Конституционно-правовые основы судебной системы Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционно-правовые основы судебной системы Российской Федерации



Судебная система Российской Федерации — это совокупность всех видов судов, которые есть и могут существовать в нашей стране. В соответствии с ч. 3 ст. 118 Конституции РФ «судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается».

Из приведенного положения следует, что основы судебной системы заложены в самой Конституции РФ. Правда, в ней не много норм, дающих представление о судебной системе. Часть 2 ст. 118 Конституции РФ, гласящая, что «судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства», не позволяет увидеть все многообразие судов.

Конституция РФ в начальной редакции называла высшие суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 125, 126, 127). По конституционной реформе 2014 г. первые 2 суда названы в Конституции, а Высший Арбитражный Суд РФ упраздняетсяутратила силу посвященная ему ст. 127 Конституции). Верховный Суд стал единственным высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам.

Другие уровни судов в прежней редакции Конституции не назывались, она оперировала понятиями «суды общей юрисдикции» (ст. 126), «арбитражные суды» (ст. 127), «другие федеральные суды» (ст. 128). В новой редакции Конституции мы встречаем понятия «суды, образованные в соответствии с федеральным конституционным законом» и «другие федеральные суды». Хотя очевидно, что суды общей юрисдикции, как суды по уголовным и гражданским делам, и арбитражные суды, как суды по экономическим спорам, сохраняются как раздельные системы (пока?).

Всю судебную систему страны регулирует Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) «О судебной системе Российской Федерации». В статье 1-й Закон провозглашает, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и указанным Федеральным конституционным законом.

При естественном наличии различных уровней судов для них характерно единство. Это требование отражено в ст. 3 указанного Закона. Она гласит, что единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

1) установления судебной системы РФ Конституцией РФ и данным ФКЗ;

2) соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

3) применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

4) признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;

5) законодательного закрепления единства статуса судей;

6) финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

    Согласно указанному Закону (ст. 4) правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и данным ФКЗ. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

В РФ действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ.

К федеральным судам относятся:

1) Конституционный Суд Российской Федерации;

2) Верховный Суд Российской Федерации;

3) кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции (в ред. Федерального конституционного закона от 29.07.2018 N 1-ФКЗ);

4) арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся:

1) конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

2) мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Применительно к большинству судов в Российской Федерации можно сказать, что у государства в целом и у субъектов РФ нет выбора — такие суды должны создаваться. Лишь в отношении одного вида — конституционных (уставных) судов субъектов РФ — Закон 1996 г. позволяет усмотрение. Статья 27 названного Закона гласит, что конституционный (уставный) суд субъекта РФ «может создаваться субъектом Российской Федерации». Иными словами, создание такого суда — дело самого субъекта РФ. В данное время они созданы в 18 субъектах; в некоторых субъектах существование суда предусмотрено основным актом субъекта, но реально суд пока не сформирован; есть немало и таких субъектов РФ, которые не имеют правовых норм о подобных судах.

 

Статья 5 закрепляет самостоятельность судов и независимость судей. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.

Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

Статья 6 установлена обязательность судебных постановлений. Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Статья 7 закреплён принцип равенства всех перед законом и судом. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

Статьёй 8 предусмотрено право граждан РФ участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом.Участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом.

Статьёй 9 закреплён принцип гласности в деятельности судов. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, кассационных судах общей юрисдикции, апелляционных судах общей юрисдикции, арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

 

Основы статуса судей закреплены в главе 2 -й данного Закона. Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ и данным ФКЗ полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Судья, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее 10 лет и находящийся в отставке, считается почетным судьей. Он может быть привлечен к осуществлению правосудия в качестве судьи в порядке, установленном федеральным законом. Судьям предоставляется за счет государства материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее их высокому статусу. Ежемесячное денежное вознаграждение и ежеквартальное денежное поощрение судьи не могут быть уменьшены в течение всего времени пребывания его в должности. Статья 12 закрепляет принцип единства статуса судей. Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации. Статьёй 15 закреплён принцип несменяемости судьи. Судья не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия. Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи. Решение соответствующей квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации. Принцип неприкосновенность судьи провозглашён в статье 16. Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда - 70 лет, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом

