Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и институты представительной демократииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие «представительная демократия» возникло практически одновременно с представительными органами власти, т. е. выборными представительными учреждениями, общегосударственными и местными, состоящими из депутатов. Преобладали 2 порядка формирования состава представительных учреждений: сословный, когда от соответствующих слоев и видов профессиональных занятий (дворяне, купцы, ремесленники, крестьяне и т. д.) направлялись их представители в органы власти; территориальный, при котором представителю поручалось представительство всех жителей соответствующей территории. Нередко оба варианта представительства переплетались. Однако ситуация принципиально изменилась с появлением главы государства (нередко он же и глава исполнительной власти), избираемого народом. Ведь замещение им должности происходит в том же порядке, что и депутатов, т. е. путем выборов. Конечно, избираемый глава представляет интересы народа, а «порог» или «масштабность» его представительства в сравнении с депутатами некоторые авторы считают даже выше, и вот почему: 1) если депутаты избираются по отдельным округам, глава — от всей территории, и для избрания его обычно требуется большее число голосов, нежели для избрания депутата; 2) когда депутаты избираются по партийным спискам, личности каждого из них не персонифицируются, а при избрании главы каждый кандидат участвует и побеждает в личном качестве (независимо от партийной принадлежности), что дает ему право считать себя представителем народа. Например, в России в 1991 г. на референдуме голосовался вопрос, хотят ли граждане введения поста всенародно избранного Президента РФ. И первый Президент РФ Б. Н. Ельцин довольно часто подчеркивал высокую меру своей представительности, называя себя всенародно избранным Президентом России. В наши дни по традиции органы законодательной власти именуются представительными, т. е. органами народного представительства. Однако чертами представительства обладают и выборные лица, возглавляющие государство и исполнительную власть (в некоторых странах в наши дни авторитет и представительный характер власти президента выражается, в частности, даже в том, что он назначает часть депутатов верхней палаты парламента — например, Казахстан). Поскольку возможна выборность населением руководителей исполнительной власти субъектов РФ (как указывалось ранее, она была введена в 90-е гг. прошлого века, отменена в 2004 г. и вновь предусмотрена в 2012 г.) и есть выборность населением глав муниципальных образований, соответствующие лица несли (несут) в себе начала представительства.
Следовательно, в систему представительной демократии в России включаются: 1) Федеральное Собрание РФ — парламент (обе его палаты — Совет Федерации и Государственная Дума); Президент РФ; 2) законодательные собрания субъектов РФ (это обобщенное их наименование, некоторые так и называются, но есть думы, государственные собрания, государственные советы и др.); избранные населением главы исполнительной власти субъектов РФ; 3) представительные органы местного самоуправления (думы, собрания депутатов, представителей, советы и др.); избранные населением главы муниципальных образований. Категория «представительная демократия» не исчерпывается лишь указанием на систему органов государственной власти и местного самоуправления, избираемых народом (населением). Дело в том, что многие институты непосредственной демократии образуются как средства воздействия граждан и их объединений на органы народного представительства. Иначе говоря, институты представительной и непосредственной демократии переплетаются. Кроме того, представительная демократия охватывает и многие институты, свойственные для организации работы представительных органов. Представительная демократия предполагает определенные принципы отношений выборных лиц и органов друг с другом и с народом, их ответственность перед ним; можно говорить о существовании представительной демократии (народного представительства), а в ее рамках и парламентаризма как особого вида осуществления власти народа и с участием народа. Таким образом, представительная демократия является органической составляющей в конституционном строе нашей страны. Она объединяет следующие институты: 1) систему органов народного представительства, включающую в себя коллегиальные представительные учреждения и единоличные органы (должности) государственной власти или местного самоуправления, избираемые народом;
2) институты, отражающие постоянные контакты депутатов и выборных должностных лиц с населением, взаимодействие органов народного представительства с институтами гражданского общества посредством так называемой прямой и обратной связи (встречи, выступления, информирование, отчеты, получение обращений граждан и работа с ними, изучение общественного мнения, приглашение представителей населения, общественных объединений на свои заседания и др.); 3) специальные (и специфические) формы деятельности, характерные для органов народного представительства (публичные заседания коллегиальных представительных органов, обеспечение гарантий оппозиции и т. д.); 4) институты, отражающие задачи контроля органов народного представительства, в отношении органов исполнительной власти (парламентский запрос, вотум доверия и недоверия, правительственный час и др.).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 1930; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.208.127 (0.012 с.) |