Особенности отдельных видов субъектов Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности отдельных видов субъектов Российской Федерации



Как уже отмечалось, в состав Российской Федерации входят республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Хотя по Конституции РФ все они равноправны, непринципиальные особенности у отдельных субъектов все-таки есть.

Республики. Спецификой республик можно считать то, что они созданы по национально-территориальному признаку, отраженному в названии большинства субъектов, кроме Дагестана, название которого переводится на русский язык как «страна гор», при этом по пестроте национального состава Дагестан превосходит другие республики.

Кроме того, республики по Конституции РФ обозначены как государства (ч. 2 ст. 5). Однако мы уже отметили, что в плане суверенитета и права на внешнеполитические отношения наименование республики государством не дает ей особых прав и привилегий.

Правда, хотя по Конституции РФ республики юридически равноправны с другими субъектами, определенные последствия их особого положения можно наблюдать. Это проявляется в следующих моментах:

· республики поставлены на первое место в перечне субъектов РФ в ст. 65 Конституции РФ;

· они имеют в качестве своего главного правового акта конституцию, а другие субъекты — устав (по сути это не принципиально, тем более что некоторые субъекты в названии своего главного акта к слову устав в скобках добавляют «основной закон»);

· конституция республики может быть принята как ее органом законодательной власти, так и на референдуме субъекта, в то время как устав иного субъекта принимается только его органом законодательной власти;

· республики имеют право на установление своих государственных языков, которые употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации; для других субъектов такая категория не существует, хотя всем народам гарантируется Конституцией сохранение и использование их родных языков.

Края, области. Между этими субъектами РФ в настоящее время нет внешней разницы, они созданы и входят в состав Российской Федерации по территориальному признаку.

Города федерального значения. К ним относятся Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Москва и Санкт-Петербург всегда имели особое положение, в советское время их называли городами республиканского подчинения. Специфика Москвы состоит в том, что она выполняет сразу несколько функций: столица Российской Федерации, субъект РФ и административный центр Московской области. Санкт-Петербург является субъектом РФ и в то же время административным центром Ленинградской области. Что касается Севастополя, то этот город выделен в отдельный субъект Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Основанием такого выделения необходимо признать особое место Севастополя в военно-морской истории нашей страны. В преамбуле Устава города Севастополя от 14 апреля 2014 г. N 1-ЗС (принят Законодательным Собранием г. Севастополя 11 апреля 2014 г.) подчеркивается, что "основанный в 1783 году в качестве базы Российского Черноморского флота город Севастополь является легендарным городом воинской славы России, гарантом безопасности ее южных рубежей и оплотом стабильности в Черноморском регионе".

Автономная область. В настоящее время в России существует лишь одна автономная область — Еврейская. До 1991 г. имелось пять автономных областей и они входили в края. Далее четыре автономные области были преобразованы в республики в составе Российской Федерации, а оставшаяся Еврейская автономная область стала входить непосредственно в Федерацию.

У автономной области нет каких-либо особенностей в правовом положении. Тем не менее, они в принципе не исключаются, и как гарантия согласно ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области может быть принят федеральный закон об автономной области. Пока такого акта нет.

Автономные округа. Этот вид национально-территориальных единиц существует с 1930-х гг. Тогда они назывались национальными округами. Наименование «автономные округа» впервые нашло отражение в Конституции СССР 1977 г. и в Конституции РСФСР 1978 г. Автономные округа входили в состав краев и областей.

Вокруг природы округов постоянно ведутся споры разного свойства. Когда они еще назывались национальными округами, дискутировался вопрос: это автономные образования или административно-территориальные единицы? Возобладал первый подход, и в Конституции СССР 1977 г. эти единицы называются автономными округами.

Дискуссионным был и вопрос, являются ли округа субъектами РСФСР как федерации, тем более что они не входили напрямую в РСФСР, а состояли в административно-территориальной единице — крае, области. Федеративный договор 1992 г., внесший изменения в Конституцию РСФСР 1978 г., и Конституция РФ 1993 г. четко обозначили, что автономные округа — субъекты РФ.

Один автономный округ — Чукотский — был выведен в 1992 г. из состава Магаданской области и теперь входит непосредственно в Российскую Федерацию. Остальные девять автономных округов продолжали оставаться в составе края, областей — теперь уже субъектов РФ. Появилась даже конструкция так называемых сложносоставных или сложноустроенных субъектов РФ — тех, в которые входят автономные округа. Как говорилось ранее, в результате образования новых субъектов РФ 6 автономных округов прекратили существование в качестве субъектов РФ, эти округа теперь являются административно-территориальными единицами с особым статусом в составе новых субъектов РФ. Таким образом, на данное время есть четыре автономных округа, один входит напрямую в состав Российской Федерации, два автономных округа состоят в Тюменской области, один — в Архангельской области.

Как гарантию статуса автономных округов Конституция РФ (ст. 66) предусмотрела, что по представлению законодательных и исполнительных органов автономного округа может быть принят федеральный закон об автономном округе (пока не принято ни одного такого закона). Кроме этого, определено, что отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области (такие договоры имеются).

Тем не менее, на практике возникла конституционно-правовая коллизия: если край, область и автономный округ являются субъектами РФ, значит, они равны в своем статусе; если же автономный округ входит в состав края, области, он, следовательно, занимает подчиненное положение в отношении края, области. Между органами власти некоторых автономных округов и областей стали возникать трения. Были обращения в Конституционный Суд РФ, но и они не помогли — Суд предложил субъектам искать пути взаимопонимания и компромисса, отражать их в договорах об основах взаимоотношений и о сотрудничестве.

Перспективы разрешения этой коллизии видятся в объединении соответствующих субъектов в один (формально новый) субъект РФ.

Нельзя исключать и другой вариант разрешения коллизий — выход автономного округа из состава края, области и прямое вхождение его в Российскую Федерацию. Правда, хотя и есть пример с Чукотским автономным округом, этот вариант в политических кругах страны считается менее перспективным.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 1510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.007 с.)