Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дерзновенность замысла интеграцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Знаний и методологические трудности Её достижения
Обмен деятельностью при обобществлённом труде, специализация и кооперирование – это закономерные процессы не только материального, но и духовного производства, включая науку как познавательную сторону практики. Специализация знаний в особенности позволяет проникать в содержательные аспекты природы и общества. Но сама по себе специализация познавательной деятельности чревата утратой целостного видения изучаемого (объекта), одномерной предметностью. А для практики годится только целостная предметность, при которой не утрачены актуальные целостные контексты, в которых реально находится специально изучаемый предмет. Короче говоря, специализированному познанию имманентно присуща слепота на целостные свойства, а потому – ограниченность сущностного видения. Познание особенного загораживает (иногда загромождает) видение глубинных закономерностей. В медицине это выливается в известный парадокс: много врачей по разным болезням, но нет специалистов по здоровью. В экономике много специалистов по разным факторам роста производительности труда, но нет специалистов по производительности труда в целом. Примеры легко умножить. Высказанные соображения объясняют многовековой соблазн интегрирования специализированных знаний. Соблазн этот постоянно возобновляется не из-за честолюбия исследователей, хотя тщеславие отчасти и примешано к науке. Самые серьёзные начинания в области интегрирования знаний исходили всегда от крупных успешных исследователей и являлись осознанной потребностью преодолеть познавательные риски специализации. Очень часто попытки интегрирования знаний заканчиваются неудачей (как, например, у А.Эйнштейна с общей теорией поля) или вроде бы триумфом, от которого в дальнейшем приходится отходить в ряде существеннейших моментов (так у Ч. Дарвина с “Происхождением видов...”, у К. Маркса с “Капиталом”). Но сама нужда в интеграции знаний - нужда практическая, а потому и навечно присущая науке. Эта вечная нужда сформулирована Л.Больцманом (экспериментатором, надо заметить) со щемящей пронзительностью и интегрированностью: “Нет ничего более практического, чем хорошая теория”. Попытки А.А. Шулуса интегрировать накопленные знания в форме социоэкономики и образовать предметное пространство преодоления накопившихся ограниченностей специализированного видения – вызывают оптимизм, привлекают внимание коллег, закладывают добрые ожидания первых успехов. Между тем, А.А. Шулус должен понимать (и наверняка понимает), что одобрение его новации – это в определенной мере поддержка коллег, возможный политес и на этой стадии самое время вникать лишь в сомнения и в содержательную критику: именно в них могут содержаться полезные импульсы для развития выдвинутого интегрирующего подхода. Первейшее дело для взявшегося за интегрирование знаний – методология. Все эти водоразделы между метафизикой и диалектикой, между материализмом и идеализмом, агностицизмом, реализмом, релятивизмом, ортодоксальным и вульгаризациями – всё это лишь в студенческие годы путается в голове. У исследователя же эти водоразделы – дорожная карта мысли и исследовательского пространства. На полный провал (по научным критериям, или в конечном счёте) обречены попытки интегрирования знаний на основах эклектики. Но они же, надо признать, и самые выигрышные с точки зрения демонстрационных эффектов (имитация кипучей деятельности). Интегрирование на основах эклектики – это вытеснение мешаниной всего, что есть в голове, – как заблуждений, так и крупиц реальных знаний. Драматические события происходят с теми, кто берется интегрировать научные знания, обладая всего лишь метафизической методологией. К этому классу событий можно отнести все попытки культивировать так называемый междисциплинарный подход для выработки интегрированных знаний. Мода на междисциплинарные синтезы держится уже лет 30-40. Крупных прорывов на междисциплинарных площадках не видно. Положительные результаты могут быть отмечены в том смысле, что приплюсовывание к своему узкодисциплинарному видению сопредельных знаний расширяет кругозор учёного, делает его не таким скучным и нудным, каким бывает узкий специалист. Но! Но на рельсах междисциплинарности невозможно прорваться к целостному видению, а реальный мир как раз целостный, не равен сумме своих частей. И истина целостна, а не сумма правильных частных утверждений. Когда я говорю о драматизме процесса междисциплинарной интеграции знаний, я хочу этим подчеркнуть своё уважение сизифовому труду последователей междисциплинарного складывания знаний. Они настоящие рыцари науки, они энтузиасты, они подвижники. За это их можно уважать. Их трагедия – метафизичность мышления. Именно она лишает