Социально-экономических отношений (СЭО) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономических отношений (СЭО)



Схема 3

Главная трансформация, произошедшая с социально-экономическими отношениями в рамках постиндустриального общества связана с тем, что они превращаются в социоэкономические отношения. Новые черты, которые приобретают социально-экономические отношения в постиндустриальном обществе, в значительной степени отличают их от прежних, что приводит к необходимости использовать новый термин для их обозначения.

Итак, социоэкономические отношения – конкретная историческая форма социально-экономических отношений, то есть воспроизводство человека труда на этапе постиндустриального информационного общества.

Чем они отличаются от социально-экономических отношений предшествующих фаз, периодов и формаций?

Во-первых, изменяется роль человека в системе трудовой деятельности. Если раньше человек был исполнителем трудовых операций, то теперь у него появляется функция организатора трудового процесса и управленца.

Второе отличие вытекает из первого. Изменяется соотношение между физической и интеллектуальной составляющей. Увеличивается значимость последнего компонента, что предполагает более высокий уровень образования.

В-третьих, происходит тесная интеграция ипостасей человека как производителя, потребителя и субъекта свободного времени. Современный человек – это сложная рабочая сила, и совершенно очевидно, что получаемая им заработная плата призвана не только обеспечить его самого и его семью, но также дать возможность для свободного развития личности.

В-четвертых, формируется принципиально иное соотношение функций между государством, организаторами производственного процесса, институтами гражданского общества, семьей и личностью в процессе воспроизводства человека.

Изучение процессов воспроизводства человека как главного ресурса нации (в данном контексте мы называем его человеком социоэкономическим) составляет предмет социоэкономики как науки, которую развивают ученые Академии труда и социальных отношений.

В рамках этой научной школы человек социоэкономический рассматривается в трех главных ипостасях: а) как производитель, в единстве его физических и интеллектуальных способностей к труду; б) как потребитель материальных, социальных, духовных благ, выступающих необходимыми условиями существования человека труда и его семьи; в) как субъект свободного времени (схема 4.).

Схема 4

К основным характеристикам качества трудовой жизни человека следует отнести: а) отношения собственности; б) содержание труда, его функции, наличие или отсутствие творческих начал; в) материальное стимулирование; г) моральное стимулирование; д) социальные гарантии; е) эргономические факторы, то есть условия и охрана труда; ж) участие в управлении, то есть учет мнения человека при принятии решений; з) механизмы развития профессионально-личностного роста; и) корпоративную культуру, то есть формы и методы воспитания у человека чувства сопричастности с организацией, в которой он работает.

Выступая в качестве потребителя, человек стремится первоначально удовлетворить свои текущие потребности, включающие в себя три базовые группы: а) материальные потребности – питание, одежда, жилищно-коммунальные услуги; б) социальные потребности – здоровье, отдых, образование; в) духовные потребности – досуг, культура и т.д. Однако есть еще и будущее потребление (или инвестиции), к которому относится: жилье и недвижимость в форме ипотеки либо в форме приобретения; сложная бытовая техника (автомобиль, компьютер, телевизор); приобретение мебели и иных дорогостоящих предметов интерьера, быта (схема. 5).

Схема 5

 

Человек, будучи субъектом свободного времени, тратит время не только на отдых, досуг, но, что самое главное – на творчество и развитие личности.

Таким образом, социоэкономические отношения имеют определенную структуру, которая позволяет рассматривать человека в единстве его трех главных функций: труда или производителя (социотрудовые отношения), потребителя (социопотребительские отношения), субъекта свободного времени (социодосуговые, социоразвивающие отношения в сфере свободного времени). Изучая их, можно проследить, как и чем живет современный человек – главная движущая сила развития экономики и соответственно залог успешного развития страны.

Воспроизводство человека труда в единстве трех ипостасей происходит в течение всего его жизненного цикла и охватывает три основные временные фазы: а) формирования человека социоэкономического (от рождения до выхода на рынок труда); б) его использование и развитие в процессе созидательной деятельности; в) высвобождение из процесса общественного производства и посттрудовая адаптация. Человек социоэкономический в единстве всех содержательных характеристик рассматривается во времени (с точки зрения фаз воспроизводства ЧСЭ) и пространстве (с точки зрения уровней воспроизводства ЧСЭ) (схема 6).

Схема 6

Вышесказанное можно представить в виде таблицы, где по вертикали будут уровни воспроизводства, а по горизонтали – фазы. Полученная таким образом матрица, представляет собой полеконкретных социоэкономических исследований (схема 7).

Матрица социоэкономики

Схема 7

Цель социоэкономики как науки – раскрытие закономерностей процесса воспроизводства человека труда и разработка механизмов управления вышеназванными процессами на фазах формирования, использования, развития и высвобождения ЧСЭ на уровнях общества, региона, отрасли, предприятия.

В рамках социоэкономического подхода предполагается исследовать все события через призму качества жизни человека социоэкономического, рассматриваемого в постоянной динамике на разных фазах и уровнях воспроизводства. В этом контексте используются такие понятия, как: качество жизни; цена труда; региональные и отраслевые различия в воспроизводстве человека; продолжительность жизни; здоровье нации; социальная безопасность. В противоположность данной позиции монетаристы-либералисты при разработке стратегического курса развития страны оперируют иными параметрами, такими как: индекс инфляции; курс доллара; цена барреля нефти; объём золотовалютных резервов; размер внешнего долга и т.д. (схема 8).

Схема 8

 

Социоэкономика как научная школа включает в себя несколько компонентов. Среди них: социоэкономика как базовая дисциплина, социальный аудит (прикладная часть), представляющий собой технологию оценки социоэкономических процессов, социальная безопасность как необходимая составляющая социоэкономических процессов, обеспечивающая стабильное воспроизводство человека труда как труженика, потребителя и субъекта свободного времени и социальное государство как адекватная форма общественного устройства (схема 9).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 845; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.97.61 (0.007 с.)