Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Народовластие (народный суверенитет) как основа конституционного строя России
Статья 3 Конституции РФ гласит: «1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. 4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону». Что есть (или кто есть) народ? С точек зрения этнографической, поселенческой это совокупность граждан данного государства; они составляют большинство населения, но все же не все население, поскольку категория «население» охватывает, помимо своих граждан, также иностранцев и лиц без гражданства, постоянно или достаточно долго (хотя в формальном плане и временно) проживающих на территории государства. С точки зрения конституционно-правовой, государственно-правовой ведущей характеристикой категории «народ» является то, что это совокупность граждан государства, обладающих способностью осуществлять публичную власть и осуществляющих ее (участвующих в осуществлении). Такая способность приходит не сразу, до нее еще надо дорасти, обладать определенными качествами и сознанием. До этого осуществлять власть будут отдельные социальные слои и выдвинутые ими правители. К сожалению, они могут и не допускать к власти народную массу, даже когда у людей появились необходимые навыки. Но это уже вопрос времени. Все равно рано или поздно это произойдет. Естественно, отсюда возникает еще один важный конституционно-правовой, государственно-правовой фактор: реализация способности к властвованию и осуществление публичной власти ставит народ в преимущественное положение перед другими частями населения государства — они подобных возможностей не имеют (в данном отношении народ может не опасаться даже того, что население растет за счет ищущих работу в стране иностранцев). Как видно из ст. 3, Конституция характеризует народ Российской Федерации в качестве носителя суверенитета; единственного источника власти; субъекта, осуществляющего власть (властвующего); субъекта, поручающего осуществление власти иным структурам.
На основе теории народного суверенитета и на базе Конституции можно сделать вывод: народный суверенитет — это, во-первых, принадлежность народу всей полноты власти в данной стране, во-вторых, возможность осуществления народом принадлежащей ему власти как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Все это означает следующее: 1) только там, где власть символизируется с народом и принадлежит народу в полном объеме, можно говорить о народном суверенитете; 2) критерий народного суверенитета — производность власти в обществе и государстве от народа, т. е. никто, не уполномоченный народом (непосредственно или через органы, созданные народом), не может осуществлять какую-либо властную деятельность в стране; 3) уполномоченный орган не может абсолютизировать свои полномочия, забывать об их производности от власти народа; можно сказать и более категорично — такой орган осуществляет не свою власть, а власть (часть власти) народа (естественно, не отрицается властный характер его полномочий); 4) народный суверенитет не позволяет трактовать роль народа по принципу «царствует, но не правит»; т. е., будучи источником любой власти в обществе и государстве, народ и сам не устраняется от ее осуществления, а, наоборот, непосредственно реализует ряд ключевых властных функций; 5) народ предопределяет характер власти в стране в целом и направления деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по ее осуществлению. Власть народа — это самоорганизация народа в целях управления своими делами посредством принятия общеобязательных решений и использования организационных механизмов и процедур, предполагающих участие в осуществлении властных функций и самого народа, и образуемых им органов. Власть народа в Российской Федерации осуществляется в 3 основных формах: 1) государственная власть; 2) общественная власть; 3) власть местного самоуправления как смешанная общественно-государственная власть. Рассмотрим некоторые общие характеристики власти народа.
Во-первых, власть народа — это, прежде всего, публичная власть, что означает следующее: 1) она осуществляется в интересах всего народа, ее целью является общественное благо (иначе говоря — публичный интерес); 2) пространством осуществления власти народа во всех ее формах (видах) являются общество и государство; иначе говоря, государственные механизмы властвования отражаются на обществе и не безразличны ему, в свою очередь, общественная составляющая властвования (формирование политических партий, влияние политических сил на пути развития общества и т. д.) отражается на государстве и является предметом его пристального внимания; 3) власть народа обращена ко всему обществу и к каждому человеку; 4) эта власть всем доступна, т. е. каждый человек вправе участвовать в реализации тех или иных функций и форм власти; 5) власть осуществляется народом в целом, его частью, проживающей на соответствующей территории, избранными народом представителями, сформированными им органами и, наконец, производными от последних органами; 6) власть использует методы убеждения, воспитания, поощрения, организации населения, а если необходимо — то и принуждения, характерные для соответствующего вида власти; 7) власть осуществляется гласно (открыто), и все ее мероприятия имеют (а зачастую и должны иметь) общественный резонанс. Осуществлять власть — значит управлять делами общества, государства, отдельных территорий, объединений людей, совершать действия и добиваться желаемого поведения (результата) во имя определенных целей. Во-вторых, власть народа, причем в любой из ее форм (разновидностей), названных выше, — это всегда политическая власть. В ее осуществлении всегда надо видеть политические цели, механизмы и процедуры: 1) она осуществляется в политически организованном обществе и должна учитывать все особенности его состава и балансировать устремления различных групп; 2) осуществление власти основано на формировании политических концепций, форм и методов, т. е. стратегии властвования; 3) осуществление власти имеет организованный и постоянный характер, протекает посредством политических процедур и механизмов, предполагающих выработку проектов решений, их обсуждение, принятие и исполнение; 4) на осуществление власти влияют граждане — как индивидуально, так и группами, как непосредственно, так и через политические и иные общественные объединения. В-третьих, власть народа существует во всех 3 формах (разновидностях), названных выше. Ошибочным является утверждение, будто власть народа — это всегда государственная власть и только ее можно считать публичной и политической. Те, кто сводит всю власть народа лишь к государственной власти, очевидно, видят во власти задачу приказа, государственного обязывания, давления и санкций. Если же первейшее назначение власти видеть в самоорганизации граждан для управления своей жизнью, то становится явным, что наряду с государственными существуют различные виды общественных (а также смешанных государственно-общественных) дел и корреспондирующие им формы самоорганизации граждан для управления такими делами. Здесь есть и свои организационные приемы, методы и если надо, то и санкции, причем к строго государственной власти это не имеет отношения. Говоря о власти народа лишь как о государственной власти, сужаются возможности общественного самоуправления, вся палитра власти сводится к государственным каналам.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 830; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.006 с.) |