Защита и покровительство. Невозможность высылки или выдачи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Защита и покровительство. Невозможность высылки или выдачи.



В силу наличия гражданства Российской Федерации наше государство обеспечивает постоянную поддержку своим гражданам. В юридическом плане это особенно проявляется в двух позициях:

1) гарантирование защиты и покровительства гражданам за пределами Российской Федерации;

2) невозможность высылки за пределы Российской Федерации или выдачи другому государству российского гражданина.

Оба эти положения закреплены в ст. 61 Конституции РФ. А в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» включена ст. 7 «Предоставление защиты и покровительства гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации», которая гласит:

«1. Гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации, предоставляются защита и покровительство Российской Федерации.

2. Органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы».

Покровительство — это общий принцип заботы нашего государства о гражданах, в то время как защита выражается в более конкретных и активных действиях.

Естественно, возникают вопросы: какое поведение за границей предполагается для гражданина РФ? Во всех ли случаях государство оказывает ему защиту и покровительство?

При ответе на первый вопрос просматриваются, прежде всего, такие возможные варианты поведения россиянина за границей:

1) соблюдение законов страны пребывания;

2) соблюдение законов своей страны, а не законов страны пребывания;

3) соблюдение и законов страны пребывания, и законов собственного государства;

4) несвязанность ни теми, ни другими законами.

Совершенно очевидно: правомерное поведение российского гражданина в другой стране — это прежде всего соблюдение законодательства страны пребывания, а при необходимости и российского (например, гражданину РФ нельзя воспользоваться возможностью завести несколько жен в стране, где это разрешено, поскольку российское законодательство такую «привилегию» мужчинам-россиянам не предоставляет).

Возвращаясь к вопросу о том, во всех ли случаях государство оказывает защиту и покровительство своим гражданам, следует ответить: да, во всех. Однако надо учитывать и объем регулирования в соответствующих странах. Если какие-то права, записанные в наших законах, не отражены в законодательстве иностранного государства, вряд ли можно будет чего-то добиться. Более того, помимо государственных законов, надо считаться с обычаями страны, особенно религиозными — в некоторых странах нарушение религиозных норм считается святотатством.

Если россиянин не нарушает местных законов и тем не менее по отношению к нему приняты меры, ограничивающие его свободу, интересы, нашим компетентным органам легче оказать помощь человеку. Однако и при совершении явно наказуемых поступков, повлекших, например, лишение свободы, государство не оставляет совсем без внимания своих граждан. В частности, наши консульские учреждения содействуют тому, чтобы соблюдались международные и двухсторонние договоренности о защите чести и достоинства человека, об оказании правовой помощи.

При отбывании наказания представители консульства могут с разрешения властей посещать нашего гражданина в колонии, тюрьме, беседовать с ним, привозить газеты и книги, т. е. поддерживать его связи с Родиной.

Другой аспект защиты интересов российских граждан заключается в том, что гражданин РФ не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству (ч. 1 ст. 61 Конституции РФ).

Первая гарантия — невозможность высылки — была поднята на конституционный уровень при реформе Конституции РСФСР 1978 г., проведенной Законом от 21 апреля 1992 г. Родилась такая норма, конечно, с учетом печального опыта 1970-х гг., когда лица, критически настроенные к режиму, так называемые диссиденты, по решению «компетентных властей» выдворялись из страны, чаще всего с одновременным лишением их гражданства СССР. Укоренившийся в стране политический плюрализм, возможность свободной критики различных сторон строя сняли вопрос об этой дискриминационной мере. Но чтобы исключить ее возникновение в будущем, конституционно запрещена сама возможность высылки из страны граждан РФ.

Что касается другой гарантии — невозможности выдачи другому государству, Конституция РФ пошла здесь дальше Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» 1991 г. Последний определенным образом допускал такую выдачу — п. 3 ст. 1 гласил, что гражданин РФ не может быть выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора РФ. Конституция 1993 г. не называет никаких условий возможной выдачи и однозначно запрещает ее.

Отказ в выдаче нельзя понимать как неуважение нашей страны к интересам других государств. Может получиться так, что гражданин РФ, будучи за границей, совершил преступление, которое раскрылось после его отъезда. Хотя в этом случае гражданин не будет выдан, власти Российской Федерации должны содействовать расследованию преступления, включая возможность приезда иностранных следователей для допросов. Со своей стороны власти должны также возбудить уголовное дело и привлечь гражданина к ответственности, если аналогичное преступление есть в УК РФ. Таким образом, отказ в выдаче не означает освобождение от наказания и сокрытие государством преступника.

 

Двойное гражданство

Российская Конституция и Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» допускают двойное гражданство, т. е. возможность для гражданина РФ иметь гражданство другого — иностранного — государства.

Рассуждая вообще, можно назвать такие варианты возникновения двойного гражданства:

1) государство может предусмотреть для своих граждан возможность второго гражданства и разрешать его приобретение (по каждому конкретному случаю принимается решение компетентного органа государства);

2) гражданин может явочным путем (по собственному желанию, не спрашивая разрешения своего государства) приобрести гражданство другого государства, но затем просить свое государство признать его второе гражданство;

3) государства могут заключить соглашение о двойном гражданстве, позволяющее гражданам по их инициативе приобретать второе гражданство;

4) можно допустить, по крайней мере, абстрактно, что 2 государства заключили договор, по которому их граждане считаются одновременно гражданами второго государства, обладая, таким образом, двойным гражданством;

5) возможна коллизия законодательства двух стран, в результате которой человек независимо от своей воли получает второе гражданство.

