Опрос (консультативный референдум) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опрос (консультативный референдум)



Опрос как институт непосредственной демократии — это выявление мнения народа государства, населения территории по общественно значимому вопросу посредством голосования. Опрос посредством голосования называют также консультативным референдумом.

Выявленное при опросе (консультативном референдуме) мнение народа, населения есть его воля, волеизъявление, в этом плане это тоже форма непосредственного народовластия. Но специфика опроса (консультативного референдума) состоит в том, что позиция, получившая поддержку большинства участников голосования, оформляется, развивается в нормативном правовом акте компетентного органа государства или органа местного самоуправления.

Опрос в гораздо большей мере, чем императивный референдум, свидетельствует о желании властей посоветоваться с народом, узнать его мнение по наболевшему вопросу.

Российское федеральное законодательство ориентируется в основном на императивные референдумы. Однако в какой-то мере это законодательство не исключает и консультативные референдумы, предусматривая принятие компетентным органом нормативного правового акта, необходимого для реализации результатов голосования.

В частности, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не используя понятия «консультативный референдум», предусматривает голосование, по природе являющееся именно таковым. Так, согласно ч. 5 ст. 24 этого Закона голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных указанным Законом.

Следует различать опросы, проводимые в виде голосования населения, и социологические опросы. Последние практикуются в различных вариантах — вопросы на улицах, площадях, по месту жительства и работы граждан, по телефону, анкетирование (т. е. письменное заполнение анкет с вопросами). Однако все это существенно отличается от того, что мы понимаем под опросом народа, населения, проводимым в форме голосования.

С организационной точки зрения опрос народа, населения как всеобщее голосование проводится как общегосударственное (общетерриториальное) мероприятие по решению органа государственной власти или органа местного самоуправления. Выявление общественного мнения посредством вопросов и анкет организуется различными службами общественного мнения, институтами, фондами, исследовательскими центрами, СМИ и т. п. Это может быть их собственная инициатива, но могут быть и заказы органов государственной власти или местного самоуправления.

Вместе с тем Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит специальную ст. 31 «Опрос граждан», позволяющую проводить на местах различные опросы, в том числе социологические. Такой опрос проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Результаты опроса имеют рекомендательный характер.

Всенародные обсуждения

Полное наименование этого института непосредственной демократии должно быть таким: обсуждение народом (населением) проектов законов, важных вопросов государственной, общественной жизни (сокращённо данный институт называют всенародными обсуждениями).

Институт всенародных обсуждений был предусмотрен Конституцией СССР 1977 г. Согласно ее ст. 5 «наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародные обсуждения, а также ставятся на всенародное голосование (референдум)».

В Конституции РФ 1993 г. о всенародных (народных) обсуждениях ничего не сказано. Однако в принципе данный институт существует, по крайней мере, юридически. В Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (п. 6 ст. 119) говорится, что Дума «может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении». Институт народных обсуждений предусмотрен и рядом субъектов РФ. Для примера назовем Закон Республики Татарстан от 6 августа 2003 г. «О народном обсуждении наиболее важных вопросов государственной жизни Республики Татарстан и местного значения».

Смысл института всенародных (народных) обсуждений состоит в том, что какой-то важный вопрос, волнующий государство и (или) общество, проект закона, политического документа выносятся на обсуждение населения. При этом выявляются разные позиции по сути проблемы, в целом отношение к ней. Ожидаются предложения от граждан, их групп, трудовых коллективов, общественных объединений, от государственных органов, органов местного самоуправления по вопросу в целом, концепции документа, его отдельным положениям, статьям.

Участие граждан в обсуждении важных вопросов государственной и общественной жизни, проектов законов, иных документов может быть коллективным и (или) индивидуальным.

 Народные обсуждения имеют консультативное значение с точки зрения официального движения соответствующего документа. Однако мнение, единообразно отразившееся в сотнях и тысячах разрозненно поступивших откликов, становится уже коллективным мнением и обязывает власти прислушаться к таким суждениям. Их придется либо принять, либо отклонить, но по аргументированным основаниям.

Из сказанного очевидно, что обсуждение — это первый этап в рождении какого-то законодательного или политического решения, способствующий в определенной мере выявлению воли народа и ее учету в подготавливаемых проектах решений; вторым этапом будет принятие решения либо референдумом, либо компетентным органом государственной власти или местного самоуправления.

Институт народных обсуждений предусматривает помимо масштабных мероприятий также и специализированные акции, прежде всего обсуждение законопроектов специалистами, научной общественностью. Как правило, соответствующие комитеты Государственной Думы направляют законопроекты в юридические научные и учебные учреждения, а также в отраслевые институты и органы, по профилю которых идет законопроект. Соответствующие заключения, предложения, замечания, поправки рассматриваются в рабочих группах комитетов Думы и учитываются в тексте акта.

Рассматривая данный институт и констатируя, что Государственная Дума пока не назначала всенародных обсуждений законопроектов, рассмотренных о поддержанных ею в первом чтении, одновременно отметим позитивную роль Указа Президента РФ от 9 февраля 2011 г. «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов».

Публичные слушания

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ввел такой институт непосредственной демократии, как публичные слушания, хотя в субъектах РФ он предусматривался гораздо раньше (в частности, в ст. 62 Устава г. Москвы). По происхождению он является родственным институту всенародных обсуждений, но все-таки уже оформляется как самостоятельный институт непосредственной демократии. Публичные слушания — это своего рода форма контакта (диалога) органов публичной власти с населением.

Согласно ст. 28 названного Закона для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Это делается по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.

На уровне субъектов РФ также последовательно расширяется практика публичных слушаний, а по ряду вопросов они становятся обязательными — особенно это концепции развития территории, бюджет субъекта РФ, отчет о его исполнении. Соответствующие положения включаются в конституции, уставы субъектов РФ, появляются специальные законы или нормы включаются в законы, иные акты субъектов, посвященные народным обсуждениям. Имеет место и совмещение публичных слушаний населения и парламента субъекта РФ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 708; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.220.41.140 (0.019 с.)