Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Местное самоуправление: общие подходы к концепции и пониманию. Понятие и принципы местного самоуправления.
Различные государства неодинаково относятся к местному самоуправлению — от его признания и закрепления в качестве конституционно-правового института, причем в разных проявлениях и соотношении с государственной властью, до его отрицания. Говоря обобщенно, можно выделить такие подходы к местному самоуправлению: 1) признание местного самоуправления как самостоятельной, связанной с государством, но все-таки организационно отделенной от него формой публичной власти населения; при этом подходе органы местного самоуправления не включаются в систему органов государственной власти, а существуют отдельно от них; 2) непризнание местного самоуправления как явления, обозначение органов, действующих на местах, в качестве части общегосударственной власти, ее низового звена; 3) придание местным органам обоих качеств, т. е. когда они считаются одновременно и местными органами единой государственной власти, и органами местного самоуправления; 4) построение управления местными делами по принципу сочетания местного самоуправления для одной их категории с местным государственным управлением — для другой. Институт местного самоуправления зародился еще в догосударственный период общественного развития, когда местная власть представляла естественную форму самоорганизации населения. В России местное самоуправление начало приобретать черты самостоятельного института со времён Крещения Руси. Концепция местного самоуправления возникла в государствах с централизованной и зачастую бюрократизированной системой государственного управления (Германия, Англия и др.). Местное самоуправление обычно связывают с рядом сущностных характеристик. Прежде всего, по назначению и полномочиям это руководство публичными делами, связанными с управлением данной территорией. По экономическому фундаменту местное самоуправление должно быть обеспечено муниципальной собственностью, материальными (вещными и финансовыми) средствами, необходимыми для достижения его задач. По организационному выражению местное самоуправление состоит в совокупности форм и средств, позволяющих населению участвовать в его осуществлении непосредственно (местные референдумы, выборы, опросы и др.) и через органы местного самоуправления.
Местное самоуправление - один из важнейших демократических принципов организации и осуществления народом своей власти в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ, самостоятельного решения населением непосредственно через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Конституция РФ и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Закон 2003 г.) исходят из следующей трактовки сущности и содержания местного самоуправления. Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Расшифровывая это определение, выделим следующие ключевые моменты местного самоуправления: 1) элемент конституционного строя Российской Федерации. Наличие местного самоуправления — один из ключевых устоев организации всех политических общественных отношений в России. Поэтому положение о том, что «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление» (ст. 12 Конституции), расположено в гл. 1 Конституции РФ, посвященной основам конституционного строя; 2) одна из форм публичной власти народа в Российской Федерации. В ст. 3 Конституции РФ, закрепляющей принцип народовластия, говорится, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; 3) право народа решать под свою ответственность вопросы местного значения, т. е. те вопросы, которые важны для территории проживания соответствующего населения. Кроме того, надо признать и право населения посредством институтов местного самоуправления высказывать свое мнение по вопросам жизни больших по размерам территорий, в состав которых входят муниципальные образования, а также в целом жизни государства. Это мнение надлежит учитывать, когда готовятся и принимаются соответствующие государственные решения;
4) сочетание правления населения непосредственно, а также образованных им органов. Местного самоуправления нет, если само население не участвует в осуществлении его задач, в решении вопросов местного значения. Однако местное самоуправление нельзя сводить только к институтам непосредственной демократии. С помощью этих институтов население формирует выборные органы местного самоуправления (а они, в свою очередь, могут образовать иные органы местного самоуправления), которые действуют в его интересах и решают вопросы местного значения; 5) местное самоуправление отделено от государственной власти. Всю власть народа в Российской Федерации характеризует категория «публичная власть». Она делится на такие разновидности (направления), как государственная власть, общественная власть и власть местного самоуправления. Таким образом, местное самоуправление существует наряду с государственной властью. Причем в ст. 12 Конституции РФ отражено, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, т. е. оно самостоятельно в гражданском обществе, независимо от политических партий, иных общественных объединений и т. д. Специальный аспект — самостоятельность в отношениях с органами государственной власти. По Конституции (ст. 12) органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти; 6) организация, основанная на конституционном праве гражданина на осуществление местного самоуправления. Это право является одновременно индивидуальным и коллективным. Конституция РФ (ст. 130) и Закон 2003 г. (ст. 3) гласят, что граждане РФ осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Реализовать данное право гражданин может лично. Вместе с тем, очевидно, что результаты чаще всего достигаются коллективными усилиями. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Закон гласит, что иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами. Это означает, что иностранцу может быть дано право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, использовать иные возможности, если: 1) Россия заключила договор с другим государством и отразила в нем соответствующие положения; 2) затем закон отразил права иностранцев по участию в осуществлении местного самоуправления; 3) иностранец постоянно или преимущественно проживает на территории того муниципального образования, в котором он хотел бы реализовать свои интересы.
