Некоторые проблемы разделения властей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Некоторые проблемы разделения властей



Вопрос о разделении властей в Российской Федерации является непростым. Это сложная проблема со многими аспектами. Попробуем обозначить некоторые из них.

  В частности, в нашей стране почти не поднимается такой вопрос, как разделение функций по управлению государством и обществом, между тем это тоже часть проблемы разделения властей. Такое деление необходимо для того, чтобы не допустить как чрезмерного «увлечения» государства в воздействии на общество, так и подмены общественными структурами государственной власти.

В разделении властей важное значение имеет не только распределение полномочий между властвующими субъектами, но и определение способов и средств их взаимного влияния. Это означает, что каждый, с одной стороны, самостоятелен в осуществлении того, что ему поручено, но, с другой стороны, находится под своеобразным контролем окружающих, и они могут (а то и должны) высказывать свои оценки.

Как видно из ст. 10 Конституции РФ, единая государственная власть делится на 3 ветви — законодательную, исполнительную и судебную. В ч. 1 ст. 11 Конституции говорится: «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации».

При этом подходе упущено, что сам народ тоже осуществляет государственную власть. Как сказано в ст. 3 Конституции РФ, принятие всенародным голосованием Конституции РФ либо закона есть осуществление государственной власти народом.

Кроме того, в России есть или могут существовать государственные органы, которые строго не вписываются в указанную триаду органов государственной власти. Так, для принятия новой Конституции должно быть созвано Конституционное Собрание. Оно может разработать новую Конституцию и даже принять ее либо утвердить текст и вынести его на референдум. Является ли Конституционное Собрание государственным органом? Относится ли оно к числу органов государственной власти? Однозначно, да.

Если Конституция принимается народом на референдуме или Конституционным Собранием, можно ли это назвать осуществлением законодательной власти? Можно сказать и так. Но, учитывая особую роль Конституции в истории страны, когда на ее основе начинается новый этап жизни и развития общественных отношений, не лучше ли сказать, что они осуществляют учредительную власть как самостоятельную ветвь государственной власти? Причем это не только самостоятельная по виду, но также и первая по исторической роли ветвь государственной власти.

Далее. К какой ветви власти отнести Президента РФ? Казалось бы, он ближе всего к исполнительной ветви власти, к тому же в прежней Конституции он был официально отнесен к этой ветви, а многими положениями Конституции 1993 г. тоже связан с исполнительной властью. Но все-таки по данной Конституции Президент объявляется главой государства и от исполнительной власти официально отделен. Вряд ли его можно отнести к законодательной власти, хотя он и участвует в законодательном процессе, может вносить законопроекты, подписывает и обнародует законы, а в определенных ситуациях, — когда нормативное регулирование необходимо, но законы запаздывают, — может регулировать общественные отношения своими указами (такие акты носят временный характер и с появлением закона должны быть отменены либо приведены в соответствие с ним). К судебной власти Президента тоже нельзя отнести. Исследователи статуса Президента РФ и авторы комментариев Конституции РФ предлагают выделить власть Президента РФ из традиционной триады и назвать ее особой формой государственной власти — президентской.

Однако это не все. О Прокуратуре говорится в гл. 7 Конституция РФ. Она до последнего времени называлась «Судебная власть». Однако отметим, что прокуратура не является частью судебной власти, а помещение норм о ней в указанной главе можно считать просчетом создателей конституционного текста. Теперь в соответствии с Законом о поправке к Конституции РФ 2014 г. гл. 7 называется «Судебная власть и прокуратура». Соответственно, мы можем сделать вывод: если выделяется еще и прокурорская власть, учитывая ее особые функции и задачи, значит, ветвей государственной власти в Российской Федерации всего 6.

Логика отделения от общих групп органов со специфическими функциями привела ряд авторов к выделению еще некоторых ветвей власти.

Так, давно и активно обсуждается вопрос о том, считать ли Банк России государственным органом Российской Федерации, государственным учреждением или хозяйствующим субъектом. Те, кто считает Банк России государственным органом, исходя из его независимости от других государственных органов, особенно от Правительства, склонны говорить о наличии еще одной ветви государственной власти — банковской.

