Понятие и институты непосредственной демократии
Содержание книги
- Структура конституционного права: подотрасли и институты
- Место конституционного права в системе права Российской Федерации. Роль и перспективы конституционного права в современных условиях.
- Задачи науки конституционного права России
- Развитие науки конституционного права России
- Современная наука конституционного права России
- Понятие и функции Конституции РФ.
- Конституция РФ: её вид, черты
- Конституция — основной закон государства
- База текущего законодательства
- Особый порядок принятия и изменения
- Этапы развития российского конституционализма
- Принятие новой Конституции Российской Федерации: краткая история
- Особенности Конституции Российской Федерации 1993 г.
- Проблемы действия Конституции Российской Федерации и ее соотношения с иными нормативными актами
- Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные российским законом, то применяются правила международного договора.
- Охрана и защита Конституции РФ
- Теория и история развития конституционализма в России
- Конституционный строй, общественное устройство, общественный строй, государственный строй
- Основные характеристики (черты) конституционного строя
- Государственная власть в РФ. Общественная власть в РФ. Власть местного самоуправления в РФ.
- Некоторые проблемы разделения властей
- Народовластие (народный суверенитет) как основа конституционного строя России
- Народный суверенитет и государственный, национальный суверенитет
- Некоторые проблемы разделения властей
- Социальным может быть любое государство, независимо от его экономической и идеологической сути.
- Понятие и институты непосредственной демократии
- Референдум в системе прямого народовластия. Нормативная правовая база.
- Отзыв и природа мандата депутата, выборного должностного лица
- Опрос (консультативный референдум)
- Российские общественные инициативы с использованием Интернета
- Собрания, сходы граждан по месту жительства
- Понятие и институты представительной демократии
- Вопрос о гражданском обществе как элементе конституционного строя
- Общественная палата Российской Федерации
- Конституционно-правовые основы статуса общественных объединений
- Понятие, общие условия создания и деятельности политических партий
- Институционализация лично-общественных и профессиональных контактов граждан как членов гражданского общества
- Конституционные основы формирования гражданского общества в России
- Конституционные основы экономической деятельности в Российской Федерации
- Конституционные основы экономической системы Российской Федерации
- Основы и принципы конституционно-правового положения человека и гражданина в Российской Федерации
- Принципы конституционно-правового положения человека и гражданина в Российской Федерации
- Принадлежность человеку основных прав и свобод от рождения и их неотчуждаемость
- Юридическое равенство граждан (равноправие)
- Гарантии осуществления и охраны основных прав и свобод, исполнения обязанностей человека и гражданина
- Конституционные гарантии прав человека и гражданина
- Равенство всех перед законом и судом (Ч. 1 ст. 19 Конституции РФ).
- Конституционно-правовые основы гражданства Российской Федерации.
- Гражданство как естественное состояние индивидов
- Защита и покровительство. Невозможность высылки или выдачи.
Похожие статьи вашей тематики
В основе понятия «непосредственная демократия» — идеи прямого правления народа, его руководства собственной жизнью, самоуправления и самоорганизации в общественных и государственных делах. Непосредственная демократия — это совокупность конституционно-правовых институтов, посредством которых народ выражает свою волю, сам осуществляет государственную власть или власть местного самоуправления.
Синонимами понятия «непосредственная демократия» являются также понятия «прямая демократия», «непосредственное народовластие», «прямое народовластие».
В одних случаях это выражение воли народа может иметь обязательный (императивный) и окончательный характер, т. е. принятые им решения не требуют утверждения кем-либо. Соответствующие институты можно назвать императивными институтами непосредственной демократии. Сюда относятся:
1) императивный референдум (т.е. референдум, решение которого окончательно и не требует оформления актом органа государственной власти или местного самоуправления);
2) выборы депутатов и выборных должностных лиц;
3) отзыв народом (избирателями) своих, т. е. избранных им (ими), представителей.
В других случаях воля народа имеет так называемый консультативный характер. Консультативность в данном случае предполагает, что официальное окончательное решение принимает компетентный орган государства или орган местного самоуправления. Однако эти органы не могут пренебречь выраженной волей большинства и вынести решение, противоречащее этой воле. Консультативность также означает, что компетентный орган правомочен на выбор конкретной формулировки решения (отражающей, но не искажающей волю народа).
Соответствующие институты можно назвать консультативными институтами непосредственной демократии. К ним относятся:
1) опрос народа, или консультативный референдум;
2) всенародное (народное) обсуждение проектов правовых актов органов государственной власти или местного самоуправления, других важных вопросов чаще государственной, порой общественно-политической жизни;
3) публичные слушания как форма контакта (диалога) органов публичной власти с населением;
4) коллективные обращения граждан по вопросам общественного значения (петиции);
5) народные правотворческие инициативы;
6) российские общественные инициативы, реализуемые через специальные сайты в Интернете;
7) наказы избирателей.
Могут существовать и смешанные институты непосредственной демократии, которые сочетают в себе черты императивного и консультативного характера. Примером таких институтов непосредственной демократии являются собрания (сходы) граждан по месту их жительства.
Наличие, набор и степень «императивности» институтов непосредственной демократии в значительной мере зависят от характера политической системы и концепции власти в соответствующем государстве. Институты непосредственной демократии свойственны не любой национальной системе конституционного права; то, что есть в одной стране, может отсутствовать в других вообще или в каких-либо сферах общественной жизни — например, далеко не во всех странах проводятся общегосударственные референдумы (их нет в США, ФРГ).
Институты могут со временем трансформироваться, проявляясь как в императивной, так и консультативной форме. Это относится, например, к голосованию народа по вопросам жизни государства. Здесь имеет место и императивный референдум, и консультативный опрос.
К числу институтов непосредственной демократии в советский период относили отчеты депутатов перед избирателями. В наше время обязательные отчеты депутатов и выборных должностных лиц перед избирателями не проводятся, хотя они встречаются с избирателями и информируют их о своей работе, о деятельности представительных и иных органов власти. Нельзя исключать восстановления отчетов как конституционного института и в наши дни.
Ранее в законодательстве не говорилось о таких институтах непосредственной демократии, как коллективные обращения (петиции), народная правотворческая инициатива, теперь они предусматриваются на федеральном и региональном уровнях.
Проблема видов институтов непосредственной демократии и масштабов их применения существует в любом государстве, претендующем на то, чтобы считаться демократическим. В России это связано еще и с проблемой формирования гражданского общества, поскольку многие институты народовластия, непосредственной демократии связаны с развитием государства и общества. По большому счету возникает глобальный вопрос о том, как должны соотноситься «правление народа» и «правление органов».
|