конечной успешной перспективы все их недюжинные усилия. Мне искренне жаль моих коллег, идущих путём междисциплинарной интеграции. В отличие от этого мне совершенно не жаль стрекулистов, пожинающих лавры системосозидателей на ниве эклектических коктейлей знаний. Научная культура СССР заложила мощные основы именно метафизического метода у большинства исследователей. На словах речь всё время шла вроде бы о диалектическом и историческом материализме как методе познания. На деле изучался и внедрялся вульгаризированный марксизм, экономический детерминизм. Ничего диалектического в таком “марксизме” не было. Была голимая метафизика. Целостно обществоведческий подход, действительно, был предложен К. Марксом и Ф. Энгельсом в 1840-1850-е годы. Эта методология – беспредельно плодотворна. Но она не так просто даётся исследователю. Достаточно сказать, что самому К.Марксу не удалось последовательно применить её в “Капитале” (об этом интересны свидетельства Ф. Энгельса 1890-х годов). В ХХ веке целостно обществоведческий подход был практически забыт обществоведами. В 1960-1970-е годы одна из научных школ в СССР стала вновь культивировать целостно обществоведческий подход. Интегрированность научных знаний об обществе – суть этого подхода. Имеются неплохие результаты применения целостно обществоведческого подхода. Но это уже иная и притом очень ёмкая тема. Интегрирование научных знаний остаётся неудовлетворенной духовной потребностью. Попытки удовлетворить эту потребность закономерны и разнообразны. Подходить к ним надо с пониманием и готовностью поддержать всё реально ценное, выстраданное.
Социоэкономика для науки, для образования и социальной практики
Известно, что трехуровневая система анализа, предлагает поиск ответов на три не простых вопроса: Что, как и для чего необходимо институциональное закрепление в российской науке теории и самой категории «социоэкономика»? Вначале к ответу на вопрос: ЧТО? Ч то означает понятие «социоэкономика», каково его содержание? Этот вопрос одновременно ставит другой: можно ли считать социоэкономику новой наукой или это лишь парадигма анализа экономических процессов для изучения и учета (говоря экономическим языком) неэкономических факторов и показателей развития экономики? Для институционализации обсуждаемого предмета научного знания нужны концепция, методы исследования и модель решения. В связи с этим первая сюжетная линия анализа. Концепция: преемственность и новизна Моя точка зрения: с оциоэкономика – не самостоятельная «новая наука», а относительно новая и конструктивная парадигмальная основа для изучения функционирования экономики как социального института в условиях плюрализма форм собственности. Надо признать, мы с вами не первооткрыватели. Концептуальные принципы социоэкономической теории сформулированы зарубежным социологом и экономистом Этциони ( в 2002 г.) в одной из его научных работ в форме так называемой «платформы-минимум». У точнения он внес в своей научной статье в 2003г. (Этциони, 2003. р.109). Появилась эта теория, с одной стороны, в качестве ответа научного сообщества (прежде всего социологов) на запрос рыночной экономики, на стремительное развитие рынков и их потребителей. А с другой стороны, распространение за рубежом этой концепции обязано укреплению в 80-х-90х годах прошедшего столетия в западном научном и образовательном сообществе такого направления как «новая экономическая социология» (авторы – социологи Сведберг и Гранноветтер). Суть его заключается в том, чтобы « объяснить, как общество выбирает среди широкого круга альтернатив те, которые позволяют с наибольшей выгодой использовать ограниченные производственные ресурсы » для воспроизводства самого общества. Именно на базе развития «новой экономической социологии » стал постепенно подниматься вопрос о более расширительном подходе к изучению экономики, о формировании специалистов синтетического свойства – социоэкономистов. Поэтому специфику и особенности развития социоэкономики я, например, вижу в том, что она выступает. во-первых, и в качестве научного и в качестве образовательног о направления; во-вторых, в качестве запроса рыночной экономики на интегративный подход к исследованию протекающих в экономике противоречивых процессов, которые далеко не всегда соответствуют идеальным экономическим расчетам и экономическим законам; и, в-третьих, в качестве актуализирующегося направления подготовки экономических кадров, способных за экономическими расчетами прогнозировать и возможные социальные последствия управленческих экономических решений для общественной практики. В этом контексте в предложенной концепции виден ряд новых акцентов. Это прежде всего, постулат о междисциплинарном характересоциоэкономикии применении многообразия гуманитарных наук для изучения социальных процессов в экономике. Сложившийся за рубежом подход к определению социоэкономики (автор которого, как я уже сказала выше, социолог и экономист Этциони), следующий: социоэкономика – это «к омплекс общественных дисциплин, изучающих взаимоотношения между экономикой и обществом» (т.