Местное самоуправление относится к основам конституционного строя, что означает невозможность его упразднения путем принятия поправок к Конституции РФ. Положения гл. 1 Конституции РФ могут быть пересмотрены только Конституционным Собранием. Конституция РФ признает самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Это предполагает введение особой сферы вопросов местного значения, которые отнесены к ведению местного самоуправления. В соответствии со ст. 130 Конституции РФ органы местного самоуправления в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Данное право население реализует непосредственно (через референдум и др.) и через выборные и другие органы местного самоуправления. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации создают все правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. Важную роль в этом деле играет действующий при Президенте РФ Совет по развитию местного самоуправления, функционирующий на основании Указа Президента РФ от 2 ноября 2007 г. № 1451 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления». Совет по развитию местного самоуправления является совещательным органом при Президенте Российской Федерации, созданным в целях совершенствования государственной политики в области местного самоуправления. Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением. Основными задачами Совета являются: 1) подготовка предложений по осуществлению государственной политики в области развития местного самоуправления и определение приоритетных направлений ее реализации; 2) рассмотрение вопросов обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований; 3) рассмотрение проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам местного самоуправления.
Местное самоуправление как правовой институт относится к числу общепризнанных принципов и норм международного права, которые согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью ее правовой системы. Российская Федерация ратифицировала и присоединилась к Европейской хартии местного самоуправления (принята Советом Европы в Страсбурге 15 октября 1985 г., ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ "О ратификации Европейской хартии местного самоуправления"). Согласно ст. 3 данной Хартии под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею под свою ответственность и в интересах местного самоуправления.
Основы местного самоуправления в Российской Федерации по Конституции Российской Федерации 1993 г. и Федеральному закону 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сыграл свою позитивную роль в укреплении и развитии местного самоуправления.Вместе с тем в ходе реализации Закона выявились многие проблемы. Прежде всего, местное самоуправление было создано не во всех городских и сельских поселениях. А там, где оно создавалось, предпочитали один уровень в виде района, не образуя муниципальных единиц в волостях и сельских округах, таким образом, вместо приближенности к населению местное самоуправление оказалось отдаленным от него. Возникли сложности в отношениях представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований. Последние зачастую становились не только независимыми от представительных органов, но, занимая одновременно пост председателя думы, совета и т. д., реально подчиняли себе представительный орган. Слабой остается материально-финансовая база местного самоуправления. Являются сложными отношения местного самоуправления с государственной властью, причем в разных аспектах: государственная власть по фактору организационного отделения от местного самоуправления отстраняется от оказания ему помощи либо закулисно (а то и напрямую) вмешивается в деятельность местного самоуправления. В то же время местное самоуправление, порой чувствуя свою бесконтрольность, позволяет неоправданные расходы финансовых средств, поступающих в качестве отчислений из государственного бюджета, а государственная власть не в состоянии воздействовать на местное самоуправление. В целях дальнейшего реформирования местного самоуправления был принят Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В полной мере он должен был заработать с 2006 г., но затем этот срок «отодвинули» до 2009 г. За это время приняты более 50 федеральных законов о внесении изменений и дополнений в этот акт, да и сейчас возникает немало проблем с его реализацией. Тем не менее, нормы Конституции РФ и этого Закона являются основой для рассмотрения современного состояния местного самоуправления в Российской Федерации.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 1248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.194.39 (0.019 с.) |