Конституция РФ предусматривает наличие специальной нормативно-правовой базы функционирования судов. Так, ч. 3 ст. 128 закреплено: «Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом». Практика пошла по пути принятия таких законов об отдельных видах судов. Действуют федеральные конституционные законы: от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 7 февраля 2011 г. «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации», от 23 июня 1999 г. «О военных судах Российской Федерации». В 2014 г. произошли масштабные реформы законодательства о судах. Прежде всего, это принятие федерального конституционного закона о Верховном Суде РФ (принят в 2014 г.), упразднение Высшего Арбитражного Суда РФ, существенные корректировки федеральных конституционных законов о судах общей юрисдикции и об арбитражных судах. Субъекты РФ, создавая конституционные, уставные суды, включают нормы о них в свои конституции, уставы и принимают специальные законы об этих судах.

Что касается мировых судей, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» хотя и отнес их к судьям субъектов РФ, но предусмотрел 2 уровня регулирования. Статусу судей посвящен Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации». Этот акт гласит, что мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются, помимо указанного Закона, Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ. Несмотря на последнее положение Закона, в реальности мировые судьи действуют как часть федеральной системы правосудия (осуществление правосудия в порядке, установленном федеральным законом; вынесение решений именем Российской Федерации; распространение на мировых судей всех гарантий, существующих для судей в Российской Федерации, а они закреплены федеральным законодательством; финансирование деятельности мировых судей из федерального бюджета).

В перспективе можно видеть законодательный перевод мировых судей в систему федеральных судов.

Суть и назначение судов кратко определены в Конституции РФ, полнее — в Законе 1996 г., других федеральных конституционных законах и федеральных законах.

Согласно законоположениям Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Со вступлением в силу Закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" произошло объединение Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Верховный Суд РФ ранее являлся высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Новая редакция ст. 126 Конституции РФ: «Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики». Надо полагать, в обновленном законодательстве тоже будет предусмотрено, что Верховный Суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, — также и в качестве суда первой инстанции; он является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к судам общей юрисдикции субъектов РФ, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.

Указанным Законом установлен порядок создания и упразднения судов. Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Верховный Суд Российской Федерации в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики. Статьёй 19.1, введённой ФКЗ от 29.07.2018 N 1-ФКЗ, регламентируется положение кассационного суда общей юрисдикции. Кассационный суд общей юрисдикции в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Кассационный суд общей юрисдикции является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям, если иное не установлено федеральным конституционным законом. Статьёй 19.2, введённой ФКЗ от 29.07.2018 N 1-ФКЗ, устанавливается положение апелляционного суда общей юрисдикции. Апелляционный суд общей юрисдикции в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Апелляционный суд общей юрисдикции является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного апелляционного округа верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, суду автономной области, судам автономных округов, если иное не установлено федеральным конституционным законом. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и апелляционной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляют другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Указанные суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Арбитражный суд округа (арбитражный кассационный суд) рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Арбитражный суд округа является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Российской Федерации, если иное не установлено федеральным конституционным законом. Арбитражный апелляционный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Арбитражный суд субъекта РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел, подсудных судам общей юрисдикции, а также экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, согласно Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» учреждаются путем внесения изменений и дополнений в данный Закон.

В частности, в соответствии со ст. 261, включенной в Закон 6 декабря 2011 г., учрежден суд по интеллектуальным правам. Он является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций.

Таким образом, с принятием Федерального конституционного закона от 6 декабря 2011 г. N 4-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам" структура арбитражных судов претерпела серьезные изменения.

