Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальное государство в постсоветской РоссииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ключевые слова
Социальное государство современной России находится на самом раннем этапе на всех уровнях: концептуальном, нормативном, практическом (реальном). Научная разработка его проблем фактически только начинается. Законодательная база – не полная. В п. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации перечислены основные направления деятельности государства в социальной сфере: охрана труда и здоровья людей; установление минимального размера оплаты труда; поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб;установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты. Другие обязанности государства и формы их исполнения раскрыты в ст. 37-43 гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина». Выработка и реализация российской модели социального государства являются оптимальным вариантом общественного развития нашей страны в современных условиях. Сегодня осуществляется формирование такой модели объединенными усилиями специалистов самых различных общественных наук, представителей политических партий, профсоюзных и др. общественных организаций, всех ветвей государственной власти. В России в последние годы в некоторых регионах начинают проявляться элементы социальной и экономической политики, построенные с опорой на некоторые из названных выше принципов. В целом же работа по формированию правовых основ и механизмов кадрового обеспечения социального государства, воспитания культуры социального общежития граждан требует комплексного подхода всех ветвей власти, общественных и научных организаций, включения в эту деятельность широких масс граждан страны. России предстоит пройти дальнейший путь превращения концептуальной (теоретической) модели в практическую (реальную) модель, основанную на нормативах (нормативной модели) социального государства с социальной рыночной экономикой. Для этого необходимо широко использовать опыт стран, добившихся значительных результатов на пути строительства правового демократического социального государства, основанного на социально ориентированном рыночном хозяйстве.
Модели социальной политики: Основные принципы построения Ключевые слова
Современный мир живет в условиях перехода от индустриального к постиндустриальному обществу с циклическим развитием проходя через финансовые и экономические кризисы. В этих условиях изменяются фундаментальные механизмы социально-экономического регулирования. Глобальные проблемы социально-экономической политики формулируются как экологическая и социальная ориентация экономики, укрепление национальной и международной безопасности, переход на модель устойчивого развития, обеспечивающего равенство интересов настоящего и будущего поколений. Концепция устойчивого развития предполагает нацеленность деятельности как самого индивида, так и всех социальных институтов общества, а также государства, на такие изменения в обществе, которые рассматриваются как развитие. И хотя экономика по-прежнему остается основой реализации социальных решений, роль социальной политики в решении проблем экономического роста постоянно возрастает. Превалирование в большинстве развитых стран социально-ориентированной смешанной экономики позволяло декларировать в качестве целей общественного развития высокий уровень социальной защищенности граждан, идеи «государства благосостояния для всех». В середине 70-х годов в условиях экономического спада в странах Запада широко развернулась критика государственной системы социальных гарантий. По мнению многих, экстенсивное обеспечение населения социальными услугами становилось непосильным бременем для экономики. Именно поэтому большинство стран приступили к совершенствованию системы социальной политики, что проявилось, в основном, в реформах деятельности отраслей социальной сферы, пенсионных реформах, изменении принципов финансирования и изменении ответственности государственных структур за социальные проблемы. Система социальной политики представляет собой в достаточной мере структурированную гиперсистему, в состав которой в качестве подсистем входят не только отрасли социальной сферы, но и политика в области труда и трудовых отношений, демографическая политика, социальная защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения и т. д. В настоящее время социальная политика осуществляется в следующих 15-ти основных сферах социальных отношений: · оплаты труда, трудовых отношений, обеспечения занятости и помощи безработным; · регулирование доходов и потребления товаров массового спроса; · пенсионного обеспечения; · социального обслуживания; · социального вспомоществования и предоставления адресной социальной помощи; · обязательного социального страхования; · обеспечения жильем, коммунальными и бытовыми услугами; · образования и профессиональной подготовки; · науки; ·здравоохранения; · культуры; · физической культуры, спорта и туризма; · демографии, семьи, материнства, отцовства, детства и молодежи; · обеспечения экологической безопасности; · защиты социальных прав граждан. Структурная целостность социальной политики определяется такими факторами как: · выбором обществом стратегических целей и задач социального развития, социальных приоритетов; · единым законодательством, формулирующим целостное социальное пространство для всех слоев населения; · протекционизмом государства и иных