Организационные и правовые средства и методы реализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационные и правовые средства и методы реализации



Функций социального государства

Никто не отрицает огромную значимость финансовых ресурсов, от увеличения которых зависит решение социальных проблем. Но содействовать выполнению социальным государством его функций могут и меры чисто организационного и организационно-правового характера:

· создание прочной, всеобъемлющей и стабильной законодательной базы для всех направлений, содействующих решению социальных проблем. В настоящее время не завершено еще формирование социального законодательства, а в действующих законах немало норм, не отвечающих требованиям социального государства;

· обязательность предварительной научной и общественной экспертизы проектов законов и других нормативных актов с позиций их соответствия социальным требованиям, что исключило бы возможность принятия актов, ухудшающих социальное благополучие граждан;

· усиление общественного контроля (в т. ч. профсоюзного) за деятельностью всех государственных и хозяйственных органов, связанных с решением социальных проблем, за расходованием государственных средств;

· активное применение права профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением актов трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 370 ТК РФ);

· принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа (ст. 371 ТК РФ), учет мотивированного мнения выборного профсоюзного органа при расторжении трудового договора по инициативе работодателя (ст. 373 ТК РФ), учет мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации при рассмотрении локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (ст. 372 ТК РФ);

· установление порядка, предусматривающего более решительное (но оптимальное) вмешательство государства в процесс оздоровления плохо работающих предприятий (государственных и ныне акционированных), наносящих реальный ущерб социальной политике, как прямо (в отношении своего коллектива), так и опосредованно (когда предприятие не пополняет государственный бюджет и социальные фонды);

· активизация экономического поведения людей, поощрение хозяйственной инициативы отдельных граждан при обеспечении социальной помощи нуждающимся в этом граждан (в т. ч. содействие развитию малого бизнеса, обеспечивающему занятость людей и источник средств к существованию за счет упрощения порядка лицензирования и регистрации предприятий, предоставления льготных налоговых кредитов, обеспечения защиты личной неприкосновенности предпринимателей и имущества от преступников и вымогателей);

· организация государственной системы служб социальной работы и помощи (на уровне лучших мировых стандартов), призванной поддерживать нуждающиеся категории населения, а также содействовать адаптации граждан к новым, рыночным условиям. Подобные организационные меры (при достаточном их финансировании) способны обеспечить благоприятную обстановку для трудовой деятельности и безопасных условий труда на предприятиях, содействовать налаживанию и успешному функционированию системы торгового и бытового обслуживания населения, улучшить деятельность учреждений социальной инфраструктуры (образования, здравоохранения, культуры) при достаточном их финансировании.

Эффективная организационная работа – важнейшее средство формирования общественного сознания и социального поведения людей, социальных общностей и других социальных систем, отвечающих принципам социального государства и общечеловеческим ценностям.

Принципы социального государства

Ключевые слова

Принципы социального государства. Тарифная автономия.
Солидарность. Гендерное равенство мужчин и женщин.
Социальная справедливость. Экономическая свобода человека.

 

Опыт многих европейских государств, являющихся по конституции правовыми социальными государствами, показывает, что они строят свою социально-экономическую политику, опираясь на такие важнейшие принципы как:

· принцип экономической свободы человека и признания его права на свободный выбор любого вида деятельности, не противоречащего законодательству в сфере наемного труда и предпринимательства;

· принцип доверия к регулирующей роли рынка через спрос, предложение, ценообразование, налогообложение, конкуренцию и др., но одновременно и на принцип ответственности государства за игру рыночных сил и создание условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни, направленной на обеспечение благополучия своих граждан;

· принцип развития и экономической эффективности социального рыночного хозяйства;

· принцип социальной справедливости и солидарности общества, которые обеспечиваются на основе развития акционерной собственности, а также путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным, вовлечения дееспособных в трудовой процесс и обеспечение социальной ответственности трудоспособных за еще или уже не работающих граждан;

· принцип гендерного равенства мужчин и женщин;

· принцип участия работников в управлении производством и распределении, в общественной и государственной жизни, развитие системы тарифной автономии и социального партнерства.

