И осуществлении социальной политики 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И осуществлении социальной политики



Исторически профсоюзы всегда выполняли и сейчас выполня­ют важную роль в выработке и осуществлении социальной политики, реализуя свои многогранные функции: представительские, защитные, управленческие и контрольные. Как показано выше, в 1993 году при выработке и обсуждении проекта Конституции России профсоюзы, опираясь на науку, внесли решающий вклад в выбор модели строительства Российского государства как социального, экономической основой которого должно стать со­циально ориентированное производство, направленное на обеспече­ние материальной базы для достойной жизни всех граждан.

Вся последующая деятельность профсоюзов показывает, что они остались единственной общественной организацией, пронизы­вающей все уровни и сферы системы органов, управления социально-экономической сферой, где вырабатываются и принимаются социально-экономические решения, где определяется и проводится в жизнь социальная политика государства. В период преодоления кризисов в стране, вызванных переходом от плановой к рыночной экономике, можно с полным основанием утверждать, что профсоюзы смогли противостоять многим разрушительным процессам т.н. реформ и не допустить массовой безработицы: при спаде производства на 50% процент безработных в целом по стране оставался равным 6-8. Это тоже много, но не будь противостояния профсоюзов, могла бы произойти массовая безработица, которая привела бы к деквалификации работников, полному разрушению главной производительной силы, а это уже необратимый процесс и катастрофа, на ликвидацию которой потребовались бы десятилетия. И это не единственный пример профсоюзного воздействия на социальную жизнь страны.

Для того чтобы в новых общественно-экономических условиях иметь реальную правовую основу для участия в отстаивании прав и интересов работников и их семей, профсоюзы, как и прежде, опира­ясь на научный потенциал Академии труда и социальных отношений, отстояли Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и в нем целый ряд норм, дающих воз­можность влиять на государственную социальную политику. Таких основных прав профсоюзов – тринадцать. Их реализация и определяет роль и место профсоюзов по уча­стию в выработке и осуществлении социальной политики. Это и определяет место, роль и правовое поле для деятельно­сти профсоюзов в сфере социальной политики. Прежде всего профсоюзы призваны в полной мере использо­вать свое право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников, что вновь подтверждено и вступившим в силу в 2002 году Трудовым кодексом Российской Федерации, в разработке которого профсоюзы сыграли решающую роль.

Как известно, сферой социальной политики является политика доходов, в т.ч. заработной платы. Закон о профсоюзах ус­тановил, что системы оплаты труда, формы материального поощре­ния, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда ус­танавливаются работодателями, их объединениями по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах или соглашениях. Но закон предоставил профсоюзам еще один важный канал для осуществ­ления своей активной роли в сфере социальной политики: право выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы. Кроме этого, профсоюзы должны требовать, чтобы проекты законов, постановлений, приказов, затрагивающие социально-трудовые права работников, не принимались органами государственной власти или местного самоуправления без учета мнения соответствующего профсою­за.

Важнейшей сферой социальной политики является обеспечение занятости. Профсоюзы, используя свое право на содействие за­нятости, делают немало: принимают участие в разработке программ занятости, предлагают меры по социальной защите членов профсою­за, высвобожденных в результате реорганизации или ликвидации ор­ганизации, проводят профсоюзный контроль за соблю­дением законодательства в области занятости. Они также могут вносить на рассмотрение орга­нов местного самоуправления предложения о переносе сроков или времени прекращения реализации мероприятий, связанных с массо­вым высвобождением работников, строго следить за тем, чтобы не происходило незаконное сокращение рабочих мест, не расторгались трудовые договоры с работником по инициативе работодателя без предварительного согласия профоргана. Практические возможности имеют профсоюзы и для влияния на другие сферы социальной политики через механизм коллективных договоров и соглашений, включая и Генеральное трехстороннее соглашение, и на практике профсоюзы добиваются того, чтобы разделы коллективного договора содержали все сферы и направления социальной политики.

