Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Компетенция Российской Федерации и её субъектов
Наиболее сложный вопрос в федеративном государстве — виды предметов ведения и полномочий, их распределение между федеральным центром и субъектами федерации. Под предметами ведения обычно имеются в виду сферы государственной и общественной жизни, которые находятся в распоряжении соответствующих государств и государственных образований и внутри которых их органы осуществляют те или иные полномочия. Под полномочиями понимаются права и (или) обязанности государств, государственных образований и их органов по рассмотрению и решению конкретных вопросов в рамках соответствующих сфер (предметов ведения). Обобщенное понятие, охватывающее предметы ведения и полномочия, — компетенция соответственно федерации, ее субъектов, их органов. При образовании и в ходе развития федеративного государства приходится определять, что отдается для ведения и решения федеральному центру и его органам, что принадлежит субъектам федерации. Даже при самом мирном течении жизни федерации эти проблемы являются непростыми. Истории известны и факты весьма сложных отношений субъектов федерации с центром и друг с другом из-за того, кому отходят или у кого остаются те или иные сферы и полномочия. Как говорилось ранее в данном разделе, в Российской Федерации используется такая модель регулирования компетенции Федерации и субъектов, по которой есть вопросы: исключительного федерального ведения, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, собственного ведения субъектов РФ.
Вопросы исключительного федерального ведения В данную группу входят предметы ведения (сферы), в которых решения может принимать только Российская Федерация. Органы субъектов РФ не вправе принимать решения по вопросам исключительного федерального ведения, хотя и могут вносить свои предложения на рассмотрение федеральных органов государственной власти. В основном вопросы исключительного федерального ведения закреплены в ст. 71 Конституции РФ. Для удобства восприятия их можно разделить на несколько групп. В области государственного строительства к ведению Российской Федерации относятся принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория России; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство; регулирование и защита прав национальных меньшинств; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование этих органов; государственные награды и почетные звания Российской Федерации; федеральная государственная служба; установление основ и федеральные программы в области государственного строительства и национального развития.
В области экономической, социальной и культурной политики вопросами ведения Российской Федерации являются: федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального и культурного развития; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия (выпуск денег), основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет. В области внешних сношений, обороны и безопасности к ведению Российской Федерации относятся: внешняя политика и международные отношения, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения; оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа.
В области охраны общественного порядка, прав граждан и правосудия вопросами ведения Российской Федерации являются: судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности.
Вопросы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов Если та или иная сфера относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, это означает, что внутри нее компетентны органы власти как Федерации, так и субъектов. Но у каждой стороны есть свои полномочия. Их отношения, говоря обобщенно, строятся следующим образом: 1) Федерация может конкретно и напрямую (нормами прямого действия) урегулировать те или иные аспекты в сферах совместного ведения, а субъекты применяют эти нормы и в лучшем случае могут лишь повторить их в своем законодательстве без изменений; 2) Федерация может осуществить так называемое рамочное регулирование в соответствующих сферах общественных отношений, тогда субъект принимает свой акт, в котором развивает и дополняет нормы федерального законодательства, однако не изменяя их принципиального смысла. Очень часто прямое и рамочное регулирование осуществляется Федерацией в одном и том же федеральном законе, ином нормативном акте. Но имеет место и практика принятия Федерацией актов, именуемых основами законодательства; это подчеркивает их характер как базы для последующего нормативного регулирования в субъектах РФ, хотя и в акты типа основ также включаются федеральные нормы прямого действия. Вопросы совместного ведения Федерации и ее субъектов для удобства восприятия также можно разбить на несколько групп. В области государственного строительства в совместном ведении Федерации и ее субъектов находятся: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. В области экономической, социальной и культурной политики к совместному ведению относятся: вопросы владения, пользования землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; установление общих принципов налогообложения и сборов в России. В области внешних сношений в совместном ведении находятся координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ. Это означает, что каждая сторона осуществляет свои полномочия в данной сфере, а возможности координации принадлежат Российской Федерации.
Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», упоминавшийся нами ранее, устанавливает общий порядок координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, содержит правовые гарантии обеспечения прав и законных интересов субъектов при установлении и развитии международных и внешнеэкономических связей. Закон четко оговорил, что субъекты РФ обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей только с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Лишь с согласия Правительства РФ субъекты РФ могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств (п. 1 ст. 1). Под международными и внешнеэкономическими связями субъектов РФ понимаются осуществляемые в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и в иных областях связи с соответствующими иностранными партнерами. Органы государственной власти субъекта РФ имеют право на ведение переговоров с иностранными партнерами, а также на заключение с ними соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей. Согласно ст. 3 указанного Закона органы субъекта РФ заблаговременно уведомляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти о вступлении в переговоры о заключении соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей. Проект соглашения не позднее чем за месяц до подписания представляется для согласования в Министерство иностранных дел РФ (далее — МИД России), а при необходимости и в другие федеральные органы исполнительной власти. МИД России и другие федеральные органы исполнительной власти информируют орган государственной власти субъекта РФ о результатах рассмотрения проекта соглашения, как правило, не позднее чем через 20 дней после получения проекта соглашения. В случае возникновения разногласий применяются согласительные процедуры в соответствии с законодательством РФ.
Соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенные органами государственной власти субъекта РФ, независимо от формы, наименования и содержания не являются международными договорами. Федеральные органы государственной власти не несут ответственность по подобным соглашениям, за исключением случаев, когда соглашения заключены с органами государственной власти иностранных государств с согласия Правительства РФ либо по конкретному соглашению субъекта РФ имеются официальные гарантии Правительства. Субъекты РФ в целях реализации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей по согласованию с МИД России пользуются правом открывать свои представительства за пределами России. В свою очередь, по согласованию с МИД России органы субъекта РФ вправе давать разрешение на открытие на территории данного субъекта представительств субъектов иностранных федеративных государств и административно-территориальных образований иностранных государств. Представительства субъектов РФ на территориях иностранных государств, а равно иностранные представительства на территории субъекта РФ не обладают статусом дипломатических представительств, на них не могут быть возложены консульские или дипломатические функции. Работники указанных представительств не пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Представительства субъектов РФ за пределами России возглавляют российские граждане. В случае возникновения разногласий между органами государственной власти РФ и ее субъектов в отношении рассматриваемых соглашений применяются согласительные процедуры в соответствии с Конституцией и законодательством РФ. Если соглашение противоречит Конституции РФ, федеральным законам, общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ, ущемляет законные интересы другого субъекта РФ либо нарушает порядок, установленный Законом об общих принципах организации органов власти субъектов РФ, такое соглашение может быть оспорено в судебном порядке. Действие соглашений может быть приостановлено Президентом РФ до решения этого вопроса соответствующим судом. В области охраны общественного порядка, прав граждан, деятельности правоохранительных органов, законодательства к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относятся: обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательства, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
Вопросы собственного ведения субъектов Российской Федерации Вопросы собственного ведения субъектов РФ можно разделить на 2 группы: во-первых, субъект РФ правомочен осуществлять определенные полномочия в сферах совместного ведения — на основе и в развитие федеральных нормативных актов; во-вторых, к собственному ведению субъекта РФ относятся также вопросы, не включенные в предыдущую группу.
Таким образом, в отношении полномочий субъектов РФ действует правило: все, что не отнесено к ведению Российской Федерации, относится к ведению субъектов РФ. Компетенция субъектов обычно закрепляется в их конституциях и уставах. Одни акты содержат как бы сплошной перечень предметов ведения и полномочий субъекта, охватывающий сферы как совместного ведения с Федерацией, так и собственного ведения субъекта. Другие акты закрепляют отдельно предметы совместного ведения Федерации и субъекта, дублируя положения ст. 72 Конституции РФ, и предметы ведения и полномочия субъекта вне пределов ведения Федерации и совместного ведения Федерации и субъекта. Обычно к предметам собственного ведения субъектов РФ их конституциями, уставами отнесены: · принятие конституции, устава, законов и иных нормативных актов субъекта, внесение в них изменений и дополнений, контроль за реализацией; · установление системы органов государственной власти субъекта, порядка их организации и деятельности, формирование этих органов; · административно-территориальное устройство субъекта; · владение, пользование и распоряжение объектами собственности субъекта и управление объектами федеральной собственности, переданными субъекту в управление; · разработка, принятие и исполнение социально-экономических, культурных, градостроительных и иных программ субъекта; · разработка, утверждение и исполнение бюджета субъекта; · учреждение и присвоение почетных званий, наград и премий субъекта; · сотрудничество с другими субъектами РФ; · другие вопросы собственного ведения субъекта.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 949; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.135 (0.023 с.) |