ТОП 10:

Основные обязанности граждан



Права и обязанности выступают как 2 неразделимые категории диалектического единства. Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.

Единство прав и обязанностей в нашем обществе является важнейшим принципом, выражающим гармоничное сочетание личных и общественных интересов, взаимную ответственность и взаимные социальные требования, притязания гражданина и правового государства. Тезис о том, что «нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав», получает здесь реальное воплощение. При этом обязанности, как и права, носят реальный характер и коренным образом отличаются от тех обязанностей, которые декларативно провозглашаются в Конституциях социалистических стран, где государство - чужая для них сила, сила, служащая интересам одной лишь, господствующей во всех сферах общественной жизни партии.

 

Основными называются те права, свободы и обязанности человека и гражданина, которые закреплены в конституции государства. Следовательно, понятия «основные права, свободы и обязанности» и «конституционные права, свободы и обязанности» являются тождественными.

При этом надо ответить на 2 вопроса.

Первый вопрос: могут ли быть основными права, свободы и обязанности, закрепленные не в конституции, а в иных актах и тем более в международно-правовых документах, признаваемых государством? Конституция РФ дает несколько замысловатый ответ: в ч. 1 ст. 55 сказано, что перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В целом это означает, что исследователи не должны исключать трактовку каких-либо прав и свобод как основных даже тогда, когда они еще не включены в Конституцию, но это рано или поздно будет сделано.

Второй вопрос, вытекающий из первого: можно ли основные права, свободы и обязанности закреплять не в конституции государства, а в иных источниках конституционного права? Ответ должен быть таким: основные права, свободы и обязанности целесообразнее отражать в нормах конституции; при определенных обстоятельствах все-таки нельзя исключать первоначального их включения в акты текущего законодательства — при условии, что на очередном этапе конституционных реформ такие права, свободы и обязанности поднимаются на уровень конституционного регулирования.

 

Под юридической обязанностью личности понимается материально обусловленная и гарантированная необходимость в поведении личности, границы которой определены нормами объективного права, в целях пользования определенными благами и ценностями для удовлетворения общественных и личных потребностей и интересов на основе их единства и сочетания. Юридическая обязанность личности является частью механизма обеспечения баланса интересов личности и общества. Взаимосвязь прав и обязанностей выступает основополагающим принципом правого статуса личности.

Обращаясь к основным обязанностям граждан, следует обратить внимание на то, что многие обязанности можно считать корреспондирующими правам и свободам граждан.

В одних случаях они подразумеваются в силу логической связи с соответствующими правами и свободами — как необходимость уважать их. Например, если у каждого человека есть право на жизнь, значит, у каждого есть и обязанность уважать право других на жизнь; поэтому любые формы покушения на жизнь человека влекут меры юридической ответственности. Закрепляя право на защиту персональных данных, Конституция содержит запрет: сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ч. 1 ст. 24). Это требование можно отнести не только к органам государства и местного самоуправления, общественным объединениям, должностным лицам, но в равной мере и ко всем гражданам; оно может трактоваться как обязанность, корреспондирующая указанному конституционному праву.

В других случаях обязанности, развивающие права и свободы, специально закрепляются в нормах Конституции совместно с этими правами и свободами. Например, в ч. 2 ст. 38 Конституции РФ сказано: «Забота о детях, их воспитаниеравное право и обязанность родителей», а в ч. 3 той же статьи говорится: «Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях». Статья 43 Конституции закрепляет право на образование. Но в ч. 4 этой статьи читаем: «Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования». В ст. 44 закреплено право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. И вместе с тем в ч. 3 ст. 44 записано: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».

Наряду с этим некоторые статьи Конституции РФ специально посвящены только обязанностям граждан. Речь идет о следующих обязанностях.

1) Обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15). Важнейшей обязанностью человека и гражданина является соблюдение Конституции и законов. Обязанность соблюдать Конституцию и законы универсальна, распространяется на всех субъектов правоотношений, требует от лица не только правомерного поведения во всех сферах жизни и деятельности, но и призывает его содействовать практической реализации принципов Конституции, положений законодательства.

2) Обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

3) Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

4) Обязанность защиты Отечества (ст. 59). Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Он несет военную службу в соответствии с федеральным законом. В ч. 3 ст. 59 Конституции РФ предусмотрено: «Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой».

В Российской Федерации действует Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе». Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы утверждено постановлением Правительства РФ от 28 мая 2004 г.

Альтернативная гражданская службаособый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву (ст. 1 названного Федерального закона). Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами (ст. 2).

На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе» призывной комиссией военного комиссариата принято соответствующее решение. Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.

Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет: для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 г.,42 месяца; с 1 января по 31 декабря 2007 г.31,5 месяц; для граждан, окончивших государственные, муниципальные или аккредитованные негосударственные вузы и направленных для ее прохождения до 1 января 2008 г.,21 месяц; для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 г.,21 месяц. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет: для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 г.,36 месяцев; с 1 января по 31 декабря 2007 г. включительно27 месяцев; для граждан, окончивших государственные, муниципальные или аккредитованные негосударственные вузы и направленных для ее прохождения до 1 января 2008 г.,18 месяцев; для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 г.,18 месяцев.

Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата. Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при его увольнении с альтернативной гражданской службы. Сделать это надо в день истечения срока альтернативной гражданской службы.

В срок альтернативной гражданской службы не засчитываются: прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня); время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем гражданам, обучающимся в образовательных организациях; время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста; появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными федеральным законодательством. Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и стаж работы по специальности. За гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, сохраняется жилая площадь, занимаемая им до направления на альтернативную гражданскую службу. В течение 3 месяцев после увольнения за ним сохраняется право вернуться на работу в ту же организацию и на ту же должность, откуда он пошел на службу, а при отсутствии работы (должности) — на другую равноценную работу (должность) в той же или, с согласия работника, другой организации. Если человек был направлен на альтернативную гражданскую службу в период его обучения в образовательной организации, за ним сохраняется право быть зачисленным для продолжения учебы в ту же образовательную организацию и на тот курс, где он обучался до направления на службу. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на обучение во внерабочее время в образовательных организациях по заочной или очно-заочной (вечерней) форме обучения.

 

Интересен и такой вопрос: можно ли ограничить (уменьшить) круг основных прав и свобод, обязанностей путем их исключения из Конституции РФ? Предшествующий опыт отечественного конституционного регулирования свидетельствует о том, что подобное может происходить. В частности, в Конституции СССР 1977 г., в Конституции РСФСР 1978 г. было записано право на критику, которое не нашло места в Конституции РФ 1993 г. В тех же конституциях говорилось о праве участвовать в управлении государственными и общественными делами, теперь — только в управлении делами государства. В конституциях советского периода говорилось об обязанностях трудиться, беречь и укреплять социалистическую собственность, оберегать интересы государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета, их теперь нет в Конституции РФ.

Однако здесь есть 2 момента.

Во-первых, были и могут быть в Конституции какие-то права, свободы и обязанности, обусловленные системой и идеологией, а также концепцией предмета и пределов конституционного регулирования. Если они меняются, неизбежен и отказ от определенных положений. Конечно, это не снимает вопроса о том, лучше или хуже прежние и новые подходы.

Во-вторых, при следовании государства общепризнанным международным стандартам в регулировании прав, свобод и обязанностей граждан исключение тех или иных положений из конституции необходимо соизмерять и оценивать с позиций следования таким стандартам. Если вдруг Российская Федерация исключит из своей Конституции нормы, отражающие соответствующие права, свободы и обязанности, ей придется как-то объяснять свои действия международному сообществу.

 







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.187.81 (0.005 с.)