ТОП 10:

Статус субъектов Российской Федерации



Статус субъектов РФ характеризуется определенными чертами, закрепленными в Конституции РФ.

1) Как уже отмечалось, субъекты РФ равноправны, т. е. имеют равные права и равные обязанности в качестве субъектов Федерации. Все они, конечно, имеют разный экономический потенциал, неодинаково используют те или иные возможности, но это уже другой вопрос.

2) Статус субъекта РФ определяется совместно Российской Федерацией и субъектом. Об этом четко сказано в ст. 66 Конституции РФ: статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики (ч. 1); статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и их уставом (ч. 2); статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5). В том числе это относится и к ситуации, когда субъекты хотят объединиться или разделиться. Таким образом, субъект РФ не может в одностороннем порядке определять основы своего конституционно-правового статуса.

3) У каждого субъекта РФ имеется свой основополагающий акт: конституция — у республики, устав — у остальных субъектов. Каждый субъект имеет право на свое законодательство. Более того, есть гарантии самостоятельности правотворчества субъектов РФ по вопросам своего ведения — субъект обязан следовать актам федерального уровня, принятым по вопросам ведения Российской Федерации, но акт субъекта, изданный по вопросам его собственного ведения, не может быть «перекрыт» федеральным законом.

4) У каждого субъекта РФ есть своя территория, а также своеобразное территориальное верховенство. Оно состоит в том, что территорию субъекта РФ нельзя изменить без согласия этого субъекта. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67 Конституции РФ). Совет Федерации утверждает изменение границ между субъектами РФ, но делает это лишь по представлению заинтересованных субъектов и не вправе принимать соответствующих решений, если не проявлено их инициативы. Как говорилось ранее, внутри Российской Федерации не допускается установление (в том числе и субъектами РФ) таможенных границ, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Необходимые ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 74 Конституции РФ).

5) Каждый субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти. Она устанавливается субъектом самостоятельно, однако в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (Закон об общих принципах организации органов власти субъектов РФ). Система органов государственной власти субъекта РФ представлена органом законодательной (представительной) власти, высшим должностным лицом, высшим коллегиальным органом исполнительной власти, иными органами исполнительной власти субъекта. В ряде субъектов созданы конституционные или уставные суды.

Что касается статуса субъектов РФ в части государственных органов, то необходимо иметь в виду следующее:

· субъекты не вправе создавать какие-либо чрезвычайные органы, а также органы, не соответствующие республиканской форме правления (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ), а также принципу разделения властей (ст. 10);

· наличие органов государственной власти субъектов не препятствует осуществлению федеральной власти на всей территории России, включая и территории конкретных субъектов, причем субъекты обязаны содействовать деятельности федеральных органов государственной власти.

6) Положение субъектов РФ характеризуется целым набором их возможностей в федеративных отношениях с Российской Федерацией. Прежде всего, Конституция РФ предусмотрела разделение вопросов ведения между Федерацией и субъектами: вопросы исключительного ведения Федерации; вопросы совместного ведения Федерации и ее субъектов; вопросы собственного ведения субъектов.

Есть также представительство субъектов РФ на федеральном уровне и возможность постановки ими вопросов перед органами Федерации, которые обязаны отреагировать на подобные обращения. Так, каждый субъект РФ делегирует двух представителей в Совет Федерации — верхнюю палату Федерального Собрания. Есть представительства республик при Президенте РФ, других субъектов РФ — при Правительстве РФ. Орган законодательной власти субъекта имеет право вносить проекты законов на рассмотрение Государственной Думы (т.е. осуществлять право законодательной инициативы), а также предлагать Президенту РФ кандидатуры на вакантные должности судей Конституционного Суда РФ. Органы законодательной и исполнительной власти субъектов могут обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами об оценке конституционности ряда нормативных актов (в том числе федеральных законов) и договоров, а также по спорам о компетенции с органами государственной власти Федерации и других субъектов РФ.