К подведомственности Суда по интеллектуальным правам отнесены:

1) дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации;

2) дела по спорам о предоставлении или прекращении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (за исключением объектов авторских и смежных прав, топологий интегральных микросхем).

Численность Суда  по интеллектуальным правам - 30 судей. Председатель, заместители председателя и судьи Суда по интеллектуальным правам назначаются на должность при соблюдении требований и в порядке, которые установлены для председателя, заместителей председателя и судей федеральных арбитражных судов округов.

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации. Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

Суды общей юрисдикции субъектов РФ рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Данные суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам.

Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются в установленном федеральным законом порядке органы судейского сообщества. Высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей Российской Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации. Обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратами этих судов. Обеспечение деятельности других судов, образованных в соответствии с данным ФКЗ, осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. Аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда.

 

В настоящее время в РФ происходит создание новой системы кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции. По этому поводу Президентом РФ был подписан новый конституционный закон №1-ФКЗ от 29 июля 2018 года.

В рамках этого документа произошло внесение изменений в действующие нормы ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и прочие конституционные законы.

В 2017 году Пленум Верховного суда предложил рассмотреть проект о реформе части судебной системы (постановление Пленума ВС РФ от 13.07.2017 № 28). Он предложил создать отдельные апелляционные и кассационные суды в системе судов общей юрисдикции. Госдума поддержала проект. 29 июля 2018 года был принят соответствующий закон (ФКЗ от 29.07.2018 № 1-ФКЗ). В ходе судебной реформы новые суды начнут функционировать до 1 октября 2019 года. Эти структуры будут работать на межрегиональном уровне. Им нужно будет адресовать апелляционные и кассационные жалобы на судебные акты областных, краевых судов, судов республик и т. д.

Осенью 2019 года произойдет разделение судов общей юрисдикции. Будут созданы отдельные новые суды для апелляционной и кассационной инстанций.

Сейчас в областных судах апелляционные и кассационные жалобы рассматривались одним и тем же судом. Конечно же, судьи были разные, но из одного коллектива, сидящие в соседних кабинетах. Фактически Президиум пересматривал дела своего же областного суда.

После судебной реформы апелляционная и кассационная инстанции будут выведены в отдельные подразделения и будут рассматривать дела независимо друг от друга. Для этого к 1 октября 2019 года будут созданы 5 апелляционных судов и 9 кассационных судов общей юрисдикции.

Такая система разделения инстанций уже была проведена в 2003-2006 годах, когда после принятия ФКЗ «О внесении изменений и дополнений в ФКЗ „Об арбитражных судах в Российской Федерации“», был создан 21 новый арбитражный апелляционный суд.

Поправки нацелены на формирование самостоятельных судов. Кассационные суды представлены в количестве 9 единиц, а апелляционные – в количестве 5 инстанций. Необходимость их формирования спровоцирована нуждой в обеспечении беспристрастности, независимости в процессе изучения жалоб на акты, изданные нижестоящими инстанциями.

В ходе применения новшеств будет предотвращена ситуация, в которой проверка судебного акта производится в том же суде, в котором рассмотрение дело происходило на первом этапе.

Данное нововведение снизит нагрузку на существующие инстанции и упростит их деятельность, а также повысит качество принимаемых решений.

 

Каждый новый апелляционный суд будет включать в себя Президиум и 3 коллегии:

1) Президиум суда;

2) Судебная коллегия по гражданским делам;

3) Судебная коллегия по административным делам;

4) Судебная коллегия по уголовным делам.

Всего будет создано 5 апелляционных судов общей юрисдикции, каждый для своей территории, апелляционного округа.

1) Первый апелляционный суд общей юрисдикции. Место постоянного расположения – Москва.

2) Второй апелляционный суд общей юрисдикции. Место постоянного расположения – Санкт-Петербург.

3) Третий апелляционный суд общей юрисдикции. Место постоянного расположения – Сочи, Краснодарский край.

