Народовластие (народный суверенитет) как основа конституционного строя России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Народовластие (народный суверенитет) как основа конституционного строя России



Статья 3 Конституции РФ гласит:

«1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

Что есть (или кто есть) народ?

С точек зрения этнографической, поселенческой это совокупность граждан данного государства; они составляют большинство населения, но все же не все население, поскольку категория «население» охватывает, помимо своих граждан, также иностранцев и лиц без гражданства, постоянно или достаточно долго (хотя в формальном плане и временно) проживающих на территории государства.

С точки зрения конституционно-правовой, государственно-правовой ведущей характеристикой категории «народ» является то, что это совокупность граждан государства, обладающих способностью осуществлять публичную власть и осуществляющих ее (участвующих в осуществлении). Такая способность приходит не сразу, до нее еще надо дорасти, обладать определенными качествами и сознанием. До этого осуществлять власть будут отдельные социальные слои и выдвинутые ими правители. К сожалению, они могут и не допускать к власти народную массу, даже когда у людей появились необходимые навыки. Но это уже вопрос времени. Все равно рано или поздно это произойдет. Естественно, отсюда возникает еще один важный конституционно-правовой, государственно-правовой фактор: реализация способности к властвованию и осуществление публичной власти ставит народ в преимущественное положение перед другими частями населения государства — они подобных возможностей не имеют (в данном отношении народ может не опасаться даже того, что население растет за счет ищущих работу в стране иностранцев).

Как видно из ст. 3, Конституция характеризует народ Российской Федерации в качестве носителя суверенитета; единственного источника власти; субъекта, осуществляющего власть (властвующего); субъекта, поручающего осуществление власти иным структурам.

На основе теории народного суверенитета и на базе Конституции можно сделать вывод: народный суверенитет — это, во-первых, принадлежность народу всей полноты власти в данной стране, во-вторых, возможность осуществления народом принадлежащей ему власти как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Все это означает следующее:

1) только там, где власть символизируется с народом и принадлежит народу в полном объеме, можно говорить о народном суверенитете;

2) критерий народного суверенитета — производность власти в обществе и государстве от народа, т. е. никто, не уполномоченный народом (непосредственно или через органы, созданные народом), не может осуществлять какую-либо властную деятельность в стране;

3) уполномоченный орган не может абсолютизировать свои полномочия, забывать об их производности от власти народа; можно сказать и более категорично — такой орган осуществляет не свою власть, а власть (часть власти) народа (естественно, не отрицается властный характер его полномочий);

4) народный суверенитет не позволяет трактовать роль народа по принципу «царствует, но не правит»; т. е., будучи источником любой власти в обществе и государстве, народ и сам не устраняется от ее осуществления, а, наоборот, непосредственно реализует ряд ключевых властных функций;

5) народ предопределяет характер власти в стране в целом и направления деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по ее осуществлению.

Власть народа — это самоорганизация народа в целях управления своими делами посредством принятия общеобязательных решений и использования организационных механизмов и процедур, предполагающих участие в осуществлении властных функций и самого народа, и образуемых им органов.

Власть народа в Российской Федерации осуществляется в 3 основных формах:

1) государственная власть;

2) общественная власть;

3) власть местного самоуправления как смешанная общественно-государственная власть.

Рассмотрим некоторые общие характеристики власти народа.

Во-первых, власть народа — это, прежде всего, публичная власть, что означает следующее:

1) она осуществляется в интересах всего народа, ее целью является общественное благо (иначе говоря — публичный интерес);

2) пространством осуществления власти народа во всех ее формах (видах) являются общество и государство; иначе говоря, государственные механизмы властвования отражаются на обществе и не безразличны ему, в свою очередь, общественная составляющая властвования (формирование политических партий, влияние политических сил на пути развития общества и т. д.) отражается на государстве и является предметом его пристального внимания;

3) власть народа обращена ко всему обществу и к каждому человеку;

4) эта власть всем доступна, т. е. каждый человек вправе участвовать в реализации тех или иных функций и форм власти;

5) власть осуществляется народом в целом, его частью, проживающей на соответствующей территории, избранными народом представителями, сформированными им органами и, наконец, производными от последних органами;

6) власть использует методы убеждения, воспитания, поощрения, организации населения, а если необходимо — то и принуждения, характерные для соответствующего вида власти;

7) власть осуществляется гласно (открыто), и все ее мероприятия имеют (а зачастую и должны иметь) общественный резонанс.

Осуществлять власть — значит управлять делами общества, государства, отдельных территорий, объединений людей, совершать действия и добиваться желаемого поведения (результата) во имя определенных целей.

Во-вторых, власть народа, причем в любой из ее форм (разновидностей), названных выше, — это всегда политическая власть. В ее осуществлении всегда надо видеть политические цели, механизмы и процедуры:

1) она осуществляется в политически организованном обществе и должна учитывать все особенности его состава и балансировать устремления различных групп;

2) осуществление власти основано на формировании политических концепций, форм и методов, т. е. стратегии властвования;

3) осуществление власти имеет организованный и постоянный характер, протекает посредством политических процедур и механизмов, предполагающих выработку проектов решений, их обсуждение, принятие и исполнение;

4) на осуществление власти влияют граждане — как индивидуально, так и группами, как непосредственно, так и через политические и иные общественные объединения.

В-третьих, власть народа существует во всех 3 формах (разновидностях), названных выше. Ошибочным является утверждение, будто власть народа — это всегда государственная власть и только ее можно считать публичной и политической. Те, кто сводит всю власть народа лишь к государственной власти, очевидно, видят во власти задачу приказа, государственного обязывания, давления и санкций. Если же первейшее назначение власти видеть в самоорганизации граждан для управления своей жизнью, то становится явным, что наряду с государственными существуют различные виды общественных (а также смешанных государственно-общественных) дел и корреспондирующие им формы самоорганизации граждан для управления такими делами. Здесь есть и свои организационные приемы, методы и если надо, то и санкции, причем к строго государственной власти это не имеет отношения. Говоря о власти народа лишь как о государственной власти, сужаются возможности общественного самоуправления, вся палитра власти сводится к государственным каналам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 830; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.006 с.)