Причины введения поста Президента Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины введения поста Президента Российской Федерации



Пост Президента РСФСР был учрежден всероссийским референдумом 17 марта 1991 г. В этот день на территории РСФСР проводилось 2 референдума. Первыйреферендум СССР, на нем граждане СССР определяли, существовать ли далее Союзу ССР. В дополнение к этому на втором референдуме граждане РСФСР отвечали на вопрос, считают ли они необходимым введение поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием. Введение поста Президента референдумом означало, что и упразднен этот пост может быть также путем референдума.

Разговор о Президенте требует, прежде всего, объяснения причин учреждения этого поста в нашей стране. Напомним, что все началось еще в период существования СССР. Сначала был введен пост Президента Союза ССР (март 1990 г.), затем пост президента во многих союзных республиках, в том числе в РСФСР (март 1991 г.).

14 марта 1990 г. был принят Закон СССР «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР». Согласно измененной Конституции (ст. 127) главой Советского государства — Союза Советских Социалистических Республик являлся Президент СССР.Им мог быть избран гражданин СССР не моложе 35 и не старше 65 лет. Одно и то же лицо не могло быть Президентом больше 2 сроков подряд. Конституция СССР предусмотрела выборы Президента гражданами, т. е. прямые выборы. Для победы надо было набрать больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, в целом по СССР и в большинстве союзных республик.

Однако избрание первого Президента СССР (оказавшегося в силу факта распада СССР в 1991 г. и последним) Закон предусмотрел на Съезде народных депутатов СССР. Надо было получить больше половины голосов от общего числа (2250) народных депутатов СССР. Если никто не побеждал, полагалось провести повторное голосование по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов. Избранный Президент приносил присягу.

Президентом СССР был избран М. С. Горбачев практически на безальтернативной основе; хотя один из народных депутатов СССР и выдвинул свою кандидатуру — чтобы, по его пояснению, была какая-то конкуренция, всерьез он не мог состязаться с М. С. Горбачевым. В качестве кандидатов, помимо Горбачёва, были выдвинуты Н. И. Рыжков и В. В. Бакатин, снявшие свои кандидатуры. Всенародные выборы Президента СССР не проводились.

Итак, для чего же понадобился пост Президента? При введении его на уровне СССР давались такие официальные пояснения:

1) это обусловлено размежеванием функций партии и государства. Напомним, что в то время в стране сохраняла позиции руководящей силы компартия. Все главные вопросы внутренней и внешней политики решались партийными органами, и, таким образом, основное звено в выработке стратегии государственной жизни было вне государственной системы. Теперь же необходимо укрепление того звена государственной власти, функции которого ранее подменялись партийными решениями;

2) после проведения принципа разделения властей выявилась потребность в согласовании деятельности законодательных и исполнительных органов, что и предполагалось поручить Президенту СССР;

3) возникла настоятельная потребность в стабилизации обстановки и быстром разрешении чрезвычайных ситуаций. Существующие структуры оказались для этого неприспособленными.

Из названных обстоятельств только последнее более или менее ясно — надо было оперативно реагировать на ситуацию и принимать быстрые решения, что один человек мог сделать лучше, чем коллегия. Тогда существовал пост Председателя Верховного Совета СССР, который руководил работой Верховного Совета (и Съезда, если шли его заседания), выполнял функции главы государства, но в то же время не был зачастую самостоятельным, что связывало его возможности.

Другие факторы оставались несколько неопределенными. Например, функции «перекочевывали» от партийных органов к государственным; но они же могли перейти частично к парламенту, частично к Правительству. Неясно также, почему из разделения властей вытекает потребность в координирующем органе. Ведь разделение властей как раз и предполагает их взаимное влияние, а не повышенные возможности одного органа по отношению к другим.

Думается, в решении вопроса — вводить или не вводить пост Президента СССР — фактор целесообразности был доминирующим.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 930; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.006 с.)