е. это могут быть и социология, и психология, и антропология, и история, и политология, и право и т.д.). В принципе я не противница такого общего, расширительного определения. Но считаю целесообразным внести некоторые уточнения, связанные с особой приставкой – СОЦИО. Социоэкономика, социоэкономист – вроде как социальный экономист, социальная экономика. Не экономист социальный (экономика-социо) а именно – социоэкономика. Очевидно, что приоритет – за интеграцией социальных подходов в изучении экономики. А социологический подход является социальным по своей научно-генетической природе: т.е. по сути, по методам и по результатам его применения. Но если э кономисты ставят вопросы о соотношении «экономических и неэкономических переменных», то с оциологи изучают социальные отношения в экономической жизни, их влияние на экономические явления и процессы. Но – и это принципиально важно – в неразрывной связи с социальными последствиями развития экономики, т.е. рассматривая результаты ее влияния на социальное положение населения и общества в целом. Поэтому мой подход как социологак определению содержания предмета социоэкономики следующий: Социоэкономика – это научное направление и научный инструмент познания процессов социализации экономики, социальных последствий ее развития для личности, групп и слоев населения, общества в целом. Методологической основой социоэкономики я считаю социальный детерминизм и принципы диалектического подхода, общесоциологические законы, теории социальной структуры и стратификации, социального обмена, а также ряд экономических законов. Основу теоретической базы составляет концепт экономической социологии, экономическая теория и частные (отраслевые) социологические теории (такие как социология управления, труда, занятости, безработицы, предпринимательства, города и села, социология финансово-банковской сферы.). Теперь к ответу на вопрос: КАК исследовать социальные процессы и явления в экономике? Считаю, что методами и количественными, и качественными, социологическими и статистическими. Все зависит от специфики предмета анализа, объекта и субъекта хозяйственной деятельности. Социологический подход и социологические методы анализа позволяют всесторонне исследовать скрытые от внешнего восприятия процессы и социальные деформации, обуславливающие все виды экономического поведения и сознания населения; их влияние на интересы, потребности, качество жизни и жизненные стратегии занятых и незанятых в экономике. При этом принципиально важно учитывать влияние не только объективных факторов (на что опираются экономисты), но и еще более-субъективных факторов, хорошо поддающихся социологическому измерению. Именно субъективные факторы обусловлены влиянием личностных характеристик людей, их социально-психологических, социокультурных, национально-психологических особенностей, рациональными и иррациональными поведенческими реакциями, выливающимися в массовидные явления в экономике. И к ответу на последний третий вопрос: ДЛЯ ЧЕГО необходимо развитие социоэкономики в российской науке и в высшей школе? Я бы дала дифференцированный ответ: В науке: 1. Для преодоления экономического эгоизма и ограниченности экономических решений в развитии экономики и ее реформаторских экспериментов. 2. Для широкого внедрения в экономическую, социологическую, гуманитарные и социально-экономические науки междисциплинарного, системного подхода к исследованию трансформирующихся экономик в контексте процессов глобализации и социализации экономики, порождаемых ею социальных эффектов (т.е. последствий) ее влияния на развитие личности, общества и государства. 3. Для расширения социального прогнозирования и моделирования экономических процессов, обуславливающих социальный механизм развития экономики. Конкретным примером успешного применения парадигмы социоэкономики является, на мой взгляд, Всемирный банк (ВБ). В его структуре уже не один год успешно функционирует по сути междисциплинарная по своему характеру аналитическая служба, объединяющая социологов, демографов, экономистов, психологов и юристов. И прежде чем ВБ принимается решение об оказании финансовой помощи той или иной стране, эти аналитики проводят всесторонний экспертный анализ экономического, социального, территориально-географического, культурологического состояния страны-заемщика, изучают возможную силу влияния традиций, исторического прошлого на способность государства – будущего заемщика на расчетную эффективность использования выделяемых средств. Считаю такой подход конструктивным и в высшей степени профессионально-компетентным. Далее в системе высшего образования: 1. Для подготовки новой генерации социологов и экономистов, способных к интегративным решениям, умеющим рассчитывать и учитывать социальные последствияпринимаемых решений и результаты своих финансово-экономических новаций для жизнедеятельности различных слоев населения. 