Основные характеристики (черты) конституционного строя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные характеристики (черты) конституционного строя



Строй общества и государства должен базироваться на ряде фундаментальных основ.

В прежнее время их обозначали понятиями «политическая основа государства», «экономическая основа (система) государства», «социальная основа государства (или общества и государства)». Именно эти основы отражались в прежних конституциях как элементы соответственно общественного устройства, общественного строя.

Например, Конституция СССР 1936 г. и Конституция РСФСР 1937 г. гласили, что политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся (ст. 2), а экономическую основу — социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства (ст. 4). В Конституции СССР 1977 г. говорилось, что народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, «составляющие политическую основу СССР» (ч. 2 ст. 2); «Основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) собственности и колхозно-кооперативной собственности» (ч. 2 ст. 10); «Социальную основу СССР составляет нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции» (ч. 1 ст. 19). Естественно, что аналогичные нормы были и в Конституции РСФСР 1978 г.

Конституция РФ 1993 г. использует более обобщенное понятие «основы конституционного строя». Предполагается, что общество и государство должны иметь устои, отражающие характер государства, общества и общественных отношений, власти, положения человека и гражданина, политического режима, собственности и форм хозяйствования. Именно эти устои, отраженные в Основном законе, определяют конституционный строй общества и государства (следовательно, являются его основами), который, в свою очередь, обусловливает все течение общественной и государственно-политической жизни в стране.

В Российской Федерации основами конституционного строя, иначе говоря, его основными чертами (устоями) являются:

1) народовластие (народный суверенитет);

2) наличие Российского государства как всеохватывающей организации всего народа;

3) признание человека, его прав и свобод высшей ценностью;

4) демократия как основа образа жизни в России и ее политического (государственного) режима;

5) идеологическое многообразие и политический плюрализм;

6) свобода хозяйствования и многообразие форм собственности.

Остановимся на обобщенной характеристике особенностей конституционного строя России.

1)     Конституционный строй общества и государства в России основывается, прежде всего, на том, что вся структура общественных отношений обусловлена принадлежностью народу полноты власти. Это один из идеологических постулатов современной России, ее идеал. Интересам народа служит вся организация жизни общества и государства, совокупность институтов власти. Таким образом, как власть в государстве, так и власть (управление) в обществе лишь разные пути и средства воплощения народовластия. Эта модель не всегда успешно реализуется на практике, но к ней надо стремиться, чему должны способствовать и Конституция, и весь конституционный строй.

2)     Конституционный строй базируется также на том, что единственной организацией, которая может быть названа организацией всего народа, является государство. Оно должно в равной мере учитывать всю социальную палитру общества, каждый слой вправе видеть в государстве своего защитника. Государство создается для того, чтобы решать общественно значимые задачи, создавать нормативную правовую базу развития всех общественных отношений и управлять многими делами на благо всех граждан.

3)      Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью также является чертой (одной из основ) конституционного строя России, отражённой в ее Конституции. «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2).

Исходя из конституционного признания высокого авторитета интересов личности, Россия должна строить свою политику не только на провозглашении, но и на реальном обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Вся система национального права также подчиняется этой генеральной задаче. Государство и все хозяйствующие структуры призваны создавать материальные основы и предпосылки осуществления прав и свобод. Порядок их реализации определяется не только в основных чертах, но зачастую и в деталях государством. Поощряется и поддерживается активность негосударственных организаций, способствующих обеспечению свободы личности, ее творческому самовыражению, воспитанию достойных членов общества.

Вместе с тем некоторые аспекты толкования ст. 2 Конституции, появляющиеся в последние годы, вызывают озабоченность — порой говорят о приоритете прав и интересов личности перед государством. Иначе говоря, личность как бы ставится выше государства, а оно воспринимается как подчиненное интересам личности. В итоге вместо конституционной ценности появляется проблема ненужного противопоставления личности и государства.

На самом деле никакого приоритета личности перед государством нет и быть не может. Ведь государство — это организация всех граждан данной страны. Государство — единственный из политических организмов, который представляет всех граждан. Уважение к конкретной личности, безусловно, должно быть. Но она от этого не возвышается над совокупным объединением граждан, характеризуемым как общество и представляемым государством. Вспомним слова из п. 1 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности».

