Понятие, общие условия создания и деятельности политических партий
Содержание книги
- Этапы развития российского конституционализма
- Принятие новой Конституции Российской Федерации: краткая история
- Особенности Конституции Российской Федерации 1993 г.
- Проблемы действия Конституции Российской Федерации и ее соотношения с иными нормативными актами
- Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные российским законом, то применяются правила международного договора.
- Охрана и защита Конституции РФ
- Теория и история развития конституционализма в России
- Конституционный строй, общественное устройство, общественный строй, государственный строй
- Основные характеристики (черты) конституционного строя
- Государственная власть в РФ. Общественная власть в РФ. Власть местного самоуправления в РФ.
- Некоторые проблемы разделения властей
- Народовластие (народный суверенитет) как основа конституционного строя России
- Народный суверенитет и государственный, национальный суверенитет
- Некоторые проблемы разделения властей
- Социальным может быть любое государство, независимо от его экономической и идеологической сути.
- Понятие и институты непосредственной демократии
- Референдум в системе прямого народовластия. Нормативная правовая база.
- Отзыв и природа мандата депутата, выборного должностного лица
- Опрос (консультативный референдум)
- Российские общественные инициативы с использованием Интернета
- Собрания, сходы граждан по месту жительства
- Понятие и институты представительной демократии
- Вопрос о гражданском обществе как элементе конституционного строя
- Общественная палата Российской Федерации
- Конституционно-правовые основы статуса общественных объединений
- Понятие, общие условия создания и деятельности политических партий
- Институционализация лично-общественных и профессиональных контактов граждан как членов гражданского общества
- Конституционные основы формирования гражданского общества в России
- Конституционные основы экономической деятельности в Российской Федерации
- Конституционные основы экономической системы Российской Федерации
- Основы и принципы конституционно-правового положения человека и гражданина в Российской Федерации
- Принципы конституционно-правового положения человека и гражданина в Российской Федерации
- Принадлежность человеку основных прав и свобод от рождения и их неотчуждаемость
- Юридическое равенство граждан (равноправие)
- Гарантии осуществления и охраны основных прав и свобод, исполнения обязанностей человека и гражданина
- Конституционные гарантии прав человека и гражданина
- Равенство всех перед законом и судом (Ч. 1 ст. 19 Конституции РФ).
- Конституционно-правовые основы гражданства Российской Федерации.
- Гражданство как естественное состояние индивидов
- Защита и покровительство. Невозможность высылки или выдачи.
- Проблема лишения гражданства
- Понятие основных прав, свобод, законных интересов и обязанностей граждан Российской Федерации
- Обязанности человека и гражданина
- Основные экономические, социальные и культурные права и свободы
- Проблема ограничений прав, свобод и обязанностей
- Основные обязанности граждан
- Классификация основных обязанностей
- Природа российского федерализма
- Конституционные основы федеративного устройства государства в России
- Конституционные принципы федеративного устройства Российского государства
Похожие статьи вашей тематики
При рассмотрении всех вопросов статуса, организации и деятельности политических партий мы будем опираться на Федеральный закон от 11 июля 2001 г. «О политических партиях», но сразу же отметим, что за время своего существования он претерпел множество трансформаций.
Согласно Федеральному закону «О политических партиях» политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (п. 1 ст. 3).
Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:
1) соответствующая общественная организация должна себя обозначить именно как политическая партия, провозгласить это при создании или преобразовании, зафиксировать в уставе партии; таким образом, партия в этом плане организационно и по политическим целям должна отличаться от иных общественных объединений, в том числе и не отрицающих отдельные политизированные цели;
2) партия обязательно должна иметь региональные отделения — по редакции от 2 апреля 2012 г. не менее чем в половине субъектов РФ (до этого — более чем в половине); при этом в одном субъекте может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии — п. «а» ч. 2 ст. 3 Закона);
3) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории РФ;
4) в ней должно состоять определенное, указанное в названном Законе количество членов.
Первое, второе и третье из названных требований остались почти неизменными с момента принятия рассматриваемого Закона.
Что касается четвертого требования — о численности партии, — оно было и остается предметом политических дискуссий, наблюдается довольно «чувствительная» динамика в его законодательном регулировании.
Далее на основе изменений, внесенных в Закон 2 апреля 2012 г., была проведена самая радикальная реформа:
1) в политической партии должно состоять не менее 500 членов (таким образом, минимальная численность политической партии понижена в 80 раз);
2) уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях (таким образом, отменены жесткие требования к минимальной численности отделения политической партии в субъекте РФ, которые ранее провозглашались данным Законом, и партия вправе определить в своем уставе какую угодно планку).
Новшества относительно общей минимальной численности политической партии быстро сказались на практике. Количество зарегистрированных Минюстом России политических партий стремительно растет, приближаясь к сотне. Было подано около двухсот заявок на регистрацию.
Как относиться к данному нововведению?
Снижение общей минимальной численности политической партии порой находит положительную оценку — это, мол, способствует росту многопартийности (ст. 13 Конституции РФ), демократизации общества. Но гораздо чаще новшество вызывает критические оценки: вместо консолидации оно может повести к раздроблению и расслоению общества; создает проблемы для рядового гражданина-избирателя, поскольку ему трудно различать партии, их программы выглядят сходными. Высказываются и более резкие оценки: новым партиям будет трудно завоевать авторитет у населения, к тому же многие новые партии своими «оригинальными» названиями и задачами вызывают отторжение у граждан; в итоге население в своем большинстве отдаст предпочтение уже известным партиям, к ним, возможно, добавятся 2-3 новые. Есть и еще одно соображение, которое нельзя оставить без внимания: реформа способствует обесценению роли политических партий как составляющей гражданского общества, не случайно набирает силу Общероссийский народный фронт — внепартийное (пока) общественное движение.
В Законе одно из ключевых положений состоит в том, что в России не могут создаваться межрегиональные, региональные и местные политические партии. Партии могут быть только федеральными организациями, осуществляющими свою деятельность на всей территории РФ.
|