2. Эта парадигма может перерасти в новое направление образовательной подготовки экономических и социологических кадров в системе двухуровнего высшего образования. А именно институционализацию через бакалавриат и магистратуру новых квалификаций: бакалавр-социоэкономист (или магистр-социоэкономист). Считаю такую постановку задачи вполне дееспособной. В условиях перехода к двухуровневой системе высшего образования именно Ученым советам дано право принимать решения о целесообразности открытия тех или иных направлений подготовки бакалавров и магистров. И этим правом вузам (и нам с вами их представляющим) следует разумно и главное своевременно – распорядиться. Где мне представляется возможным введениеподготовки бакалавра (а лучше – магистра) по социоэкономике? üВ финансово-экономических вузах – в первую очередь; üв вузах неэкономического профиля, осуществляющих подготовку по отдельным экономическим специализациям; üв магистратуре, уже осуществляющей подготовку кадров по общей специальности «экономист» и специализации «Экономическая социология»; на международных факультетах экономики и права, осуществляющих подготовку иностранных студентов, а также в вузах такого профиля как Академия труда и социальных отношений. В этой связи предлагаю создать совместную рабочую группу по разработке нового государственного стандарта по направлению бакалавр – социоэкономист (или магистр социоэкономики) и готова внести накопленный опыт и возможности для этого благородного дела. Что касается опыта, то кратко назову кое-что из того, что уже апробировано и внедряется в Финансовой академии. В части развития интегративного подхода в преподавание социологии, реализации ее междисциплинарной образовательной функции в процессе подготовки экономистов- финансистов: 1) Уже 11 лет мы организуем обучение по авторскому курсу «Социология в сфере экономики и финансов» для студентов всех финансово-экономических специализаций. А изучение социологии организуем не раньше 3 го курса и не по традиционному академическому модулю, а по социально-прикладному модулю с акцентом на «практическую социологию» для разных сфер экономической деятельности ставя во главу угла задачу «обучить умению…» 2) Активно внедряем социологическую подготовку по степени ее усложнения в дисциплины «Демография», «Исследование социально-политических и экономических процессов», «Социология управления». 3) В этом учебном году пошли дальше: совместно с кафедрой налогов и налогообложения и при поддержке ректората впервые ввели экспериментальный учебный курс (но преподается он на правах одной из основных дисциплин) для студентов 4 курса этого факультета – «Налоговая культура». Характерно, что его обеспечивают преподаватели еще двух кафедр. 4) Внедрена система подготовки и защиты дипломных работ по специализации студента на основе результатов проводимого дипломником социологического исследования. К слову, защищено уже около 50 оригинальных работ, которые с полным правом претендуют на присвоение квалификации «Социоэкономист». 5) Открыта магистратура по специальности «Экономика», но со специализацией «Экономическая социология». Работает аспирантура по направлению «Экономическая социология и демография». 6) Подготовленные преподавателями-социологами студенты-экономисты представляют свои оригинальные социоэкономические проекты на ежегодной Всероссийской выставке научно-технического творчества молодежи - НТТМ (на ВВЦ) в номинации «социальные проекты». 7) Разработаны и впервые изданы качественно новые для российской социологии учебные пособия: «Социология страхования», «Социальные конфликты в финансово-банковской сфере», «Экономическая социология» для студентов финансово-экономических вузов. 8) Завершено совместное российско-болгарское социологическое исследование, по результатам которого издана монография в Болгарии «Формирование новой экономической интеллигенции России и Болгарии в условиях рыночной экономики» (35 п.л.). В этом исследовании мы ставили вопрос и об отношении студентов двух стран к возможному введению в будущем специализации «социоэкономист». И отношение в целом позитивное. Однако многие не смогли определить своих позиций, так как не имеют полного представления о том, что это за специализация. Между тем, еще многое предстоит сделать, и мы надеемся реализовать свои задумки. В этом контексте положения концепции профессора А.А. Шулуса вносят свой вклад в формирование цельной стратегии парадигмы научного осмысления и изучения социоэкономики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.47.89 (0.01 с.) |