субъектов социальной политики по обеспечению финансирования социальной сферы; · единой социальной инфраструктурой, единым кадровым и информационным обеспечением. В качестве объекта деятельности системы «социальная политика» выступает все население страны, независимо от принадлежности к той или иной социальной группе. Субъектом деятельности этой системы являются органы государственной власти, местного самоуправления, бизнес-сообщества, общественные организации и объединения граждан. В своей деятельности система использует ресурсы. Их можно подразделить на правовые, материально-технические, финансовые, кадровые и информационные. На функционирование системы оказывают существенное влияние факторы внешней среды. К основным факторам внешней среды следует отнести следующие: · Международные юридические и экономические договоры страны. · Общественно-политическая ситуация в мире. · Экономическая ситуация в мире. · Экономическая и общественно-политическая ситуация в странах ближайшего зарубежья. · Реакция жителей на деятельность органов государственной власти по вопросам социальной политики. · Реакция общественно-политических организаций (партий, движений, профсоюзов) на деятельность властей. · Реакция средств массовой информации на ситуацию, складывающуюся в результате деятельности властей. · Национальные особенности и межнациональные отношения в стране. Анализ реализации социальной политики в мире позволяет выделить два основных направления: патерналистское и либеральное. Патерналистская модель реализации социальной политики предусматривает полную ответственность государственных структур за все, что происходит в отраслях социальной сферы, исключает участие и ответственность граждан в выборе направлений и осуществлении принципов социальной политики, не оставляя возможности хоть каким-либо образом влиять на неё. При данной модели социальной политики власть рассматривается в качестве всемогущего субъекта социальной политики, а общество – в качестве её объекта. Государственный патернализм эффективен лишь при соблюдении оптимального баланса между централизованной бюджетно-перераспределительной деятельностью государства и процессами общественной самоорганизации. «Нахождение такого баланса – наиболее актуальная проблема современного общественного развития, которую пытаются решить как проблему оптимизации социальной политики в условиях рынка, совмещения идеи социального государства с реальной рыночной эффективностью… Сбалансированный в указанном смысле государственный патернализм связан с формированием эффективной системы социальной защиты населения, когда осуществляется адресная социальная поддержка – тех сфер деятельности (фундаментальная наука, оборона и т.д.), социальных слоев (пенсионеры) и отдельных лиц (инвалиды, временно нетрудоспособные), которым трудно или невозможно вписаться в механизм общественной самоорганизации (рынка)[63]. Для подобной ситуации характерно следующее: народ работает, производит материальные блага, а власть определяет не только то, что нужно для его благосостояния, но и решает все насущные проблемы населения, в том числе определяет и приоритеты. Человек ставится в такие условия, что от него самого чаще всего мало что зависит в определении своего социального статуса. Ресурсы используются только субъектом деятельности системы, а факторы внешней среды, в силу закрытости системы, известны и учитываются также только ее субъектом. В такой модели объект деятельности системы достаточно пассивен, что нарушает основные принципы функционирования системы. Иное направление реализации социальной политики, условно называемое либеральным, наблюдается в настоящее время в странах – членах организации экономического сотрудничества и развития подразделяется на три основных модели: социал-демократическую, консервативную и собственно либеральную модели. «Основанные на принципах либерализма рыночная экономика и либеральная демократия в качестве основы государственной системы могут вполне успешно сочетаться с созданием эффективных механизмов социальной защиты и проведением сильной социальной политики. …даже в тот давний период «классического либерализма» наиболее здравомыслящие его идеологи (практические политики), руководствовавшиеся его принципами, начинали постепенно приходить к мыслям о необходимости в какой-то степени ради общественного блага вмешательства государства, прежде всего в процесс распределения создаваемых в обществе жизненных благ, говорили о необходимости использования какой-то их части на общие нужды и на помощь бедным слоям населения. Такие идеи можно обнаружить уже у Дж. С. Милля и И. Бентама. За прошедшее с тех пор довольно длительное время эти мотивы, которые можно рассматривать как основополагающие идеи концепции социального государства, получили очень сильное развитие в теории и политической практике либерализма, которая обогатилась рядом и других представлений. Современный либерализм, неолиберализм не имеет ничего общего с той карикатурой на него («отрицание экономической роли государства», «отказ от социальной помощи и поддержки нуждающихся слоев населения» и т.д.), которая нередко навязывается общественному мнению. И на практике либеральная модель общественного устройства включает в себя в качестве непременного элемента функционирование демократического социального государства с крупномасштабной и высокоэффективной социальной поддержкой граждан и системой социального обеспечения нуждающихся»[64].
