Государственная власть в РФ. Общественная власть в РФ. Власть местного самоуправления в РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная власть в РФ. Общественная власть в РФ. Власть местного самоуправления в РФ.



 

Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс в 2 т. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2014.

 

Государственная власть

Первой по степени значения среди форм власти народа является государственная власть. Акты (действия) государственной власти распространяются на всех граждан, проживающих на территории ее действия, имеют общеобязательный характер, т. е. подлежат исполнению всеми государственными органами, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Государственная власть добивается следования ее воле методами убеждения, агитации, воспитания, но при необходимости применяет государственное принуждение и систему государственных санкций (наказаний).

Государственную власть осуществляют либо народ в целом, либо специальная система государственных органов (органов государственной власти).

Высшим выражением непосредственного (прямого) осуществления государственной власти самим народом являются референдум (народное голосование) и выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти (депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, законодательных собраний субъектов РФ), а также государственных выборных должностных лиц (Президент РФ, до недавнего времени — президенты республик и губернаторы других субъектов РФ).

Референдумы в нашей стране могут быть 3 уровней: референдум Российской Федерации (его можно назвать общегосударственным, или федеральным); референдум субъекта РФ; местный референдум (проводится на территории муниципального образования). Осуществлением государственной власти будет проведение референдума РФ или референдума субъекта РФ, а проведение местного референдума является осуществлением третьей из названных форм власти народа — власти местного самоуправления.

На референдум выносится важный вопрос жизни государства, соответствующей территории. Гражданам предлагается несколько вариантов решения, включаемых в бюллетень для голосования. Получив бюллетень для голосования, гражданин помечает вариант, которому отдает предпочтение, в итоге рождается коллективное волеизъявление.

Могут быть императивные или консультативные референдумы. При императивном референдуме решение народа является окончательным, имеет обязательную (императивную) юридическую силу, т. е. на уровне Российской Федерации — силу федерального закона, на уровне субъекта РФ — закона данного субъекта. При консультативном референдуме его результаты оформляются актом соответствующего представительного органа. Однако орган не может принять решение, прямо противоречащее итогам референдума. Консультативный референдум еще называют опросом народа.

Государственную власть народа, помимо самого народа, осуществляют по его уполномочию органы государства — органы государственной власти, делают они это на постоянной (регулярной) основе, в то время как необходимость в акциях с участием народа возникает лишь периодически.

Органом государства (государственной власти) являются группа (коллектив) граждан или один гражданин, которым поручено осуществление задач и функций государства; орган образован в надлежащем порядке, определенном конституцией или законом, наделен соответствующими полномочиями, действует в установленном законодательством порядке, принимает необходимые правовые акты и несет ответственность за свою деятельность перед народом и государством.

Понятия «орган государства» и «орган государственной власти» употребляются нами как тождественные.

В советский период в государственно-правовой науке существовали 2 подхода к пониманию государственных органов.

Одни авторы использовали обобщенное понятие «органы государства», подразделяя их на 4 вида: органы государственной власти, органы государственного управления, органы суда, органы прокуратуры. При этом подходе понятие «органы государственной власти» применялось лишь к представительным органам власти, т. е. органам, непосредственно избираемым населением.

Другие авторы все органы государства относили к органам государственной власти народа. Первую группу они называли представительными органами власти народа, вторуюисполнительными органами власти (органами государственного управления), третью и четвертуюорганами суда и прокуратуры.

При этом ведущая роль признавалась за представительными органами власти среди органов государства.

В постсоветский период в трактовке государственных органов наблюдаются изменения.

Во-первых, все органы государства признаются органами государственной власти, поскольку действуют от имени народа и государства и осуществляют хотя и разные, но все-таки властные функции.

Во-вторых, от концепции ведущей роли представительных органов отказались в пользу разделения властей, при котором все ветви власти равны.

В-третьих, вместо понятия «органы государственного управления» законодатель регулярно использует понятия «исполнительная власть», «исполнительные органы государственной власти», хотя и не отрицает, что соответствующие органы осуществляют задачи государственного управления.

В-четвертых, законодатель (в редакции до 2014 г.) объединил общим понятием «судебная власть» органы суда и прокуратуры, что далеко не однозначно воспринималось наукой. Правда, впоследствии глава 7 Конституции РФ стала наименоваться «Судебная власть и прокуратура» в соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ"

Органы государственной власти, осуществляющие власть народа, в Конституции РФ делятся на 3 вида — законодательной, исполнительной и судебной власти.

У органов законодательной власти 2 главных назначения: они представляют народ и принимают законы (у данных органов есть, разумеется, и другие функции, но представительство народа и законодательствование являются первейшими).

Под исполнительной властью следует понимать одну из обозначенных Конституцией РФ (ст. 10) ветвей государственной власти, главными задачами которой являются: исполнение законов, принятых законодательной властью (в этом корни первичного происхождения самого понятия «исполнительная власть» — она создается, чтобы заниматься исполнением законов); осуществление специфического вида деятельности, которая может быть охарактеризована как «управление государственными делами» (государственное управление); использование для этих целей возможностей как оперативных действий и распорядительства, так и правотворчества (нормотворчества) — в пределах, обозначенных принципиально Конституцией и детально законами государства. Органы исполнительной власти занимают свое, самостоятельное место в системе органов государственной власти. В своей деятельности они подконтрольны законодательным (представительным) органам государственной власти — в той мере, в какой это связано с исполнением законов и участием в осуществлении государственной политики, поскольку ее основы закладываются в законах государства. Вместе с тем органы исполнительной власти, самостоятельно осуществляя свои функции, сохраняют — в рамках законно обозначенных полномочий — независимость от законодательной власти.

Понятием органов судебной власти в Российской Федерации охватываются государственные органы, осуществляющие функции правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 844; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.126.80 (0.006 с.)