Поэтому указанная конституционная ценность может быть дополнена еще одной: личность имеет обязанности перед государством; личность обязана считаться с интересами государства. Вряд ли правильно, что такого общего правила нет в нашей Конституции. Она требует от граждан соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15), устанавливает ряд конкретных обязанностей (платить налоги и сборы, защищать Отечество и т. п.). Но этого недостаточно. Правильнее поступили те государства (как, например, Республика Беларусь), которые записали в своих конституциях, что государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности; гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.

4)      Демократия как основа образа жизни в России и ее политического (государственного) режима — это такая черта конституционного строя, которая проявляется в природе нашего государства, оно названо в Конституции демократическим. Вместе с тем значение демократии как одного из начал конституционного строя шире. Можно говорить об определенном идеале: весь образ жизни, характер общественных отношений, склад бытия, психология людей, политический режим в стране должны быть пропитаны традициями (идеями) демократии.

Во-первых, демократия есть такой строй и такой образ жизни, когда народ сам управляет всеми своими делами — и государственными, и общественными. Над ним никто не должен стоять, считая народ лишь объектом управления. Органы законодательной власти и занимающие руководящие позиции в своей системе органы исполнительной власти производны от народа и ответственны перед ним.

Во-вторых, демократия как основа конституционного строя проявляется и в том, что не только в государстве, но и в обществе в целом должны обеспечиваться гласность, свобода, полная информация, право обсуждать важнейшие проблемы, высказывать свое мнение и добиваться законными способами его учета в актах и действиях соответствующих органов.

В-третьих, демократия — это и внутреннее осознание (ощущение) гражданином своей полезности обществу, необходимости участия в его жизни. Всевозможные институты (политические партии, иные общественные объединения, обсуждение проектов законов, опросы, референдумы и т. д.) могут быть лишь внешней видимостью демократии, а на деле — манипулированием общественным мнением. Демократия есть там, где люди видят: их участие действительно важно для судеб страны, их позиция учтена и благодаря этому в обществе происходят перемены.

В-четвертых, демократия — это еще и политический (государственный) режим в стране, когда закон и реальность адекватны. Политический (государственный) режим возникает как сочетание соответствующих идеологических установлений и результат действий органов государства, правящих социальных сил и политических партий. Если государство претендует на то, чтобы считаться демократическим, в нем должно быть единство государственных институтов, свободы человека и гражданина.

Политический (государственный) режим предполагает и соответствующую атмосферу в обществе в целом.

В-пятых, демократия как основа конституционного строя — это дисциплина, организованность, ответственность личности перед обществом и государством (а не только их ответственность перед личностью). Демократия несовместима с анархией, несоблюдением закона, пренебрежением к интересам других людей.

5)      Идеологическое многообразие и политический плюрализм как одна из черт конституционного строя закреплены в нашем Основном законе (ст. 13). Категориями идеологического многообразия и политического плюрализма характеризуется такое состояние в обществе и государстве, когда никакая идеология не получает юридически статуса официальной государственной или обязательной идеологии, а для выражения и воплощения различных политических идей и взглядов могут создаваться партии и иные общественные объединения, и все они действуют на основе (т. е. в рамках, с соблюдением) закона и равны перед ним. Разрешая проповедование различных идеологических взглядов, создание общественных объединений, Конституция не позволяет использовать данную возможность для насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности государства, подрыва его безопасности, а также целенаправленного создания в стране обстановки напряженности и вражды между людьми.

6)     Наконец, одной из характеристик конституционного строя России следует назвать свободу хозяйствования и возможность существования различных форм собственности. Хотя развитие экономики идет по своим законам, оно оказывает воздействие на законы государственные и находит опору в них. Экономические отношения во многих аспектах отражаются в нормах права, иначе говоря, превращаются в правовые отношения, не утрачивая своей экономической сути. Конституционное право закрепляет исходные правила экономической жизни и деятельности, формы собственности, и от этого зависит вся экономическая сторона общественных связей. Это, в свою очередь, влияет на политическое развитие страны, на функции и полномочия органов государства.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 1530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.100.42 (0.008 с.)