Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И осуществлении социальной политикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Исторически профсоюзы всегда выполняли и сейчас выполняют важную роль в выработке и осуществлении социальной политики, реализуя свои многогранные функции: представительские, защитные, управленческие и контрольные. Как показано выше, в 1993 году при выработке и обсуждении проекта Конституции России профсоюзы, опираясь на науку, внесли решающий вклад в выбор модели строительства Российского государства как социального, экономической основой которого должно стать социально ориентированное производство, направленное на обеспечение материальной базы для достойной жизни всех граждан. Вся последующая деятельность профсоюзов показывает, что они остались единственной общественной организацией, пронизывающей все уровни и сферы системы органов, управления социально-экономической сферой, где вырабатываются и принимаются социально-экономические решения, где определяется и проводится в жизнь социальная политика государства. В период преодоления кризисов в стране, вызванных переходом от плановой к рыночной экономике, можно с полным основанием утверждать, что профсоюзы смогли противостоять многим разрушительным процессам т.н. реформ и не допустить массовой безработицы: при спаде производства на 50% процент безработных в целом по стране оставался равным 6-8. Это тоже много, но не будь противостояния профсоюзов, могла бы произойти массовая безработица, которая привела бы к деквалификации работников, полному разрушению главной производительной силы, а это уже необратимый процесс и катастрофа, на ликвидацию которой потребовались бы десятилетия. И это не единственный пример профсоюзного воздействия на социальную жизнь страны. Для того чтобы в новых общественно-экономических условиях иметь реальную правовую основу для участия в отстаивании прав и интересов работников и их семей, профсоюзы, как и прежде, опираясь на научный потенциал Академии труда и социальных отношений, отстояли Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и в нем целый ряд норм, дающих возможность влиять на государственную социальную политику. Таких основных прав профсоюзов – тринадцать. Их реализация и определяет роль и место профсоюзов по участию в выработке и осуществлении социальной политики. Это и определяет место, роль и правовое поле для деятельности профсоюзов в сфере социальной политики. Прежде всего профсоюзы призваны в полной мере использовать свое право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников, что вновь подтверждено и вступившим в силу в 2002 году Трудовым кодексом Российской Федерации, в разработке которого профсоюзы сыграли решающую роль. Как известно, сферой социальной политики является политика доходов, в т.ч. заработной платы. Закон о профсоюзах установил, что системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда устанавливаются работодателями, их объединениями по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах или соглашениях. Но закон предоставил профсоюзам еще один важный канал для осуществления своей активной роли в сфере социальной политики: право выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы. Кроме этого, профсоюзы должны требовать, чтобы проекты законов, постановлений, приказов, затрагивающие социально-трудовые права работников, не принимались органами государственной власти или местного самоуправления без учета мнения соответствующего профсоюза. Важнейшей сферой социальной политики является обеспечение занятости. Профсоюзы, используя свое право на содействие занятости, делают немало: принимают участие в разработке программ занятости, предлагают меры по социальной защите членов профсоюза, высвобожденных в результате реорганизации или ликвидации организации, проводят профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в области занятости. Они также могут вносить на рассмотрение органов местного самоуправления предложения о переносе сроков или времени прекращения реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников, строго следить за тем, чтобы не происходило незаконное сокращение рабочих мест, не расторгались трудовые договоры с работником по инициативе работодателя без предварительного согласия профоргана. Практические возможности имеют профсоюзы и для влияния на другие сферы социальной политики через механизм коллективных договоров и соглашений, включая и Генеральное трехстороннее соглашение, и на практике профсоюзы добиваются того, чтобы разделы коллективного договора содержали все сферы и направления социальной политики. Применительно к такой сфере, как страхование профсоюзы имеют равные права с другими социальными партнерами на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, медицинского страхования, пенсионным и др., формируемыми за счет страховых взносов, а также право на профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов. Здесь появляется возможность отстоять и необходимые средства на оздоровительные мероприятия для членов профсоюза через систему санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта. Одним из важных направлений социальной политики является решение проблем в области охраны труда и окружающей природной среды. Здесь профсоюзы также имеют свои возможности активного влияния. Они вправе участвовать в формировании программ по вопросам охраны труда и окружающей природной среды, в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профзаболеваний и экологической безопасности. Лишь научно обоснованное обеспечение функционирования взаимосвязей федерального, регионального и местного уровней при реализации социальной политики, учет финансовых возможностей и состояния дел в социальной сфере регионов, обеспечение правовой и нормативной базы для проведения социальных реформ, участия в этом всех субъектов социального партнерства позволит решить имеющиеся социальные проблемы социального государства. Социальное партнерство в социальном государстве
Модели социального партнерства. В основу классификации моделей социального партнёрства авторы и исследователи предмета кладут принципы и концепции менеджмента, конституционные особенности и законодательные акты регулирования трудовых отношений, экономические аспекты отношений собственности, возникающие в процессе труда, социальные отношения и их организационное оформление. Модели социального партнёрства являются итогом длительного социально-экономического и политического развития, их содержание определяется национальными и культурными особенностями развития каждой страны и представляют собой сочетание конкретных форм социальных отношений. В научной литературе приводится разнообразная классификация моделей социального партнёрства. В.Н. Киселев и В.Г. Смольков, Ф.И. Гайнуллина констатируют наличие двух порядков социального взаимодействия в современном западном обществе: между государственными органами власти и организациями работников и между первыми и ассоциациями профсоюзов, которые определяют модели социального партнёрства. Профессор В.