Применительно к такой сфере, как страхование профсоюзы имеют равные права с другими социальными партнера­ми на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, медицинского страхования, пенсионным и др., формируемыми за счет страховых взносов, а также право на профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов. Здесь появляется возможность отстоять и не­обходимые средства на оздоровительные мероприятия для членов профсоюза через систему санаторно-курортного лечения, учрежде­ний отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.

Одним из важных направлений социальной политики является решение проблем в области охраны труда и окружающей природной среды. Здесь профсоюзы также имеют свои возможности активного влияния. Они вправе участвовать в формировании программ по вопросам охраны труда и окружающей природной сре­ды, в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профзаболеваний и экологической безопасности.

Лишь научно обоснованное обеспечение функционирования взаимосвязей федерального, регионального и местного уровней при реализации социальной политики, учет финансовых возможностей и состояния дел в социальной сфере регионов, обеспечение правовой и нормативной базы для проведения социальных реформ, участия в этом всех субъектов социального партнерства позволит решить имеющиеся социальные проблемы социального государства.

Социальное партнерство в социальном государстве

Международная организация труда. Система социального партнерства.
Российская модель социального партнерства. Социальное партнерство.
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Трипартизм.

Модели социального партнерства. В основу классификации моделей социального партнёрства авторы и исследователи предмета кладут принципы и концепции менеджмента, конституционные особенности и законодательные акты регулирования трудовых отношений, экономические аспекты отношений собственности, возникающие в процессе труда, социальные отношения и их организационное оформление.

Модели социального партнёрства являются итогом длительного социально-экономического и политического развития, их содержание определяется национальными и культурными особенностями развития каждой страны и представляют собой сочетание конкретных форм социальных отношений.

В научной литературе приводится разнообразная классификация моделей социального партнёрства. В.Н. Киселев и В.Г. Смольков, Ф.И. Гайнуллина констатируют наличие двух порядков социального взаимодействия в современном западном обществе: между государственными органами власти и организациями работников и между первыми и ассоциациями профсоюзов, которые определяют модели социального партнёрства. Профессор В.А. Михеев добавляет к перечисленным принципам классификацию моделей по методам сотрудничества, по критериям политической ориентации: консервативную английскую, социал-демократическую германскую и социалистическую французскую. Классификацию моделей социального партнёрства определяет порядок участия работников в коллективно-договорных отношениях.

Трудовые отношения, как приоритетные в характеристике современного развития, позволяют классифицировать модели социального партнёрства на основании участия работников в управлении производством. Такой подход к моделированию партнёрских отношений отражает естественно-эволюционное развитие социального взаимодействия основных социальных сил общества: предпринимателей и наёмных работников.

По степени и форме участия работников в управлении предприятием возможно выделить следующие основные модели социального партнёрства: представительскую, прямой представительской демократии, плюралистическую.

В представительской модели работники участвуют в управлении на принципах представительства. В советы директоров предприятий и наблюдательные советы избираются представители работников, которые имеют те же права и обязанности, что и представители акционеров, то есть участвуют в принятии решений. В государственном или «национализированном» секторе Франции, Испании, Греции, Люксембурга и Ирландии действуют положения о представительстве работников, которое даёт им возможность участвовать в управлении компанией на принципах паритета с менеджерами по поводу любого крупного изменения в её делах. Возможность вмешательства в управление подкреплена связью с другими компонентами системы участия в принятии решений на предприятии, которая требует согласия между советом предприятия и менеджерами по поводу любого крупного изменения. В других странах системы характеризуются меньшим представительством работников, но большей степенью участия в принятии решений. В Норвегии решение должно приниматься на совместном собрании, предваряя любую существенную инвестиционную деятельность, меры по изменению мощности или производительности, которые приведут к изменению занятости на предприятии.

В Нидерландской модели работники влияют на принятие решения путём голосования на совместных заседаниях наблюдательного совета и совета предприятия. Наряду с переговорами применяются информирование и консультирование, например, во Франции, где совет предприятия пользуется таким же правом доступа к информации, как и аудиторы для ежегодного изучения счетов компании, консолидированной отчётности и планируемых затрат.

