Принцип сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательных систем при выборах депутатов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательных систем при выборах депутатов



Мажоритарная (от фр. majorite — большинство) избирательная система — это избрание депутатов по территориальным избирательным округам, на которые разбивается территория государства или территориальной единицы. Если в одном избирательном округе избирается один депутат, это будет одномандатный (униноминальный) округ, если в округе избираются два депутата, это будет двухмандатный (биноминальный) округ, если в округе избираются 3 депутата и более, это будет многомандатный (полиноминальный) округ.

При мажоритарной избирательной системе каждый кандидат выдвигается и избирается в соответствующем избирательном округе в личном качестве, хотя это может быть и самовыдвижение, и выдвижение политической партией.

При выборах по мажоритарной системе победитель должен набрать больше голосов избирателей, чем его соперники.

Если для победы кандидату надо набрать число голосов, не просто большее, чем у соперников, но еще и составляющее не меньше половины от общего числа зарегистрированных избирателей (т. е. включенных в избирательные списки), это мажоритарная избирательная система абсолютного большинства.

Когда победителю достаточно не менее половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, это мажоритарная избирательная система простого большинства.

Если для победы необходимо определенное число голосов (например, 25, 30, 40%, две трети от числа участвовавших в выборах избирателей), это мажоритарная избирательная система квалифицированного большинства.

Когда же для победы достаточно набрать больше голосов, чем набрали соперники (т.е. большинство относительно своих конкурентов), и неважно, сколько это будет от количества проголосовавших избирателей, налицо мажоритарная избирательная система относительного большинства.

Пропорциональная избирательная система — это голосование за списки кандидатов в депутаты. Списки выдвигаются политическими партиями (ранее в России также и избирательными блоками, они образовывались как союз только партий либо партий и иных общественных объединений, с 2005 г. блоки исключаются, но, как мы говорили ранее, с 2009 г. по инициативе Президента РФ введена возможность союзов или соглашений политических партий и иных общественных объединений на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, в этом случае выдвигается единый список, в котором 15% мест отводится кандидатам от иных общественных объединений).

До последнего времени принцип сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательных систем применялся в основном на выборах депутатов Государственной Думы и в порядке исключения на выборах депутатов представительных органов власти отдельных субъектов РФ. Как уже отмечалось, Закон об основных гарантиях избирательных прав уже в начальной редакции (п. 16 ст. 35) предписал применять в сочетании мажоритарную и пропорциональную избирательные системы на выборах законодательных органов субъектов РФ, не менее половины депутатских мандатов распределять по спискам избирательных объединений, причем к распределению мандатов здесь допускается не менее двух списков кандидатов, получивших вместе не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Избирательное законодательство субъектов РФ также вводит процентные барьеры сбора партиями голосов избирателей, при достижении которых они допускаются к распределению депутатских мандатов. В основном субъекты РФ устанавливали 5—7%-ный барьер, но были и такие, кто завышал планку вплоть до 10%. Федеральный законодатель счел это чрезмерным, названный Закон в ред. от 21 июля 2005 г. разрешил планку не более 7%.

Что касается муниципальных выборов, здесь вначале были лишь мажоритарные выборы, хотя и не исключалась возможность применения пропорциональной системы. Но 20 марта 2011 г. ст. 23 «Муниципальные выборы» Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» была дополнена ч. 31, согласно которой не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 депутатов и более распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.

С учетом выводов Конституционного Суда в ст. 35 Закона об основных гарантиях избирательных прав 16 октября 2012 г. был включен п. 19: «Выборы депутатов представительных органов поселений (за исключением городских округов) с численностью населения менее 3 тыс. человек, а также представительных органов поселений (включая представительные органы городских округов) с численностью менее 15 депутатов проводятся по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам».

Таким образом, законодательная новелла все-таки сдерживает увлечение «партийными» выборами на уровне муниципальных образований.

Одновременно в ст. 35 Закона об основных гарантиях избирательных прав был включен п. 20 следующего содержания: «В случае, если в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального образования (за исключением представительного органа муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов) часть депутатских мандатов распределяется между списками кандидатов, выдвинутых политическими партиями, их региональными отделениями или иными структурными подразделениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, распределению между указанными списками кандидатов подлежат не менее 10 депутатских мандатов». Аналогичное положение было включено также в ст. 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Новеллой от 2 ноября 2013 г. выделенные слова исключены из обоих законов. Возникла не совсем непонятная ситуация. Получается, что фактически по всем муниципальным образованиям допускается избрание части депутатов по партийным спискам.

В целом можно констатировать, что картина с принципом сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательных систем противоречивая. На выборах депутатов Государственной Думы сейчас законодательно сохраняется только пропорциональная система.

 

Принцип состязательности

В советский период юридически допускалось выдвижение нескольких кандидатов на одно депутатское место. Но фактически на избрание по избирательному округу претендовал один кандидат, его подбор осуществлялся в условиях однопартийной системы. И хотя при этом тоже были скрытая конкуренция и борьба на стадии отбора, но избиратели о ней ничего не знали и получали «готового» кандидата, могли голосовать за или против него, не имея альтернативных фамилий. На практике этот кандидат получал 99% голосов избирателей.

На выборах народных депутатов СССР в 1989 г., народных депутатов России и местных Советов в 1990 г. уже использовался принцип состязательности, фактически выдвигалось несколько (а то и очень много) кандидатов на одно депутатское место. И все-таки законодательство не требовало обязательного выдвижения двух и более кандидатов, выборы проводились и в том случае, если оставался один кандидат.

Начиная с выборов 1993 г., положение было принципиально изменено. Избиратель, приходя голосовать, в избирательных бюллетенях должен был найти соответственно фамилии не менее двух кандидатов в депутаты по избирательному округу и не менее двух списков по федеральному округу. По Закону о выборах депутатов Государственной Думы 2002 г. требовалось, чтобы не менее 3 списков баллотировались по федеральному избирательному округу. Если альтернативных кандидатов и списков кандидатов нет, выборы откладываются на определенный срок (общее требование — не более 6 месяцев) для дополнительного выдвижения кандидатов и списков. При изменении Закона в 2003 г. даже было определено, что надо иметь не менее 4 федеральных списков, хотя подведение итогов допускалось и в случае, если оставалось не менее 2 таких списков. По Закону о выборах депутатов Государственной Думы 2005 г. требуется участие в распределении депутатских мандатов минимум 2 партийных списков. В настоящее время действует ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 22.02. 2014 г. № 20-ФЗ.

Федеральное законодательство разрешает проводить выборы в одномандатном округе или едином избирательном округе по одной кандидатуре:

1) при повторном голосовании (например, второй тур выборов Президента РФ возможен, если остается один кандидат);

2) на выборах депутатов органов муниципальных образований (если это предусмотрено законом субъекта РФ). Однако при этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50% избирателей, принявших участие в голосовании.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 685; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.006 с.)