Особый порядок принятия и изменения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особый порядок принятия и изменения



Конституцию характеризует и такое юридическое свойство, как особый порядок принятия и изменения.

Принятие конституции проходит в обстановке гласности и повышенного интереса со стороны общества. Как отмечалось выше, проекты конституций публикуются на страницах газет с большим тиражом и издаются отдельными брошюрами.

Особый порядок принятия может состоять и в специальной организации массового (всенародного) обсуждения проекта конституции, в вынесении проекта конституции на всенародное голосование (референдум). Результаты референдума являются обязательными и означают принятие либо непринятие конституции народом. В случае принятия она приобретает государственно-обязательную силу, хотя это и не исключает официального провозглашения принятия конституции и вступления ее в силу парламентом, либо президентом государства, либо центральной избирательной комиссией.

В некоторых зарубежных странах особый порядок принятия конституции связывают со сложностью процесса рассмотрения и принятия проекта. В этом случае к одобренному парламентом данного созыва проекту конституции возвращаются по истечении определенного (и немалого) срока (обычно не ранее шести месяцев); дополнительным требованием может быть проведение в этот период выборов нового парламента, с тем чтобы обсуждением проекта занялся обновленный состав депутатов.

Особый порядок изменения конституции — это специально усложненные процедуры представления проектов, обсуждения и принятия законов о внесении в нее изменений.

В том случае, если закон об изменениях и дополнениях конституции принимается парламентом, это обычно сопровождается требованием квалифицированного большинства голосов в пользу такого закона. Например, для изменения Конституции СССР 1977 г. закон должен был получить не менее двух третей голосов от общего числа депутатов в каждой палате Верховного Совета СССР (для принятия обычного закона достаточно было простого большинства). Изменение и дополнение Конституции РСФСР 1978 г. после учреждения (1989 г.) такого верховного органа государственной власти, как Съезд народных депутатов РСФСР, производилось законом, принятым Съездом большинством не менее двух третей от общего числа депутатов (ст. 185).

Дополнительные требования могут обусловливаться разными факторами. Один из них — учет интересов субъектов РФ. Так, при конституционной реформе в Российской Федерации 1992 г. важнейшими моментами было отражение в Основном законе Федеративного договора и признание субъектами РФ не только республик, но также автономных и территориальных образований. Поэтому в ст. 185 Конституции включили дополнение: изменения и дополнения статей Конституции РФ, касающихся федеративного устройства, не могут быть осуществлены Съездом в одностороннем порядке и производятся по согласованию с республиками, краями, областями, автономной областью, автономными округами, городами Москвой и Санкт-Петербургом в лице их Советов народных депутатов.

Особый вариант специальных требований — сделать так, чтобы отпало само желание изменять конституцию, и тем самым обеспечивалась ее стабильность. В этом случае к повышенной жесткости изменения конституции еще добавляют требование о том, что при желании скорректировать определенные части конституции нельзя пойти путем текущих реформ и придется принимать новую конституцию.

Наглядный тому пример — процедуры изменения Конституции РФ, предусмотренные в гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Согласно ст. 134 предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Положения гл. 9 с точки зрения порядка изменения Конституции поделены на 4 части.

Первая часть — это положения гл. 1 «Основы конституционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» и самой гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Согласно ст. 135 Конституции эти положения не могут быть пересмотрены самим Федеральным Собранием — парламентом Российской Федерации. Если предложение о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (т.е. не одной, а обеих палат), то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Вторая часть — это поправки к гл. 3—8 Конституции (ее остальному тексту). В соответствии со ст. 136 они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона (напомним, что по ст. 108 Конституции для принятия такого закона требуется квалифицированное большинство голосов — не менее трех четвертей в Совете Федерации и двух третей в Государственной Думе). Принятые поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двумя третями субъектов РФ.

Поправки к гл. 3—8 принимаются в форме особого правового акта — закона РФ о поправке к Конституции РФ.

Третья часть — это изменения ст. 65 Конституции РФ, касающиеся состава субъектов РФ. Согласно ч. 1 ст. 137 они вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ. Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» посвящен двум процедурам (принятие, образование) и не касается вопроса об изменении статуса субъекта РФ.

Четвертая частьизменения, касающиеся наименования субъекта РФ. В ч. 2 ст. 137 Конституции указано: в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ. Конституционный Суд РФ в постановлении от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции определил, что изменения наименования субъекта включаются в текст ст. 65 указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им (субъектом) порядке. В спорных случаях Президент использует согласительные процедуры, в случае недостижения согласованного решения может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.166.223.204 (0.008 с.)