Понятие и институты представительной демократии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и институты представительной демократии



Понятие «представительная демократия» возникло практически одновременно с представительными органами власти, т. е. выборными представительными учреждениями, общегосударственными и местными, состоящими из депутатов. Преобладали 2 порядка формирования состава представительных учреждений: сословный, когда от соответствующих слоев и видов профессиональных занятий (дворяне, купцы, ремесленники, крестьяне и т. д.) направлялись их представители в органы власти; территориальный, при котором представителю поручалось представительство всех жителей соответствующей территории. Нередко оба варианта представительства переплетались.

Однако ситуация принципиально изменилась с появлением главы государства (нередко он же и глава исполнительной власти), избираемого народом. Ведь замещение им должности происходит в том же порядке, что и депутатов, т. е. путем выборов. Конечно, избираемый глава представляет интересы народа, а «порог» или «масштабность» его представительства в сравнении с депутатами некоторые авторы считают даже выше, и вот почему:

1) если депутаты избираются по отдельным округам, глава — от всей территории, и для избрания его обычно требуется большее число голосов, нежели для избрания депутата;

2) когда депутаты избираются по партийным спискам, личности каждого из них не персонифицируются, а при избрании главы каждый кандидат участвует и побеждает в личном качестве (независимо от партийной принадлежности), что дает ему право считать себя представителем народа. Например, в России в 1991 г. на референдуме голосовался вопрос, хотят ли граждане введения поста всенародно избранного Президента РФ. И первый Президент РФ Б. Н. Ельцин довольно часто подчеркивал высокую меру своей представительности, называя себя всенародно избранным Президентом России.

В наши дни по традиции органы законодательной власти именуются представительными, т. е. органами народного представительства. Однако чертами представительства обладают и выборные лица, возглавляющие государство и исполнительную власть (в некоторых странах в наши дни авторитет и представительный характер власти президента выражается, в частности, даже в том, что он назначает часть депутатов верхней палаты парламента — например, Казахстан). Поскольку возможна выборность населением руководителей исполнительной власти субъектов РФ (как указывалось ранее, она была введена в 90-е гг. прошлого века, отменена в 2004 г. и вновь предусмотрена в 2012 г.) и есть выборность населением глав муниципальных образований, соответствующие лица несли (несут) в себе начала представительства.

 Следовательно, в систему представительной демократии в России включаются:

1) Федеральное Собрание РФ — парламент (обе его палаты — Совет Федерации и Государственная Дума); Президент РФ;

2) законодательные собрания субъектов РФ (это обобщенное их наименование, некоторые так и называются, но есть думы, государственные собрания, государственные советы и др.); избранные населением главы исполнительной власти субъектов РФ;

3) представительные органы местного самоуправления (думы, собрания депутатов, представителей, советы и др.); избранные населением главы муниципальных образований.

Категория «представительная демократия» не исчерпывается лишь указанием на систему органов государственной власти и местного самоуправления, избираемых народом (населением). Дело в том, что многие институты непосредственной демократии образуются как средства воздействия граждан и их объединений на органы народного представительства. Иначе говоря, институты представительной и непосредственной демократии переплетаются.

Кроме того, представительная демократия охватывает и многие институты, свойственные для организации работы представительных органов. Представительная демократия предполагает определенные принципы отношений выборных лиц и органов друг с другом и с народом, их ответственность перед ним; можно говорить о существовании представительной демократии (народного представительства), а в ее рамках и парламентаризма как особого вида осуществления власти народа и с участием народа.

Таким образом, представительная демократия является органической составляющей в конституционном строе нашей страны. Она объединяет следующие институты:

1) систему органов народного представительства, включающую в себя коллегиальные представительные учреждения и единоличные органы (должности) государственной власти или местного самоуправления, избираемые народом;

2) институты, отражающие постоянные контакты депутатов и выборных должностных лиц с населением, взаимодействие органов народного представительства с институтами гражданского общества посредством так называемой прямой и обратной связи (встречи, выступления, информирование, отчеты, получение обращений граждан и работа с ними, изучение общественного мнения, приглашение представителей населения, общественных объединений на свои заседания и др.);

3) специальные (и специфические) формы деятельности, характерные для органов народного представительства (публичные заседания коллегиальных представительных органов, обеспечение гарантий оппозиции и т. д.);

4) институты, отражающие задачи контроля органов народного представительства, в отношении органов исполнительной власти (парламентский запрос, вотум доверия и недоверия, правительственный час и др.).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 1877; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.193.77.196 (0.005 с.)