Сохранение в России института двойного гражданства и даже возведение его на конституционный уровень было вызвано проблемами не россиян, а скорее внешней политики Российской Федерации. Ведь за ее пределами оказалось около 25 млн. русских (строго говоря, лиц, относящихся к титульной нации России), из них, по округленным данным, 11,5 млн. — в Украине, 6,3 млн. — в Казахстане, около 3 млн — в Закавказье и Средней Азии, около 1,4 млн. — в Прибалтике.

Надо отметить, что и для самой России, по большому счету, выигрыш от категории двойного гражданства оказался минимальным.

Во-первых, массового признания русских гражданами соответствующих государств не получилось.

Во-вторых, если бы получила широкое развитие практика двусторонних соглашений по вопросам гражданства, то граждане других государств, по логике двойного гражданства, могли бы приобрести российское гражданство, сохраняя прежнее. Приобретая двойное гражданство, соответствующие лица с точки зрения наших законов пользуются всеми правами и льготами российских граждан. В состоянии ли Россия обеспечить их интересы? Иначе говоря, массовое обретение выходцами из зарубежных стран СНГ российского гражданства как второго создало бы огромные проблемы для государства. И в целом можно утверждать: то, что этого не произошло, положительный фактор.

В Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» вопросы двойного гражданства регулируются ст. 6 «Двойное гражданство». В соответствии с ней:

1) гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом;

2) приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет прекращение гражданства Российской Федерации.

Отношение государства к двойному гражданству с очевидностью становится более сдержанным. Закон не отрицает возможность двойного гражданства, раз оно предусмотрено Конституцией РФ. Его формулировка ближе к тексту действующей Конституции. И он явно не намерен расширять практику двойного гражданства.

В прежнем Законе РФ «О гражданстве Российской Федерации» 1991 г. говорилось о том, что гражданину РФ может быть разрешено по его ходатайству иметь гражданство другого государства, с которым имеется договор РФ, т. е. предполагалась инициатива гражданина. Действующий Федеральный закон ничего не говорит о такой инициативе гражданина и о том, что Российское государство разрешает приобретать другое гражданство (и уж тем более поощряет это). Государство скорее исходит из возможности возникновения двойного гражданства в коллизионных ситуациях и учитывает факт обладания им; допускает решение вопроса о двойном гражданстве на основании международного договора РФ и федерального закона.

Конечно, возникают и некоторые конкретные вопросы.

Например, как быть в ситуации, когда гражданин обращается к нашему государству и просит его разрешения на приобретение гражданства государства, с которым у России нет международного договора, затрагивающего вопросы двойного гражданства? Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» ничего не говорит о том, что государство должно выражать свою волю в связи с желанием лица приобрести иностранное гражданство, если только это не делается на основе международного договора РФ. Следовательно, компетентные государственные органы имеют право оставить обращение гражданина без ответа по существу.

Другой вопрос: как поступать, когда гражданин без ведома Российского государства приобрел иностранное гражданство, а затем просит государство признать данный факт и на его основе двойное гражданство? Прямого запрета на такой поступок названный Закон не содержит и вместе с тем не дает оснований рассматривать факт приобретения иностранного гражданства без ведома нашего государства как правонарушение. Но само ходатайство о признании такого гражданства по логике указанного Закона тоже будет оставлено без ответа по существу.

Вместе с тем напрашивается и такой вопрос: если новый Закон отменил норму прежнего Закона о том, что гражданину РФ может быть разрешено по его ходатайству приобретение иностранного гражданства, не означает ли это, что действующий Федеральный закон оставляет на усмотрение самого гражданина вопрос о приобретении гражданства иностранного государства? В принципе это действительно воля самого человека, и получать разрешение на приобретение иностранного гражданства не требуется. Однако по нашему законодательству он все равно остается гражданином РФ.

Все сказанное означает, что человек, «обогатившийся» двумя (а то и тремя, четырьмя) гражданствами, не приобретает в России особого статуса. Находясь в нашей стране, он на основании ч. 2 ст. 62 Конституции РФ не только имеет все права и свободы россиянина, но и выполняет все соответствующие обязанности. Это второе гражданство — в науке порой его называют спящим — ничего человеку не дает в России. Оно «просыпается» тогда, когда человек приезжает в страну второго гражданства — но только в том случае, если Российская Федерация признает это второе гражданство. Правда, второе государство, в свою очередь, может не обращать внимание на позицию России и воспринимать данное лицо уже только как своего гражданина. Он будет пользоваться правами и свободами гражданина данного государства, а также выполнять обязанности. И в свою очередь, не может от них отказываться на том основании, что имеет гражданство Российской Федерации.

Поскольку двойное гражданство создает ряд проблем, связанных с безопасностью государства, выборами, независимостью СМИ и т. д., в законодательстве появились нормы, заставляющие граждан задуматься, надо ли приобретать двойное гражданство.

Так, Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусмотрел (ст. 4), что полномочия этих парламентариев прекращаются досрочно, помимо иных ситуаций, в случае «утраты членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иностранного государства». Речь идет именно о возникновении у парламентария двойного гражданства.

Закон об основных гарантиях избирательных прав сначала обязывал кандидатов указывать факт обладания двойным гражданством, т. е. в целом все же допускал их к участию в выборах. Но сокрытие такого факта могло быть основанием для отмены регистрации. Однако в редакции данного Закона от 25 июля 2006 г. появилось более жесткое требование: «Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации». Таким образом, запрет стал широким. Более того, по названному основанию полномочия избранных лиц подлежат досрочному прекращению.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.140.179 (0.036 с.)