Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стабилизация демографической ситуации

Поиск

Целью демографической политики на среднесрочную перспективу яв­ляется проведение мероприятий по снижению уровня смертности насе­ления и создание предпосылок для стабилизации показателей рождае­мости. В связи с этим основными задачами правительства в области демографической политики являются:

· разработка на долгосрочную перспективу конкретных мер по реализа­ции демографической политики с учетом перспектив социально-экономи­ческого развития Российской Федерации и региональных особенностей де­мографических процессов;

· разработка механизмов материальной поддержки семьи при рождении детей, в том числе, увеличение размеров единовременного пособия при рождении ребенка в зависимости от очередного рождения, пособия на пе­риод отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет;

· улучшение качества медицинской помощи, развитие профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний;

· разработка мер, предусматривающих аттестацию рабочих мест с целью выявления неблагоприятных факторов, воздействующих на здоровье ра­ботников, а также порядка экономического стимулирования работодате­лей в улучшении условий и охраны труда;

· разработка и реализация мер по профилактике правонарушений, пьян­ства и наркомании;

· совершенствование системы мер медико-социальной реабилитации ка­тегорий населения, которые в силу жизненных обстоятельств попали в сложные условия существования (освободившихся из мест лишения сво­боды, бездомных, не имеющих постоянного места жительства и работы).

Большое значение для получения наиболее полной и достоверной ин­формации о населении страны, проведения широкого круга исследований по формированию и корректировке демографической политики имеет Всероссийская перепись населения, а также создание Государственного регистра населения Российской Федерации.

В области создания условий жизнедеятельности семьи, дающих возмож­ность воспитания нескольких детей, основным направлением должно стать обеспечение учета демографического аспекта при разработке и реализации государственной жилищной политики, в том числе:

· поддержание системы жилищных стандартов, обеспечение режима бла­гоприятствования системы жилищных стандартов для семей с детьми;

· содействие развитию не только рыночных, но и социальных форм обеспечения доступности жилья, в сочетании наилучшим образом удовлетворяющих жилищные потребности семей, на­ходящихся в активной фазе репродуктивного цикла;

· учет количества детей в семье, нуждающейся в улучшении жилищных условий, при определении размера помощи со стороны государства (без­возмездные субсидии на приобретение жилья и т. п.).

Политика в сфере образования

Реализация политики в сфере образования будет строиться исходя из приоритетности развития этой отрасли как неотъем­лемого условия модернизации российского общества и обеспечения кон­курентоспособности российской экономики.

Процесс модернизации системы образования будет осуществляться с учетом реально складывающейся экономической ситуации, результатов, полученных в ходе экспериментов и реализации основных мероприятий в этой области, а также с учетом складывающихся демог­рафических тенденций.

Определяющее значение будет иметь деятельность по обеспечению ра­венства доступа к качественному образованию для различных социальных слоев и терри­ториальных групп населения. Правительство РФ будет стремиться к установлению социально приемлемого соотношения плат­ных и бесплатных услуг в области образования при сохранении бесплатно­го и общедоступного общего образования. Социальный заказ на образова­ние не должен быть только и по преимуществу заказом со стороны госу­дарства, а представлять во все возрастающей степени и сумму частных ин­тересов семей и организаций.

При этом среди основных задач, стоящих перед системой образования, остаются:

· содействие успешной адаптации молодежи в обществе и на рынке тру­да; противодействие негативным социальным процессам, таким, как рас­пространение алкоголизма, наркомании и криминогенности в молодежной среде, борьба с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних;

· развитие специального образования для лиц с ограниченными возмож­ностями здоровья;

· создание условий вхождения новых поколений в открытое информаци­онное общество, поддержка повсеместного использования информацион­ных технологий, компьютеризация школ и создание единой информаци­онной среды образования;

· повышение вклада образования в модернизацию экономики, что требует:

· обновления содержания и структуры профессионального обеспечения условий для развития научных школ в фундаментальном и инженерном образовании, в сфере информационных технологий;

· расширения подготовки кадров высшей квалификации.

В качестве основных путей реализации задач, стоящих перед системой образования, следует выделить следующие.