Международные и отечественные термины, критерии Ориентиром для социально-экономической политики является система измерителей или индикаторов: нижние, пороговые значения, переход за которые ведет к социальной напряженности, а в последующем – к угрозе экономической и общественной безопасности, и верхние, в том числе минимальные с поэтапным выходом на рациональные социальные стандарты уровня и качества жизни граждан. Социальные нормы и нормативы потребления материальных благ и платных услуг на рациональном уровне в стране были разработаны более 20 лет назад. Определив такие нижние и верхние ориентиры, индикаторы или стандарты уровня жизни населения, можно посредством системы генеральных или иных соглашений и коллективных договоров, законов и других нормативных актов, бюджетов и экономических рычагов достичь заданных результатов. К этим социальным измерителям следует отнести величину доходов (в том числе размер заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, прожиточного минимума), индекс потребительских цен, задолженность по заработной плате, уровень безработицы, соотношение доходов наиболее и наименее обеспеченного населения и др. Пороговым значением, фиксирующим возможность появления социальных конфликтов, является, как показывает мировой опыт, недовольство 30% населения своим жизненным уровнем (сюда входят примерно 10% тех, кто имеет доход ниже прожиточного минимума, и 20% тех, у кого доход превышает на 40-50% минимум; вместе они составляют группу так называемого социального недовольства). Поэтому важно проводить регулярные измерения в стране в целом и в отдельных регионах это пороговое значение. По среднемесячным доходам пороговые значения определяются по отношению к прожиточному минимуму и должны составлять 2,5; а пороговое значение размера пенсии к прожиточному минимуму – 1,5. В России эти пороги уже пройдены. Также должно быть определено пороговое значение разрыва между доходами 10% богатых и 10% бедных и, как показывает зарубежный опыт, разрыв не может превышать 8-10:1. В нашей стране ныне этот разрыв превышен почти вдвое. Уровень жизненный (уровень жизни) населения [65] – важнейший обобщающий социальный показатель, дающий представление о благосостоянии общества в целом, основных социально-демографических групп населения либо отдельных граждан и их семей, позволяющий оценить эффективность социально-экономической политики государства. У.ж. характеризует состояние и развитие потребностей граждан в материальных, духовных и социальных благах и степень удовлетворения этих потребностей. Потребности людей разнообразны. Они зависят от возраста, пола, социального статуса, культурного уровня и других личностных качеств человека, а также от природно-климатических условий, исторических и национальных особенностей и традиций, экономических ресурсов, социальной обстановки на территории его проживания и деятельности. При оценке степени удовлетворения потребностей человека используется система интегральных и частных, натуральных и стоимостных индикаторов. К примеру, это реальные доходы на душу населения и их структурные составляющие (зарплата, предпринимательский доход, доход от собственности, социальные трансферты – пенсии, пособия, стипендии и др.), количество и ассортимент потребляемых человеком продуктов питания, непродовольственных товаров, услуг (в т.ч. образования, здравоохранения, культуры), жилищные условия и т.п. Существующие тенденции изменения У.ж. и их динамика определяются путем сопоставления системы показателей У.ж. с их значением в предшествующие периоды времени, сравнения этих индикаторов в разных регионах страны или в зарубежных странах, либо производится сопоставление фактического У.ж. со степенью удовлетворения минимальных и рациональных запросов людей, выраженных в нормативной форме (например, в виде системы потребительских бюджетов по основным социально-демографическим группам населения – прожиточного минимума, минимального потребительского бюджета, рационального потребительского бюджета и, наконец, потребительского бюджета высокого достатка). Показатели У.