправления вправе направить финансовые средства на одни цели, а государственный орган видит другой путь их использования. Возникает опасность мелкой и постоянной опеки местного самоуправления со стороны государственных органов. Однако это предполагает не отказ от права государства требовать учета общегосударственных интересов в местном самоуправлении, а правовое уточнение круга вопросов, в которых проявляются государственные интересы (финансы, территориальные изменения, общественный порядок, права граждан и т. д.), порядка согласования проектов решений органов местного самоуправления с государственными органами, механизмов разрешения конфликта.

В-пятых, у государства нет права на административную отмену актов местного самоуправления. Любой спор о законности соответствующего акта местного самоуправления разрешается в судебном порядке, если предварительные консультации и согласования не привели к его отмене самим органом, издавшим соответствующий акт. Для некоторых видов актов местного самоуправления иной путь признания их недействительными, кроме судебного, вообще невозможен, например, для решения местного референдума.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.005 с.)