Принцип экономической свободы человека в условиях рыночной экономики основан на господстве частной и коллективной формы собственности и на прямых связях между производителями и потребителями. В рыночной экономике складываются более благоприятные условия для предпринимательской деятельности, которая является движущей силой современной экономики.

«Предпринимательство представляет собой такой вид целесообразной деятельности ради получения прибыли, который отличается поисковым характером, творческой активностью, инновационной деятельностью предпринимателей»[36].

Человеческой природе присуща творческая инновационная деятельность. В сочетании с мотивацией труда и заботой о необходимости получения жизненных средств для удовлетворения своих потребностей и потребностей членов его семьи, эта творческая инновационная деятельность человека нуждается в такой экономической свободе, которая обеспечивала бы ему простор для реализации его устремлений.

Социальное государство призвано законодательно создавать условия для экономической свободы. Это прежде всего должно осуществляться в рамках первичной ячейки экономики – на предприятиях и в организациях различных организационно-правовых форм: государственных, частных, кооперативных, акционерных обществ, в том числе открытого и закрытого типа.

Принцип доверия к регулирующей роли рынка в социальном государстве является не абсолютным. Государство с помощью экономических рычагов (цены, тарифы, налоги, субвенции, субсидии и др.), правовых мер и других средств должно постоянно следить за состоянием социальной жизни и экономики, за ее социальной направленностью и эффективность, за недопущением тотальной коммерциализации отраслей социальной сферы и принимать действенные меры, обеспечивающие развитие и экономическую эффективность социального рыночного хозяйства, что также лежит в основе базовых принципов социального государства.

На данном этапе состояния экономики следует прежде всего дать государственную поддержку для развития отраслей, обеспечивающих товарами и услугами социальную потребительскую корзину – продовольственными, непродовольственными товарами, жильем, связью, транспортом и др. И здесь важна нормативно-правовая разработка социальных нормативов, которые и должны лечь в основу выработки социального заказа для социальной рыночной экономики.

Следующий принцип социальной справедливости и солидарности общества по своему содержанию взаимообусловлен, и реализация его требует создания механизма государственного надзора за действием рыночных сил и институтов, законодательно поощряя те из них, которые направлены на обеспечение конституционных целей страны и препятствуют ухудшению жизни людей и ослаблению государства.

Механизм реализации принципов социальной справедливости и социальной солидарности достаточно сложен. Чувство солидарности и взаимопомощи людей порождается природой их коллективной деятельности, а также закладывается на генетическом уровне. Государство должно устранить допущенную в ходе реформ несправедливость. Если же народ
убеждается, что оно не в состоянии это сделать, тогда экономические и социальные требования перерастают в политические как средство получения экономических и социальных преобразований. Долг и обязанность государственных органов – устранить правовым путем причины конфликтов и создать условия для справедливого социального мира. Социальное партнерство в утвердившемся понимании – это система взаимоотношений между наемными работниками и работодателями, т. е. представляет собой один из способов согласования интересов при взаимодействии труда с капиталом. В более широком понимании социальное партнерство можно рассматривать как идеологию сотрудничества во всех сферах жизнедеятельности, представленных в обществе. И в этом смысле социальное партнерство представляет собой один из главных принципов демократического гуманного социального государства. Мировая цивилизация сегодня идет по пути гармонизации отношений между трудом и капиталом, между различными слоями, группами, взаимодействующими в обществе.

Важнейшим принципом, на котором должно зиждется функционирование социального государства, является принцип гендерного равенства женщин и мужчин. Это равенство должно обеспечиваться прежде всего в экономической сфере, в одинаковой оплате труда за одинаковый труд, в равном представительстве в органах государственной власти, управления и местного самоуправления, в равномерном распределении обязанностей по ведению домашнего хозяйства, в воспитании и уходе за детьми и нуждающимися членами семьи и др. Безусловно, при этом должны учитываться физические возможности и физиология женщин, но главным и незыблемым должен оставаться принцип равенства.