ж. являются одним из критериев развитости социального государства. Качество жизни – совокупность показателей, отражающих не столько уровень потребления товаров и услуг, сколько социальные результаты экономического развития государства – рождаемость и смертность, среднюю ожидаемую продолжительность жизни, уровень заболеваемости населения, условия и охрану труда, доступность информации, обеспечение прав человека, степень социальной защищенности населения, его дифференциацию по уровню доходов. Кроме названных показателей, К.ж. характеризуется уровнем занятости населения и качеством трудовой жизни, количеством свободного времени граждан и возможностью проведения досуга и отдыха, уровнем преступности в обществе, состоянием экологической обстановки. При сопоставлении К.ж. населения разных стран используется разработанный специалистами ООН и введенный в практику с 1991 года интегральный показатель – индекс человеческого развития, включающий в себя ожидаемую среднюю продолжительность жизни, уровень образования (число лет обучения в возрасте 25 лет и старше) и среднедушевой валовой внутренний продукт в долларах США, исчисленный не по биржевому курсу, а по покупательной способности валюты соответствующей страны. Качество образования – одна из основных характеристик образования, показывающая степень усвоения знаний, умений и навыков. Требования к К.о. обусловлены потребностями производства, общественных отношений, науки, техники и культуры. Наличие качественного образования является необходимым условием подготовки человека к жизни и труду. Основной способ его получения – обучение в учебных заведениях и самообразование. К.о. оценивается полнотой полученных знаний, навыков и умений, соответствующих современным требованиям науки, экономики, социальной сферы, техники, характеризуется подготовленностью человека к определенному виду деятельности, профессии. Оно – необходимое условие формирования личности, предпосылка ее включения в систему общественного и производственно-технического разделения труда. Его повышению способствует большая гибкость системы образования, многообразие методов обучения и воспитания с учетом региональных и национальных черт образа жизни населения, их индивидуальных особенностей, применение различных вариантов современных программ и учебных пособий, возможность обновления и пополнения знаний и навыков человека на протяжении всей жизни. Одна из задач социального государства – обеспечение реальности получения всеми гражданами России качественного образования, обновления знаний с целью их эффективного применения в научной и практической деятельности. Качество социального обслуживания населения – степень реализации конституционных прав граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, по удовлетворению их основных жизненных потребностей. Возможность реализации этих прав зависит от: 1) соответствия фактического уровня С.о. установленным законодательными и иными нормативными правовыми актами, государственным стандартам С.о. населения: а) по перечню предоставляемых услуг: медицинских, бытовых, культурно-просветительских и т.д.; б) по объему услуг (количеству доставляемых продуктов питания, медикаментов, дров и угля для отопления помещения и др.); в) регулярности их предоставления; г) соблюдению правил оказания услуг (санитарно-гигиенических, культуры обслуживания и др.); 2) соответствия перечня и уровня предоставляемых услуг (стандартов социального обслуживания) требованиям нормальной жизнедеятельности нуждающихся, отвечающих достигнутому уровню потребления в обществе. Для практического обеспечения качественного социального обслуживания в России как социальном государстве развивается система социальных служб. Коэффициент Джинни (индекс Джинни) – макроэкономический показатель, характеризующий дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распределения доходов от абсолютно равного распределения их между жителями страны. Другим показателем, характеризующим дифференциацию денежных доходов, является соотношение доходов 10 (20)% наиболее богатых и наиболее бедных. Коэффициент Джинни в России в последние годы колеблется в пределах 0,55-0,60, а отношение доходов 10% наиболее обеспеченных к 10% наименее обеспеченных людей – от 1:5 до 1:15. Перераспределение доходов богатых в пользу бедных, снижающее степень поляризации доходов населения, ставится в числе задач государственной социальной политики. Многие европейские социальные государства следят за тем, чтобы многие отмеченные соотношения доходов не превышали 1:5-7. В Швеции это соотношение составляет 1:4. Коэффициент рождаемости – определяется как отношение числа живорожденных детей к соответствующему числу населения. Различают общие, специальные (мужской и женский) и частные (возрастные, кумулятивные и др.) коэффициенты. Общий коэффициент рождаемости определяется как отношение числа родившихся в определенный период детей к среднегодовой численности населения и, как правило, рассчитывается в промилле. Специальный К.