Обновление содержания образования, повышение его качества. В этих целях необходимо решить следующие задачи:

1. Устранить перегруженность учебных планов предметами и сведения­ми, которые не являются фундаментом для новых знаний.

2. Пересмотреть методы обучения, существенно расширив долю тех из них, которые формируют навыки анализа информации, самообучения. Уве­личить долю открытого образования.

3. Восстановить и укрепить связи профессионального образования с практикой и научными исследованиями.

4. Повысить стандарты и качество преподавания социальных наук и в первую очередь экономики, права, основ политической системы, менедж­мента, социологии, иностранных языков.

5. Осуществить переход на сопоставимую с мировой практикой систему статистики и показателей качества образования.

6. Расширить участие общества в управлении образованием путем создания:

· попечительских советов, что позволит обеспечить приток в образование дополнительных финансовых, материальных, кадровых ресурсов, их эф­фективное использование и общественный контроль;

· условий для стимулирования различных форм самоорганизации населе­ния и хозяйствующих субъектов в поддержку образования, фондов поддер­жки образования (образовательных учреждений, организаций);

· системы поддержки профессиональных сообществ в сфере образования.

Обеспечить полную и последовательную реализацию правового стату­са учебного заведения, заложенного в Законе РФ «Об образовании». Это включает:

· договорные формы отношений с учредителем или частными заказчика­ми, в том числе с непосредственными получателями образовательных услуг;

· государственное регулирование деятельности учебных заведений через механизмы аккредитации;

· формирование независимой системы аттестации и контроля качества образования.

В области дошкольного образования необхо­димо сформировать минимальные государственные требования к данному виду образования. Предполагается разделить собственно дошкольное обра­зование и содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях на основе гибких программ подготовки к школе, в том числе с индивиду­альным графиком их посещения (неполная неделя, неполный день и т. п.).

Стратегическая линия развития системы общего среднего образования состоит в его адаптации к изменившимся социально-экономическим усло­виям в части содержания образования, организационно-экономическом механизме деятельности школ, в управлении ими. В этой связи необходи­мыми условиями являются личностная ориентированность и индивидуа­лизация образовательного процесса; многообразие образовательных учреж­дений и вариативность образовательных программ; эффективная поддержка инновационных мероприятий и активное участие общества в развитии обра­зования; усиление социальной и гуманитарной ориентированности общего среднего образования; направленность образовательного процесса на разви­тие творческих способностей, мышления, выработку практических навыков и профессиональную ориентацию. Необходи­мо существенно повысить роль коммуникативных дисциплин, прежде всего информационных технологий, русского и иностранных языков.

В области общего среднего образования будет продол­жаться широкомасштабный эксперимент по обновлению его содержания на основе стандартов общего среднего образования, а также требований к уровню подготовки выпускников различных ступеней сред­него образования.

Механизмы и варианты осуществления реструктуризации сельской шко­лы должны включать: создание образовательных центров в сельской мест­ности в различных их вариантах, развитие транспортного обслуживания сельских школ, развитие дистанционного обучения (включая Интернет-образование) и соответствующей сети центров дистанционного обу­чения. Решение о выборе варианта оптимизации сети сельских школ необ­ходимо принимать с учетом местных условий.

На современном этапе увеличивается потребность в специалистах с на­чальным и средним профессиональным образованием для обеспечения технологической потребности и культуры производства, административно-технической поддержки процессов управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного и социального сервиса.

В целях адаптации к спросу на рынках труда и обеспечения вертикаль­ной мобильности учащихся начальной и средней ступеней профессиональ­ного образования необходимо создать условия для:

· интеграции средних специальных учебных заведений с учебными заведе­ниями, реализующими программы начального профессионального обра­зования, профессионального технологического обучения школьников, переподготовки взрослого населения;

· интеграции средних специальных учебных заведений с высшей школой, их включения в состав университетских комплексов (в том числе с сохра­нением статуса юридического лица);

· оптимизации сети учебных заведений начального профессионального образования, апробирования и внедрения новых моделей финансирования начального профессионального образования.

