Формы непосредственной демократии на местном уровне 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы непосредственной демократии на местном уровне



Формы непосредственной демократии на местном уровне

Инфа из инета

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления

в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (далее – Федеральный закон

№ 131-ФЗ) устанавливает основные формы непосредственной демократии на

муниципальном уровне. Соответствующая глава именуется «Формы непосредственного

осуществления населением местного самоуправления и участия населения в

осуществлении местного самоуправления».

В литературе принято различать императивные и консультативные формы

непосредственной демократии. Основанием данной классификации является степень

обязательности выраженной воли населения. «В одних случаях это выражение воли

народа может иметь обязательный (императивный) и окончательный характер, т.е.

принятые им решения не требуют утверждения кем-либо. … В других случаях воля

народа носит так называемый консультативный характер. Консультативность в данном случае предполагает, что официальное окончательное решение принимает

компетентный орган государства или орган местного самоуправления»6. При таком

подходе к первым формам непосредственной демократии необходимо отнести выборы,

референдум, отзыв депутата, должностных лиц местного самоуправления, голосование

по вопросам изменения границ и преобразования муниципального образования, сход

граждан.

Иную классификацию форм непосредственной демократии предлагает

В.В. Комарова. В качестве ее основания предлагается рассматривать функции

(императивная, консультативная, регулятивная), соответственно которой существует

закрепленный механизм реализации, учета волеизъявления7. Под регулятивной

функцией понимается «участие народа в системе социального управления,

сконструированного на принципах представительного управления и народного

суверенитета»8. При таком подходе к регулятивным формам прямого волеизъявления

граждан, по мнению В.В.Комаровой, относятся, в частности, институты обращений,

народной правотворческой инициативы, наказов, отчетов, территориального

общественного самоуправления.

Инфа из ФЗ 131 (прислал Лексин)

Глава 5. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

НАСЕЛЕНИЕМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ

В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Ниже каждая статья расписана подробно

 

Статья 22. Местный референдум

Статья 23. Муниципальные выборы

Статья 24. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования

Статья 25 применяется при реализации требований части 3 статьи 84 и части 5 статьи 85 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 83 данного документа).

Статья 25. Сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

Статья 25.1. Сход граждан

Статья 26. Правотворческая инициатива граждан

Статья 27. Территориальное общественное самоуправление

Статья 28. Публичные слушания

Статья 29. Собрание граждан

Статья 30. Конференция граждан (собрание делегатов)

Статья 31. Опрос граждан

Статья 32. Обращения граждан в органы местного самоуправления

Статья 33. Другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении

 

 

Статья 25.1. Сход граждан

 

(введена Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

 

1. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, сход граждан может проводиться:

1) в населенном пункте по вопросу изменения границ поселения (муниципального района), в состав которого входит указанный населенный пункт, влекущего отнесение территории указанного населенного пункта к территории другого поселения (муниципального района);

2) в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек по вопросам изменения границ, преобразования указанного поселения;

3) в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляет сход граждан, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составит более 100 человек, по вопросу об образовании представительного органа поселения, о его численности и сроке полномочий;

4) в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек по вопросу о введении и об использовании средств самообложения граждан;

5) в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, в целях выдвижения инициативы населения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления;

6) в поселении, расположенном на территории с низкой плотностью сельского населения или в труднодоступной местности, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек, по вопросу об упразднении поселения.

2. Сход граждан, предусмотренный настоящей статьей, правомочен при участии в нем более половины обладающих избирательным правом жителей населенного пункта или поселения. Решение такого схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

 

Статья 29. Собрание граждан

 

1. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.

2. Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.

Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования.

Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования.

Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления.

3. Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления.

4. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.

5. Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются настоящим Федеральным законом, уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

6. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

 

Статья 30. Конференция граждан (собрание делегатов)

 

1. В случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).

2. Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

3. Итоги конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

 

Статья 31. Опрос граждан

 

1. Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

Результаты опроса носят рекомендательный характер.

2. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.

3. Опрос граждан проводится по инициативе:

1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения;

2) органов государственной власти субъектов Российской Федерации - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

4. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

5. Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются:

1) дата и сроки проведения опроса;

2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;

3) методика проведения опроса;

4) форма опросного листа;

5) минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.

6. Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.

7. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:

1) за счет средств местного бюджета - при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;

2) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

 

Вопросы референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума

ФКЗ – 5 (прислал Лексин)

Статья 6. Вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум

 

1. Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции Российской Федерации. Порядок принятия Конституционным Собранием такого решения, а также порядок вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом, принимаемым в соответствии со статьей 135 Конституции Российской Федерации.

2. На референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации. Вынесение на референдум указанных проекта нормативного акта или вопроса, назначение, подготовка и проведение референдума осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом с учетом особенностей, предусмотренных соответствующим международным договором Российской Федерации.

3. Вопросы государственного значения, не указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, выносятся на референдум исключительно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.

4. На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

5. На референдум не могут выноситься вопросы:

1) об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;

2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

6) - 7) утратили силу. - Федеральный конституционный закон от 24.04.2008 N 1-ФКЗ;

8) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

9) утратил силу. - Федеральный конституционный закон от 24.04.2008 N 1-ФКЗ;

10) отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

(п. 10 введен Федеральным конституционным законом от 24.04.2008 N 1-ФКЗ)

6. Утратил силу. - Федеральный конституционный закон от 24.04.2008 N 1-ФКЗ.

 

Постановлением Конституционного Суда РФ от 21.03.2007 N 3-П часть седьмая статьи 6 в соответствии с выявленным конституционно-правовым смыслом признана не противоречащей Конституции РФ.

 

7. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

8. Разные инициативные группы по проведению референдума могут предложить для вынесения на референдум разные, в том числе альтернативные, вопросы.

9. Принятие федеральным органом государственной власти, иным государственным органом решения по существу вопроса, который в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, препятствующим проведению референдума по данному вопросу, за исключением случая, предусмотренного частью 27 статьи 15 настоящего Федерального конституционного закона.

10. Принятие федеральным органом государственной власти, иным государственным органом решения по существу вопроса, который в соответствии с международным договором Российской Федерации подлежит обязательному вынесению на референдум, не допускается.

11. Проведение референдума в случаях, порядке и сроки, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, международным договором Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, является обязательным.

 

11. Субъекты инициативы проведения референдума Российской Федерации

 

Глава 2. ИНИЦИАТИВА ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА.

НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА

 

Статья 14. Инициатива проведения референдума

 

1. Инициатива проведения референдума принадлежит:

1) не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, - при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится место жительства не более 50 тысяч из них;

2) Конституционному Собранию - в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции Российской Федерации;

3) федеральным органам государственной власти - в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

2. Инициатива проведения референдума, принадлежащая гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, не может быть выдвинута в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа, а также в случае, если проведение референдума приходится на последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Формы непосредственной демократии на местном уровне

Инфа из инета

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления

в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (далее – Федеральный закон

№ 131-ФЗ) устанавливает основные формы непосредственной демократии на

муниципальном уровне. Соответствующая глава именуется «Формы непосредственного

осуществления населением местного самоуправления и участия населения в

осуществлении местного самоуправления».

В литературе принято различать императивные и консультативные формы

непосредственной демократии. Основанием данной классификации является степень

обязательности выраженной воли населения. «В одних случаях это выражение воли

народа может иметь обязательный (императивный) и окончательный характер, т.е.

принятые им решения не требуют утверждения кем-либо. … В других случаях воля

народа носит так называемый консультативный характер. Консультативность в данном случае предполагает, что официальное окончательное решение принимает

компетентный орган государства или орган местного самоуправления»6. При таком

подходе к первым формам непосредственной демократии необходимо отнести выборы,

референдум, отзыв депутата, должностных лиц местного самоуправления, голосование

по вопросам изменения границ и преобразования муниципального образования, сход

граждан.

Иную классификацию форм непосредственной демократии предлагает

В.В. Комарова. В качестве ее основания предлагается рассматривать функции

(императивная, консультативная, регулятивная), соответственно которой существует

закрепленный механизм реализации, учета волеизъявления7. Под регулятивной

функцией понимается «участие народа в системе социального управления,

сконструированного на принципах представительного управления и народного

суверенитета»8. При таком подходе к регулятивным формам прямого волеизъявления

граждан, по мнению В.В.Комаровой, относятся, в частности, институты обращений,

народной правотворческой инициативы, наказов, отчетов, территориального

общественного самоуправления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.049 с.)