Процедура решения определенных вопросов федерального уровня предусматривает участие субъектов РФ. Например, при внесении поправок в Конституцию РФ проект закона Федерации о поправке направляется органам законодательной власти субъектов и имеет шансы на принятие лишь после их одобрения не менее чем двумя третями указанных органов. Проекты федеральных законов в обязательном порядке направляются Государственной Думой всем субъектам РФ, и при возражении против акта одной трети субъектов должна быть создана согласительная комиссия с их участием.

По ряду федеральных должностей субъекты РФ вправе высказывать мнение о кандидатах на эти должности. В частности, на основе ч. 3 ст. 129 Конституции РФ (в ред. 2014 г.) прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ, согласованному с субъектами РФ (до этого прокуроров субъектов РФ назначал Генеральный прокурор РФ, согласование также требовалось, как записано в ст. 13 Федерального закона от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации», с органами государственной власти субъектов РФ, определяемыми самими субъектами РФ). В Указе Президента РФ от 2 июля 2005 г. «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» установлено, что руководитель федерального органа исполнительной власти до решения вопроса о кандидате на должность руководителя своего территориального органа согласовывает кандидатуру с главой исполнительной власти субъекта РФ (подробнее этот вопрос будет рассмотрен ниже).

7) Субъекты, естественно, имеют право на сотрудничество друг с другом. Они могут заключать взаимные договоры, решать текущие вопросы, посылать друг к другу делегации, представителей и т. д.

8) У субъектов РФ есть право на государственную собственность. Она подлежит разграничению между Российской Федерацией и ее субъектами. Разграничение государственной собственности относится к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Естественно, что субъект РФ обязан учитывать в решении вопросов государственной собственности интересы Федерации, он не вправе объявить исключительно своим достоянием землю, иные природные ресурсы и материальные объекты по признаку их расположения на территории субъекта.

9) Статус личности в Российской Федерации является единым и не зависит от того, на территории какого субъекта человек проживает. Причем если по Конституции РФ «защита прав и свобод человека и гражданина» относится к совместному ведению Федерации и ее субъектов, то «регулирование» его статуса — исключительно к ведению Федерации.

Это не исключает права субъекта РФ на принятие дополнительных мер по обеспечению статуса личности, по укреплению материального положения граждан.

На всей территории РФ обеспечивается единый правопорядок, для чего создается единая система правоохранительных органов. Но формируются правоохранительные органы преимущественно за счет граждан России, проживающих на территории соответствующего субъекта. Субъект призван принимать меры по поддержке правоохранительных органов, обеспечению их деятельности.

10) Охраной безопасности страны, вооруженной защитой ее территории занимается Российская Федерация. Отсюда у субъекта РФ нет права на свои войсковые формирования (армию, внутренние войска, пограничников и т. п.). Но у субъекта есть обязанность оказывать содействие обеспечению безопасности государства.

11) У субъектов РФ есть право участия в международных и внешнеэкономических отношениях. Поскольку данная сфера относится к совместному ведению Федерации и субъектов (ст. 72 Конституции РФ), Россия координирует международные и внешнеэкономические связи субъектов. Соответствующие вопросы регулирует Федеральный закон от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Субъекты обязаны учитывать интересы Федерации в данной сфере, а Российская Федерация — интересы субъектов РФ. Дипломатические и консульские учреждения являются едиными для Федерации, хотя при необходимости в них могут трудиться и представители соответствующих субъектов РФ.

12) Субъекты РФ имеют право на применение официального языка. Для республик допускается наличие своего собственного государственного языка (ст. 68 Конституции РФ). В органах власти и местного самоуправления республики он употребляется наряду с государственным языком Российской Федерации. Для других субъектов РФ наличие государственного языка не предусмотрено. Если для краев, областей, городов федерального значения, где преимущественно проживают русские, это понятно, так как государственный язык есть их родной язык, то не надо забывать, что в автономных единицах проживают компактные национальные группы населения. Но на этот счет Конституция гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ч. 3 ст. 68), а также права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ (ст. 69).

13) Все субъекты РФ имеют право на свои символы: герб, флаг, гимн, а также столицу (для республики) или административный центр (для остальных субъектов).

 







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.176.125 (0.008 с.)