Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-экономических отношений (СЭО)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Схема 3 Главная трансформация, произошедшая с социально-экономическими отношениями в рамках постиндустриального общества связана с тем, что они превращаются в социоэкономические отношения. Новые черты, которые приобретают социально-экономические отношения в постиндустриальном обществе, в значительной степени отличают их от прежних, что приводит к необходимости использовать новый термин для их обозначения. Итак, социоэкономические отношения – конкретная историческая форма социально-экономических отношений, то есть воспроизводство человека труда на этапе постиндустриального информационного общества. Чем они отличаются от социально-экономических отношений предшествующих фаз, периодов и формаций? Во-первых, изменяется роль человека в системе трудовой деятельности. Если раньше человек был исполнителем трудовых операций, то теперь у него появляется функция организатора трудового процесса и управленца. Второе отличие вытекает из первого. Изменяется соотношение между физической и интеллектуальной составляющей. Увеличивается значимость последнего компонента, что предполагает более высокий уровень образования. В-третьих, происходит тесная интеграция ипостасей человека как производителя, потребителя и субъекта свободного времени. Современный человек – это сложная рабочая сила, и совершенно очевидно, что получаемая им заработная плата призвана не только обеспечить его самого и его семью, но также дать возможность для свободного развития личности. В-четвертых, формируется принципиально иное соотношение функций между государством, организаторами производственного процесса, институтами гражданского общества, семьей и личностью в процессе воспроизводства человека. Изучение процессов воспроизводства человека как главного ресурса нации (в данном контексте мы называем его человеком социоэкономическим) составляет предмет социоэкономики как науки, которую развивают ученые Академии труда и социальных отношений. В рамках этой научной школы человек социоэкономический рассматривается в трех главных ипостасях: а) как производитель, в единстве его физических и интеллектуальных способностей к труду; б) как потребитель материальных, социальных, духовных благ, выступающих необходимыми условиями существования человека труда и его семьи; в) как субъект свободного времени (схема 4.).
Схема 4 К основным характеристикам качества трудовой жизни человека следует отнести: а) отношения собственности; б) содержание труда, его функции, наличие или отсутствие творческих начал; в) материальное стимулирование; г) моральное стимулирование; д) социальные гарантии; е) эргономические факторы, то есть условия и охрана труда; ж) участие в управлении, то есть учет мнения человека при принятии решений; з) механизмы развития профессионально-личностного роста; и) корпоративную культуру, то есть формы и методы воспитания у человека чувства сопричастности с организацией, в которой он работает. Выступая в качестве потребителя, человек стремится первоначально удовлетворить свои текущие потребности, включающие в себя три базовые группы: а) материальные потребности – питание, одежда, жилищно-коммунальные услуги; б) социальные потребности – здоровье, отдых, образование; в) духовные потребности – досуг, культура и т.д. Однако есть еще и будущее потребление (или инвестиции), к которому относится: жилье и недвижимость в форме ипотеки либо в форме приобретения; сложная бытовая техника (автомобиль, компьютер, телевизор); приобретение мебели и иных дорогостоящих предметов интерьера, быта (схема. 5). Схема 5
Человек, будучи субъектом свободного времени, тратит время не только на отдых, досуг, но, что самое главное – на творчество и развитие личности. Таким образом, социоэкономические отношения имеют определенную структуру, которая позволяет рассматривать человека в единстве его трех главных функций: труда или производителя (социотрудовые отношения), потребителя (социопотребительские отношения), субъекта свободного времени (социодосуговые, социоразвивающие отношения в сфере свободного времени). Изучая их, можно проследить, как и чем живет современный человек – главная движущая сила развития экономики и соответственно залог успешного развития страны. Воспроизводство человека труда в единстве трех ипостасей происходит в течение всего его жизненного цикла и охватывает три основные временные фазы: а) формирования человека социоэкономического (от рождения до выхода на рынок труда); б) его использование и развитие в процессе созидательной деятельности; в) высвобождение из процесса общественного производства и посттрудовая адаптация. Человек социоэкономический в единстве всех содержательных характеристик рассматривается во времени (с точки зрения фаз воспроизводства ЧСЭ) и пространстве (с точки зрения уровней воспроизводства ЧСЭ) (схема 6).
Схема 6 Вышесказанное можно представить в виде таблицы, где по вертикали будут уровни воспроизводства, а по горизонтали – фазы. Полученная таким образом матрица, представляет собой полеконкретных социоэкономических исследований (схема 7). Матрица социоэкономики
Схема 7 Цель социоэкономики как науки – раскрытие закономерностей процесса воспроизводства человека труда и разработка механизмов управления вышеназванными процессами на фазах формирования, использования, развития и высвобождения ЧСЭ на уровнях общества, региона, отрасли, предприятия. В рамках социоэкономического подхода предполагается исследовать все события через призму качества жизни человека социоэкономического, рассматриваемого в постоянной динамике на разных фазах и уровнях воспроизводства. В этом контексте используются такие понятия, как: качество жизни; цена труда; региональные и отраслевые различия в воспроизводстве человека; продолжительность жизни; здоровье нации; социальная безопасность. В противоположность данной позиции монетаристы-либералисты при разработке стратегического курса развития страны оперируют иными параметрами, такими как: индекс инфляции; курс доллара; цена барреля нефти; объём золотовалютных резервов; размер внешнего долга и т.д. (схема 8).
Схема 8
Социоэкономика как научная школа включает в себя несколько компонентов. Среди них: социоэкономика как базовая дисциплина, социальный аудит (прикладная часть), представляющий собой технологию оценки социоэкономических процессов, социальная безопасность как необходимая составляющая социоэкономических процессов, обеспечивающая стабильное воспроизводство человека труда как труженика, потребителя и субъекта свободного времени и социальное государство как адекватная форма общественного устройства (схема 9).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 914; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.207.115 (0.009 с.) |