4) Четвёртый апелляционный суд общей юрисдикции. Место постоянного расположения – Нижний Новгород, Нижегородская область.

5) Пятый апелляционный суд общей юрисдикции. Место постоянного расположения – Новосибирск, Новосибирская область.

Для жителей отдаленных мест может быть образованы обособленные подразделения апелляционных судов.

 

Каждый новый кассационный суд будет включать в себя Президиум и 3 коллегии:

1) Президиум суда;

2) Судебная коллегия по гражданским делам;

3) Судебная коллегия по административным делам;

4) Судебная коллегия по уголовным делам.

Всего будет создано 9 кассационных судов общей юрисдикции, каждый для своей территории, кассационного округа. Эти округи отличаются от округов апелляционных судов.

1) Первый кассационный суд общей юрисдикции. Место постоянного расположения – Саратов, Саратовская область.

2) Второй кассационный суд общей юрисдикции. Место постоянного расположения — Москва.

3) Третий кассационный суд общей юрисдикции. Место постоянного расположения – Санкт-Петербург.

4) Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции. Место постоянного расположения – Краснодар, Краснодарский край.

5) Пятый кассационный суд общей юрисдикции. Место постоянного расположения – Пятигорск, Ставропольский край.

6) Шестой кассационный суд общей юрисдикции. Место постоянного расположения – Самара, Самарская область.

7) Седьмой кассационный суд общей юрисдикции. Место постоянного расположения – Челябинск, Челябинская область.

8) Восьмой кассационный суд общей юрисдикции. Место постоянного расположения – Кемерово, Кемеровская область.

9) Девятый кассационный суд общей юрисдикции. Место постоянного расположения – Владивосток, Приморский край.

Для жителей отдалённых мест могут быть образованы обособленные подразделения кассационных судов.

Кассационный суд также может проводить выездные судебные заседания в других населенных пунктах в пределах своего округа.

Апелляционный суд также может проводить выездные судебные заседания в других населенных пунктах в пределах своего округа.

Областные суды и равные им организации смогут производить рассмотрение решений районных судов первой инстанции, которые не вступили в силу. Что касается новых апелляционных организации, они будут выступать в качестве вышестоящих судебных органов относительно действующих верховых республиканских судов.

Кассационные суды будут иметь полномочия областных и приравненных к ним инстанций. Это даст им возможность изучения дел по жалобам на акты, которые вступили в силу, и были изданы мировыми судьями, судами районного, областного значения, апелляционными инстанциями общей юрисдикции. Именно они обретут статус вышестоящих организаций по судебному кассационному округу.
Апелляционные суды будут заниматься обжалованием жалоб на акты, изданные верховными судами республиканского, областного, городского значения. Этот пункт прописан в ст. 320 ГПК РФ. Также они будут осуществлять подробное рассмотрение административных дел, что сказано в ст. 296 КАС РФ.
Кассационные инстанции будут осуществлять регулирование в двух направлениях.

1) Гражданский процесс. Регламент – ст. 376 ГПК РФ. Это значит, что они будут заниматься обжалованием приказов, определений и решений судов.

2) Административный процесс. Регламент – ст. 319 КАС (Кодекса по административному судопроизводству). В рамках этого направления такие инстанции будут заниматься обжалованием приказов, определение, решений судов городского, районного, областного, республиканского значения.

Наряду с этим произойдет введение принципа сплошной кассации. Данный принцип заключается в том, что если жалоба имеет полное соответствие предъявляемым требованиям, ее принятие произойдет в любом случае. Она будет направляться в суд первой инстанции, а оттуда – в кассационный суд.

Кроме того, начнут работу:

1) Апелляционный военный суд, который будет осуществлять пересмотр судебных актов окружных (флотских) военных судов;

2) Кассационный военный суд, г. Новосибирск, который будет заниматься пересмотром судебных актов апелляционного военного суда, окружных (флотских) военных судов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 1594; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.066 с.)