В России создан специальный государственный орган финансового контроля — Счетная палата РФ; аналогичные органы появились и в субъектах РФ. Могут существовать иные государственные специальные органы с контрольными задачами. С учетом наличия таких органов говорят о контрольной государственной власти.

В стране стала активно действовать система избирательных комиссий, организующих различные виды выборов. Верхние звенья этой системы — ЦИК РФ и избирательные комиссии субъектов РФ закон называет государственными органами. Если так, к какой же ветви государственной власти их отнести? Появилось предложение говорить об избирательной власти.

Мы привели самые упрощенные вариации. А ведь есть и более усложненные модели. Например, порой предлагают объединить финансовые органы исполнительной власти, государственные банки и счетные палаты в финансовую власть. А прокуратуру, надзорные органы системы исполнительной власти — в надзорную (надзорно-контрольную) власть.

Поэтому не случайно предлагается выделить такие разновидности государственной власти:

1) учредительная (принятие Конституции РФ народом или Конституционным Собранием);

2) народная (принятие народом на референдуме законов или решение других вопросов государственного значения — если речь не идет о новой Конституции);

3) президентская;

4) законодательная;

5) исполнительная;

6) судебная;

7) прокурорская;

8) избирательная;

9) финансово-банковская;

10) контрольная (контрольно-надзорная, если подразумевать при этом такие надзорные органы, как горный надзор, атомный надзор и др., связывая прокурорский надзор с отдельной ветвью власти).

Кстати, даже при всех таких вариациях не ясно, куда отнести некоторые органы, например Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и аналогичных уполномоченных в субъектах РФ.

 

По уровням государственные органы в Российской Федерации делятся на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ.

Государственную власть на федеральном уровне представляют и осуществляют, согласно ст. 11 Конституции РФ, Президент РФ, Федеральное Собрание — парламент РФ, Правительство РФ и другие федеральные органы исполнительной власти, суды Российской Федерации.

В субъектах РФ государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти. К ним относятся: законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов (законодательные собрания, думы и др.); главы исполнительной власти (высшие должностные лица) субъектов — президенты, главы республик, губернаторы в остальных субъектах, мэр в Москве; исполнительные органы государственной власти субъектов (правительства, администрации и отраслевые органы исполнительной власти). К органам государственной власти субъектов относятся также их конституционные, уставные суды — органы конституционного контроля. Действующие на территории субъектов суды общей юрисдикции и арбитражные суды являются федеральными судами.

 

Общественная власть

Второй формой власти народа является общественная власть. Далеко не все признают эту форму власти народа. Скорее всего, так происходит потому, что зачастую власть трактуют не как самоорганизацию народа, а как совокупность методов приказа, обязательности актов, принуждения, применения санкций. Для государства и государственной власти это понятно. А вот когда говорят об общественной власти, то сразу возникают вопросы: где и в чем здесь директива, обязательный характер актов, принуждение и т.д.

Общественная власть — это власть различных объединений и коллективов граждан в отношении лиц, состоящих в этих объединениях и коллективах, а также их внутренних подразделений. Наиболее типичными примерами структур, для которых категория общественной власти реально существует, являются политические партии, профессиональные союзы и иные общественные объединения, религиозные организации, а также трудовые коллективы как объединения граждан по общему месту работы. Они подчиняют свою деятельность порядку, ими же определенному, зачастую зафиксированному в каком-то документе — уставе объединения, регламенте собрания коллектива и др. Правила имеют обязательный характер для тех, кто состоит в объединении, коллективе. Им надо следовать, решения общих собраний и органов — выполнять, процедуры — соблюдать. В противном случае возможны и общественные санкциизамечания, предупреждения, в общественном объединенииисключение из его состава.

Общественная власть опирается на методы общественного воздействия, обычаи и традиции; она не может прибегать к государственному влиянию и принуждению для достижения своих целей (не путать с необходимым вмешательством государственных органов и служащих в случае нарушения объединением законодательства или общественного порядка участниками общественных акций, организуемых объединением).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.123.80 (0.011 с.)