Финская, шведская и германская модели больше всего ограничивают возможности менеджеров в принятии существенных финансовых и экономических решений. Механизмы управления предусматривают возможность запрета на решения в случае, если они принимаются до окончания переговоров с представителями работников и противоречат интересам последних. Модификация этого вида партнёрских отношений нашла применение в практике ряда стран. Она основана на том, что принятие совместных экономических решений предпринимателями и представителями работников сфокусировано на социальных последствиях, связанных с изменениями в заработной плате, организации труда и занятости. Представители субъектов социального партнёрства в списке приоритетов ставят своё право высказаться по поводу «социального» управления компанией выше, чем возможность оказать давление «против течения на экономическую стратегию». Таким образом, в формировании и реализации социальной и экономической политики компании, равно как и на национальном уровне, участвуют предпринимательские объединения, государство и представители работников на паритетных началах. Модель характеризует высокий уровень централизации коллективного договорного процесса.

Модель прямой представительской демократии: представительство работников в управлении предприятием, осуществляется как через общественные организации, так и через профсоюзы. Субъекты партнёрства вправе действовать в одноуровневой и двухуровневой структурах управления. Одноуровневая структура представлена компаниями, в которых управление осуществляет один орган – совет директоров, в его состав входят представители работников. Двухуровневое представительство сочетает работу двух управленческих органов: совета директоров и наблюдательного совета, выборного органа работников. Представительские функции работников выполняют профсоюзные и другие общественные организации, в особенности на отдельных предприятиях. В некоторых одноуровневых системах органы представительства подчиняются профсоюзному праву, которое даёт таким органам различную степень автономности по отношению к профсоюзам.

Данная модель социального партнёрства характерна для таких стран, как Канада, Япония, Франция, а также, по свидетельству МОТ, для большинства развивающихся стран Азии, Латинской Америки и для англоязычных стран Африки. Она сводится к заключению коллективных договоров на предприятиях. В модели присутствуют принудительный трудовой арбитраж и посредничество. Государство компенсирует свое отстранение от вмешательства в отношения социальных партнёров на стадии коллективных переговоров тем, что активно воздействует на отношения при появлении трудового конфликта сторон. Примирение и посреднические арбитражные процедуры применяются как основные методы урегулирования конфликтов в сфере труда. Так, в соответствии с Кодексом о труде Канады, государственные службы посредничества и примирения действуют в рамках Министерства труда. Без прохождения обязательной процедуры примирения стороны не вправе прибегнуть к забастовке или локауту.

Плюралистическая модель характерна для Великобритании, Канады, США, Японии. Работники принимают опосредованное участие в управлении. Две крупнейшие американские ассоциации – Национальная ассоциация производителей и Торговая палата США – активно участвуют в законодательной и политической деятельности, но не вмешиваются в процессы переговоров. Коллективные переговоры ведутся только на уровне предприятий. Ассоциации формулируют для работодателей основные направления, которых следует придерживаться при проведении переговоров. В США переговоры ведутся на уровне предприятий, где группы предпринимателей многочисленны и хорошо организованы.

Примирительно-арбитражные процедуры коллективных трудовых конфликтов в США функционируют на основе конкурирующей юрисдикции. По взаимному решению спорящих сторон, они могут передать конфликт на рассмотрение либо в специальный орган – Федеральную службу посредничества и примирения, либо в частную организацию – Американскую ассоциацию арбитров, которая выступает в роли посредника в разрешении коллективного трудового конфликта.

В Великобритании не сложились организационные основы для трипартизма. Здесь коллективные договора и решения зависят от соотношения сил в каждой отрасли или регионе, а то и на отдельном предприятии[77].

Ни одна из названных моделей социального партнёрства не представлена в развитых странах в чистом виде. Можно говорить о конвергенции различных систем – сначала преимущественно в направлении первой модели, а затем – в направлении третьей. Согласование интересов сторон происходит путём установления социального диалога между ними.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.246.254 (0.004 с.)