Исполнительная власть в Российской Федерации: понятие, конституционные основы организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исполнительная власть в Российской Федерации: понятие, конституционные основы организации



Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти в Российской Федерации. В ст. 10 Конституции РФ закреплены концептуальные положения-нормы, устанавливающие, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, тесно взаимодействующие между собой. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти действуют самостоятельно в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой.

Несмотря на то что органы государственной власти весьма разнообразны, в своей совокупности они представляют собой единую систему, олицетворяющую государственную власть. Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех властных органов возложено на Президента РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ).

Федеральные органы государственной власти сгруппированы в систему, представляющую собой согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей государственной власти, которое, исходя из разграничения законодательных, исполнительных и судебных функций, обеспечивает баланс этих ветвей, систему взаимных сдержек и противовесов (постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 2-П). К числу федеральных органов относятся Президент РФ, Федеральное Собрание России (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка, Уполномоченный по защите прав предпринимателей, Уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг, прокуратура РФ, Конституционное Собрание, ЦИК РФ. Установление их системы, порядка организации и деятельности, а также их формирование относятся к ведению Российской Федерации (п. «г» ст. 71 Конституции РФ).

Следует отметить, что в Российской Федерации предпринимались шаги по регламентации системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти в едином законодательном акте. В 1994 г. был разработан проект федерального закона «О концепции кодекса законов о федеральных органах государственной власти». Им предусматривалось принятие 48 федеральных конституционных законов и федеральных законов, закрепляющих конституционные полномочия, осуществляемые Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, всеми органами исполнительной власти Российской Федерации, судами. Однако идея разработки данного кодекса не получила поддержки в Государственной Думе.

 

Принципы организации и функционирования исполнительной власти устанавливаются законодательно: в Конституции РФ, федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, других законодательных актах Российской Федерации, а также в конституциях (уставах), законах и иных нормативных актах субъектов РФ.

Основополагающие принципы организации и функционирования исполнительной власти устанавливаются Конституцией РФ. Конституционные нормы имеют приоритет перед иными нормами права и содержат большой массив положений и норм, регулирующих в той или иной степени статус органов исполнительной власти. Наиболее существенное значение имеют следующие положения и нормы.

1) Закрепление в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ важнейшего признака Российской Федерации как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления. В ч. 1 ст. 7 устанавливается, что Российская Федерация является социальным государством, ч. 1 ст. 14 определяет, что Российская Федерация - светское государство.

2) Положения-нормы ст. 3 (ч. ч. 1 - 4) Конституции РФ. В особенности положения-нормы ч. 2 ст. 3: народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, в которых заложена идея участия органов исполнительной власти как разновидности органов государственной власти в осуществлении народом своей власти.

3) В основе государственного устройства Российской Федерации заложен доктринальный принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, который находит свое концептуальное юридическое закрепление в положениях-нормах ст. ст. 10 и 11 Конституции РФ. Разделение властей есть форма и одновременно метод правовой структуризации государственной власти, функционального разграничения самостоятельных ветвей власти, что предполагает внутреннюю структуризацию каждой ветви государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной. Фундаментальное политико-правовое значение ст. 10 Конституции РФ состоит в том, что она не только провозглашает и закрепляет важнейший принцип организации власти в Российской Федерации, но и устанавливает самостоятельность    органов каждой из трех ветвей государственной власти. Положениями-нормами ч. ч. 1, 2 ст. 11 Конституции РФ определяется самостоятельность системы органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (ч. 1 ст. 11). Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. 2 ст. 11).

4) Конституционный статус исполнительной власти, ее органов уточняется в соответствующих статьях Конституции РФ. Наиболее существенной является ст. 71 (п. "г") Конституции РФ, предусматривающая установление системы федеральных органов государственной власти, отнесение установления системы этих органов к ведению Российской Федерации. В свою очередь, каждая ветвь государственной власти имеет свою систему федеративных органов, организация и деятельность которых регулируются федеральными конституционными законами и федеральными законами.

5) Чрезвычайно важными с точки зрения формирования конституционного статуса исполнительной власти и ее органов являются ст. ст. 77 и 78 Конституции РФ. В них раскрываются особенности и специфика конституционного регулирования системы исполнительной власти Российской Федерации и системы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Так, согласно ч. 1 ст. 77, система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. А согласно ч. 2 той же статьи, в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 78, федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам (ч. 2 ст. 78). Органы исполнительной власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий (ч. 3 ст. 78).
Согласно ч. 4 указанной статьи, Президент РФ и Правительство РФ обеспечивают в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ.

6) Принципиальное значение имеет конституционное регулирование полномочий Президента РФ в сфере исполнительной власти. Этим аспектам посвящены статьи Конституции РФ: 80, 83, 85 (ч. ч. 1, 2), 86 - 88 и ряд других.
Так, согласно ч. 2 ст. 80, в установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Согласно ст. 83 Президент Российской Федерации: назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации (п. а); имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации (п. б); принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации (п. в); по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров (п. д).
Согласно ч. 1 ст. 85, Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ.В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
Согласно ч. 2 ст. 85, Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

7) Институционально основополагающей для исполнительной власти является гл. 6 "Правительство Российской  Федерации" Конституции РФ. В этой главе установлены концептуальные положения-нормы: ч. 1 ст. 110: исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ; ч. 1 ст. 111: Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы; ч. 1 ст. 112: о представлении Председателем Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения Президенту РФ предложений о структуре федеральных органов исполнительной власти; ч. 1 ст. 115: об издании Правительством РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ   постановлений и распоряжений и об обеспечении их исполнения; ч. 2 ст. 114: о порядке деятельности Правительства РФ, который определяется федеральным конституционным законом.

 

Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс в 2 т. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. Том 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 1153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.199.138 (0.011 с.)