Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема ограничений прав, свобод и обязанностей
Итак, мы рассмотрели основные права и свободы, а также обязанности человека и гражданина по Конституции РФ. Вместе с тем надо исходить из требования, закрепленного в ч. 1 ст. 55 Конституции РФ: «Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». Возникают вопросы: что значит «общепризнанных», кто должен назвать какие-то права общепризнанными? По всей вероятности, речь идет о том, что мировое сообщество в своем документе (декларации, уставе и т. д.) решит обозначить важность каких-то прав, свобод; если Россия подписала эти документы, т. е. признала их для себя обязательными, то в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ такие документы стали частью нашей национальной правовой системы. И тогда соответствующие права и свободы становятся такими же для нас общепризнанными, как и то, что записано в Конституции РФ. Есть 2 дальнейших пути: либо внести дополнения в Конституцию, либо объявить равенство соответствующих прав и свобод записанным в Конституции. Конечно, предпочтительнее первый путь, поскольку отражение в Конституции РФ прав или свобод оказывает более сильное влияние на граждан страны, а также на совершенствование текущего законодательства. К тому же давно сложилось, что именно закрепленные в основном законе положения являются исходными для всех других прав и свобод. Но пока в Конституцию не внесли дополнение, приходится «мириться» с тем, что основные права или свободы отражены в ином акте.
Касаемо ограничений прав и свобод, следует отметить, что согласно ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Вместе с тем, в ч. 3 ст. 55 закреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, в Российской Федерации могут устанавливаться определённые ограничения прав и свобод. Об этом говорится также в ч. 1 ст. 56 Конституции РФ: «В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия».
Как видим, Конституция содержит ряд условий — ограничения прав и свобод могут быть, но только: 1) отдельные; 2) в условиях введения чрезвычайного положения; 3) для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя; 4) в соответствии с ФКЗ. Последнее положение — «в соответствии с ФКЗ» — не означает принятия специального федерального конституционного закона об ограничениях прав и свобод. Здесь подразумевается другое: в целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя принимается федеральный конституционный закон о чрезвычайном положении, он-то и определяет ограничения прав и свобод в соответствующих условиях. Не случайно ст. 56 Конституции содержит ч. 2, которая гласит: «Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом». Такой акт имеется — это Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3 «О чрезвычайном положении». Вместе с тем Конституция (ч. 3 ст. 56) называет права и свободы, которые не подлежат ограничению ни в каких ситуациях. Они предусмотрены ст. 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46—54 Конституции РФ. Это права и свободы: на жизнь; достоинство личности; неприкосновенность частной жизни; право на защиту персональных данных; свобода совести, свобода религиозного вероисповедания; свобода предпринимательской и иной не запрещенной экономической деятельности; право на жилище; право на судебную защиту, на рассмотрение дела надлежащим судом, презумпция невиновности, право на гуманизм правосудия, на получение юридической помощи, на защиту интересов потерпевших, на применение действующего закона. Интересен и такой вопрос: можно ли ограничить (уменьшить) круг основных прав и свобод, обязанностей путем их исключения из Конституции РФ? Предшествующий опыт отечественного конституционного регулирования свидетельствует о том, что подобное может происходить. В частности, в Конституции СССР 1977 г., в Конституции РСФСР 1978 г. было записано право на критику, которое не нашло места в Конституции РФ 1993 г. В тех же конституциях говорилось о праве участвовать в управлении государственными и общественными делами, теперь — только в управлении делами государства. В конституциях советского периода говорилось об обязанностях трудиться, беречь и укреплять социалистическую собственность, оберегать интересы государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета, их теперь нет в Конституции РФ.
Однако здесь есть 2 момента. Во-первых, были и могут быть в Конституции какие-то права, свободы и обязанности, обусловленные системой и идеологией, а также концепцией предмета и пределов конституционного регулирования. Если они меняются, неизбежен и отказ от определенных положений. Конечно, это не снимает вопроса о том, лучше или хуже прежние и новые подходы. Во-вторых, при следовании государства общепризнанным международным стандартам в регулировании прав, свобод и обязанностей граждан исключение тех или иных положений из конституции необходимо соизмерять и оценивать с позиций следования таким стандартам. Если вдруг Российская Федерация исключит из своей Конституции нормы, отражающие соответствующие права, свободы и обязанности, ей придется как-то объяснять свои действия международному сообществу.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.008 с.) |