Основными задачами в области содержания начального и среднего про­фессионального образования должны стать:

· актуализация содержания и повышение выпускных стандартов, их ори­ентация на международный уровень качества, расширение социального партнерства с работодателями, профсоюзами и службами занятости, уча­стие работодателей, инвесторов и экспертов как в формировании стандар­тов, так и в создании условий для значительного повышения качества про­фессиональной подготовки выпускников;

· усиление профессиональной составляющей и разработка оптимальной концепции реализации среднего (полного) общего образования в учебных заведениях начального профессионального образования.

Для обновления структуры высшего профессионального образования, его адаптации к потребностям общества и экономики предусмотрено со­здание механизма выявления и трансляции социального заказа на подго­товку специалистов данного уровня образования, который должен пред­ставлять собой сбалансированную совокупность потребностей населения, организаций и государства. Наряду с этим усиливается роль государствен­ных приоритетов в профессиональном образовании, в первую очередь в формировании «кадрового заказа» для развития перспективных рынков и технологий.

Создание университетских комплексов как нового типа учебных заведе­ний будет предусматривать интеграцию учебных заведений различных уров­ней образования: формирование ассоциаций и консорциумов, включаю­щих в себя как учебные заведения, так и научно-исследовательские инсти­туты, экспериментальные и венчурные предприятия. В рамках комплексов будут разработаны сопряженные образовательные программы разных уров­ней профессионального образования.

Для опережающей подготовки высококвалифицированных специалис­тов по приоритетным направлениям предусматривается расширить масштабы создания федераль­ных и исследовательских университетов, то есть по существу научно-образовательных центров.

Эффективная модернизация образования предполагает создание феде­ральной и региональных систем управления качеством образования.

Будет продолжена работа по обеспечению объективности итоговой аттестации в системе общего образования и вступительных испытаний систе­мы профессионального образования.

Приоритетной сферой государственных интересов является создание условий для качественной реализации на основе бюджетного финансиро­вания образовательных программ всех уровней.

Необходимо обеспечить увеличение средств федерального бюджета, направляемых на нужды образования, а также сформировать механизм многоканального финансирования образования.

Планируется осуществить изменение структуры бюджетных расходов на образование, в которой должны быть сформированы три крупных блока:

· обеспечение реализации образовательных программ (текущее финанси­рование), осуществляемое главным образом на нормативно-подушевой основе (по итогам соответствующих экспериментов);

· развитие материально-технической базы образовательных учреждений и организаций, компьютеризация и информатизация образовательного про­цесса, приобретение учебно-лабораторного и научного оборудования, научной и учебной литературы, разработка современных учебных про­грамм (бюджет инноваций). Распределение указанных средств будет осу­ществляться в основном на конкурсной основе при условии привлечения софинансирования со стороны бизнеса, бюджетов других уровней, внебюджетных средств;

· адресное финансирование социальных услуг, сопутствующих образова­тельному процессу.

Особую актуальность приобретает решение проблемы расширения базы финансирования образования за счет стимулирования притока в отрасль средств из внебюджетных источников, включая средства населения, инве­сторов и спонсоров.

Будет развита нормативная база образования, предусматривающая уве­личение разнообразия организационно-правовых форм государственных образовательных учреждений и организаций, увеличение их хозяйственной самостоятельности.

Предполагается приступить к введению системы адресного стипендиаль­ного обеспечения путем предоставления стипендий студентам из числа де­тей-сирот, инвалидов, ветеранов боевых действий, а также социальных сти­пендий для лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, при сохранении и развитии системы академических стипендий, поощряющих успеваемость студентов, их участие в научной работе.

Острой остается проблема сиротства. В целях преодоления этого нега­тивного социального явления, обустройства и облегчения социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо принятие решений, направленных на стимулирование передачи указанных категорий детей на воспитание в приемные семьи и детские дома семейного типа.

Важное значение для совершенствования правовой базы представляет собой интегрированный закон в сфере образования и практическая его реализация, а также комплекс мер социальной поддержки педагогических работников системы образования и переход на отраслевые системы оплаты труда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 534; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.44 (0.009 с.)