А. Михеев добавляет к перечисленным принципам классификацию моделей по методам сотрудничества, по критериям политической ориентации: консервативную английскую, социал-демократическую германскую и социалистическую французскую. Классификацию моделей социального партнёрства определяет порядок участия работников в коллективно-договорных отношениях. Трудовые отношения, как приоритетные в характеристике современного развития, позволяют классифицировать модели социального партнёрства на основании участия работников в управлении производством. Такой подход к моделированию партнёрских отношений отражает естественно-эволюционное развитие социального взаимодействия основных социальных сил общества: предпринимателей и наёмных работников. По степени и форме участия работников в управлении предприятием возможно выделить следующие основные модели социального партнёрства: представительскую, прямой представительской демократии, плюралистическую. В представительской модели работники участвуют в управлении на принципах представительства. В советы директоров предприятий и наблюдательные советы избираются представители работников, которые имеют те же права и обязанности, что и представители акционеров, то есть участвуют в принятии решений. В государственном или «национализированном» секторе Франции, Испании, Греции, Люксембурга и Ирландии действуют положения о представительстве работников, которое даёт им возможность участвовать в управлении компанией на принципах паритета с менеджерами по поводу любого крупного изменения в её делах. Возможность вмешательства в управление подкреплена связью с другими компонентами системы участия в принятии решений на предприятии, которая требует согласия между советом предприятия и менеджерами по поводу любого крупного изменения. В других странах системы характеризуются меньшим представительством работников, но большей степенью участия в принятии решений. В Норвегии решение должно приниматься на совместном собрании, предваряя любую существенную инвестиционную деятельность, меры по изменению мощности или производительности, которые приведут к изменению занятости на предприятии. В Нидерландской модели работники влияют на принятие решения путём голосования на совместных заседаниях наблюдательного совета и совета предприятия. Наряду с переговорами применяются информирование и консультирование, например, во Франции, где совет предприятия пользуется таким же правом доступа к информации, как и аудиторы для ежегодного изучения счетов компании, консолидированной отчётности и планируемых затрат. Финская, шведская и германская модели больше всего ограничивают возможности менеджеров в принятии существенных финансовых и экономических решений. Механизмы управления предусматривают возможность запрета на решения в случае, если они принимаются до окончания переговоров с представителями работников и противоречат интересам последних. Модификация этого вида партнёрских отношений нашла применение в практике ряда стран. Она основана на том, что принятие совместных экономических решений предпринимателями и представителями работников сфокусировано на социальных последствиях, связанных с изменениями в заработной плате, организации труда и занятости. Представители субъектов социального партнёрства в списке приоритетов ставят своё право высказаться по поводу «социального» управления компанией выше, чем возможность оказать давление «против течения на экономическую стратегию». Таким образом, в формировании и реализации социальной и экономической политики компании, равно как и на национальном уровне, участвуют предпринимательские объединения, государство и представители работников на паритетных началах. Модель характеризует высокий уровень централизации коллективного договорного процесса. Модель прямой представительской демократии: представительство работников в управлении предприятием, осуществляется как через общественные организации, так и через профсоюзы. Субъекты партнёрства вправе действовать в одноуровневой и двухуровневой структурах управления. Одноуровневая структура представлена компаниями, в которых управление осуществляет один орган – совет директоров, в его состав входят представители работников. Двухуровневое представительство сочетает работу двух управленческих органов: совета директоров и наблюдательного совета, выборного органа работников. Представительские функции работников выполняют профсоюзные и другие общественные организации, в особенности на отдельных предприятиях. В некоторых одноуровневых системах органы представительства подчиняются профсоюзному праву, которое даёт таким органам различную степень автономности по отношению к профсоюзам. Данная модель социального партнёрства характерна для таких стран, как Канада, Япония, Франция, а также, по свидетельству МОТ, для большинства развивающихся стран Азии, Латинской Америки и для англоязычных стран Африки. Она сводится к заключению коллективных договоров на предприятиях. В модели присутствуют принудительный трудовой арбитраж и посредничество. Государство компенсирует свое отстранение от вмешательства в отношения социальных партнёров на стадии коллективных переговоров тем, что активно воздействует на отношения при появлении трудового конфликта сторон. Примирение и посреднические арбитражные процедуры применяются как основные методы урегулирования конфликтов в сфере труда. Так, в соответствии с Кодексом о труде Канады, государственные службы посредничества и примирения действуют в рамках Министерства труда. Без прохождения обязательной процедуры примирения стороны не вправе прибегнуть к забастовке или локауту. Плюралистическая модель характерна для Великобритании, Канады, США, Японии. Работники принимают опосредованное участие в управлении. Две крупнейшие американские ассоциации – Национальная ассоциация производителей и Торговая палата США – активно участвуют в законодательной и политической деятельности, но не вмешиваются в процессы переговоров. Коллективные переговоры ведутся только на уровне предприятий. Ассоциации формулируют для работодателей основные направления, которых следует придерживаться при проведении переговоров. В США переговоры ведутся на уровне предприятий, где группы предпринимателей многочисленны и хорошо организованы. Примирительно-арбитражные процедуры коллективных трудовых конфликтов в США функционируют на основе конкурирующей юрисдикции. По взаимному решению спорящих сторон, они могут передать конфликт на рассмотрение либо в специальный орган – Федеральную службу посредничества и примирения, либо в частную организацию – Американскую ассоциацию арбитров, которая выступает в роли посредника в разрешении коллективного трудового конфликта. В Великобритании не сложились организационные основы для трипартизма. Здесь коллективные договора и решения зависят от соотношения сил в каждой отрасли или регионе, а то и на отдельном предприятии[77]. Ни одна из названных моделей социального партнёрства не представлена в развитых странах в чистом виде. Можно говорить о конвергенции различных систем – сначала преимущественно в направлении первой модели, а затем – в направлении третьей. Согласование интересов сторон происходит путём установления социального диалога между ними.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.75.6 (0.009 с.) |