Не менее значим принцип социального государства – участие граждан в управлении на всех уровнях власти и хозяйственной жизни. Его реализация возможна лишь в подлинно демократическом социальном государстве. Многие западные политики и ученые считают, что отношение работников к управлению имеет для них более важное значение, чем даже отношение к собственности. Для обеспечения реального участия граждан в управлении и по вертикали, и по горизонтали необходимо нормативно-правовую базу привести в полное соответствие с принципами, требованиями и целями социального государства. В реализации последнего из перечисленных принципов на основе системы социального партнерства как цивилизованного механизма сохранения гражданского мира и согласия в обществе за счет достижения взаимоприемлемого баланса интересов работника, работодателя, государства при урегулировании социально-экономических и трудовых отношений особая роль принадлежит профсоюзам. Сферой особого внимания профсоюзов является и социальная политика государства, ее конкретное воздействие на положение наемного работника и членов семьи.

Понятие «социальное партнерство» закрепилось в законодательной и научных сферах как система взаимоотношений между наемными работниками и работодателями при посреднической роли государства. Постепенно, когда государство утрачивает свой классовый характер и превращается в социальное государство, широко распространяется идеология социального партнерства, приходящая на смену классовой борьбы. Роль государства в системе социального партнерства не ограничивается созданием необходимой правовой основы регулирования и системы регламентации социально-трудовых отношений. Государство, претендующее на роль социального, должно кроме того выступать гарантом действия сторон, соблюдения взятых на себя обязательств, определять юридический статус соглашений, разрабатывать и контролировать процедуры ведения переговоров. Государственные органы содействуют сглаживанию противоречий сторон путем участия своих представителей, выполнения арбитражной функции, содействия работе согласительных комиссий.

На уровне общества в целом предметом переговоров в сфере социального партнерства становятся основные направления социально-экономической политики, система социальных гарантий и защиты интересов субъектов социально-трудовых отношений, применяемых в масштабе государства.

Эти принципы социальной политики государства во многом взаимообусловлены и трансформируются в принцип самого социального государства. Для обеспечения функционирования этих принципов и требований в социальном государстве приводятся в движение определенные механизмы. Первый из них – тарифная автономия работодателей и работников и их объединений, осуществляемая на основе социального партнерства. Для того чтобы стороны сами могли договариваться об оплате труда, условиях, режиме работы и отдыха и т.п., необходимо соблюдение определенных условий – стороны должны законодательно наделяться полномочиями и нести ответственность за принятые обязательства. Им должна быть известна рыночная цена труда, как и других ценообразующих элементов производства, финансовое состояние организаций, политика распределения доходов и прибылей. Правовой основой, обеспечивающей первый принцип, должны быть законы об объединениях работодателей; о социальном партнерстве; об основных направлениях государственной политики по регулированию оплаты труда и доходов наемных работников и предпринимателей.

Таким образом, социальное партнерство сегодня рассматривается с одной стороны: как система взаимоотношений между наемными работниками и работодателями; способ согласования противоположных интересов; метод решения социально-экономических проблем и регулирования конфликтов между наемными работниками и собственниками. В более широком смысле социальное партнерство – один из способов представления интересов каких либо социальных групп в обществе и принцип социального государства. Отмеченная система взаимоотношений может строиться эффективно лишь при наличии третьего активного субъекта социального партнерства – государства – и таким образом социальное партнерство не только включает в свою систему государство как обязательного субъекта, а одновременно выступает как в один из принципов государства. Социальное партнерство является обязательным элементом государственного устройства, а в социальном государстве – важнейшим принципом организации взаимодействия между органами власти, работниками и работодателями в социально-трудовой сфере. В целом, в социальном государстве этот принцип является одним из главных оснований усиления своей «социальности».

Механизм реализации основных положений и принципов социального государства являются также государственные социальные стандарты, социальный аудит, программно-целевые методы планирования и прогнозирования социально-экономического развития, законодательная база.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.201.71 (0.011 с.)