р. – отношение числа родившихся к числу женщин репродуктивного возраста. Суммарный К.р. равен сумме коэффициентов рождаемости, вычисленных для всех возрастных интервалов. Для элиминирования влияния брачной структуры применяется К. брачной р., вычисляемый как отношение числа родившихся в браке к числу замужних женщин. Аналогично рассчитывается К. внебрачной р. как отношение числа родившихся вне зарегистрированного брака к численности незамужних женщин. Кроме частных К.р., рассчитываемых по одному признаку (возраст матери, ее брачное состояние, очередность рождения ребенка и т.д.), при наличии соответствующих данных могут быть вычислены частные К.р. одновременно по нескольким признакам: возрастные К. брачной и внебрачной р., К. брачной р. по продолжительности брака и очередности рождения, К. брачной р. по сочетанию возрастов отца и матери и др. Анализ различных показателей рождаемости используется при оценке настоящей и определении будущей демографической ситуации. Социальные государства следят за тем, чтобы общий К.р. был в пределах 10-15%. Коэффициент смертности – в наиболее общем виде представляет собой показатель, равный отношению числа умерших за определенный период (год, полугодие, квартал) к числу живущих на определенной территории. В демографии используются различного рода коэффициенты смертности. Общий К.с. исчисляется как отношение общего числа умерших в течение исчисляемого периода к средней численности населения, как правило, выражается в промилле. Более точные выводы позволяет сделать анализ смертности по полу и возрасту. Возрастные К.с. измеряют уровень смертности по отдельным возрастным группам. Они исчисляются как отношение абсолютного числа умерших в данной возрастной группе за определенный период (обычно 1 или 2 года) к средней ее численности. К. младенческой с. – показатель смертности детей в возрасте до одного года. Для устранения влияния младенческой С. на показатель общего уровня С. используют К.с. населения старше одного года. При анализе С. важное значение имеет К.с. по причинам смерти. Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации населения по уровню денежных доходов) – характеризует степень социального расслоения населения по доходам и рассчитывается как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми низкими и 10% с самыми высокими доходами. Коэффициент фондов в России непрерывно растет. Так, если в 1992 году он составлял 8,0, в 1997 – 13,5, то в 2003 году – уже 15,0. Наиболее наглядную картину неравенства представляет распределение доходов по 10-ти процентным группам населения. Показатели децильной дифференциации в странах мира складывались по-разному, так коэффициент фондов в 2003 году составлял в США – 16, в Японии – 4,5, в Германии – 7, в Армении этот показатель равен 11, в Грузии – 12, в России – 15. Однако эти показатели складываются при разных по абсолютной величине среднедушевых доходах. Так, в США этот показатель был равен 16 при средних душевых доходах в верхней дециле – 78170 долл., а в России – 15 при 12474 долл., соответственно. То есть, одинаковые соотношения могут складываться как при высоких, например, США, так и при очень низких среднедушевых доходах населения, например, Молдавия. Следовательно, оценка коэффициента децильной дифференциации доходов (фондов) на душу населения в сопоставлениях показателей между странами не может использоваться отдельно от показателей абсолютного размера среднедушевых доходов, а также без учета ППС. Все показатели бедности и неравенства необходимо рассматривать в тесной увязке с региональной величиной среднедушевых доходов беднейших групп населения, в противном случае они могут привести к противоречивым выводам.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 686; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.255.51 (0.011 с.) |