Актуальные проблемы социального партнерства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Актуальные проблемы социального партнерства



В научной и популярной литературе часто встречается расшири­тельное толкование социального партнерства, а то и просто его отождествление с понятием "партнерство". Последнее действительно весьма широкое понятие и употребляется в различ­ных значениях. Чаще всего оно трактуется как объединение двух или более лиц, групп людей, ведущих общее дело на основе договора. Его используют и для оценки взаимодействия государствен­ных органов и государств на международной арене (межгосу­дарственные отношения - особый тип отношений).

Под социальным партнерством понимаются преимущественно социально-трудовые отношения. Это такой тип отношений между трудом и капиталом, при котором в рамках социального мира обес­печивается баланс в реализации важнейших социально-трудо­вых интересов общества (государства). Это - метод, способ регулирования социаль­но-трудовых отношений, особый тип их упорядочения на рынке труда.

Иногда в научных работах социальное партнерство рас­сматривается как арена политической борьбы предпринимателей и наемных работников. Думается, что это не так, ибо из переговорного процесса, как правило, исключаются чисто политические вопросы. Отсюда и определенное дистанцирование социального партнерства от политических партий и течений, от идеологических споров.

Безусловно, социальное партнерство не отрицает возможности, а иног­да необходимости, предъявления одним партнером другому са­мых жестких требований. Даже забастовка как метод борьбы трудящихся за свои права не обязательно выводит наемных работников за рамки социального партнерства. Правда, при усло­вии, что требования бастующих к предпринимателям направле­ны лишь на изменение условий продажи своей рабочей силы (повышение заработной платы, улучшение условий труда и т.п.), а к правительству - на изменение тех или иных направле­ний экономической политики (снижение налогов и др.). Одна­ко, если требования бастующих отрицают саму основу сущест­вования партнеров (призывают, например, к отмене частной соб­ственности, отставке правительства и т.п.), такая за­бастовка, естественно, выводит наемных работников и пред­ставляющих их профсоюзы за рамки социального партнерства. И социальные отношения перерастают в открытое политическое противостояние.

Существуют, как известно, три формы борьбы между наем­ными работниками и работодателями: экономическая, полити­ческая и идеологическая. Социальное пар­т­нерство - ос­новной путь и способ экономической борьбы наемных ра­ботников за лучшую, наиболее приемлемую в данных условиях, продажу своей рабочей силы работода­телю. Совершенно понятно, что наемный работник стремится продать свою рабочую силу подороже, а работодатель купить ее подешев­ле. В итоге такой борьбы условий, договоренностей, предъявляемых требований двух сторон устанавливается взаимоприемлемый уровень сто­имости рабочей силы.

Как видим, социальное партнерство характеризуют совершенно определенные особенности.

Во-первых, это отношения между социальными группами, имеющими не только сближающиеся (в известной степени, общие) корпоративные интересы, но и различные, существенно отличающиеся социально-экономи­ческие интересы. Причем именно последние (различающиеся интересы) опреде­ляют в итоге саму сущность взаимоотношений, социально-трудовых отношений между названными выше социальными группами. Ины­ми словами, речь идет об отношениях между социальными общностями, интересы которых не совпадают в своей осно­ве, между общностями, которые не могут слиться, образо­вать социальное единство. У каждой них свое назначение, отличная от другой, но совершенно необходимая для данного общества и его развития роль. Не случайно английское слово "партнер" обозначает участ­ника в игре, то есть лицо, без которого данная игра невоз­можна.

Процесс социального партнерства - одновременно являет­ся и борьбой, и сотрудничеством. Однако в нем не может быть одного победителя или побежденного. Здесь выигры­вают все стороны или терпит поражение вся система со­циального партнерства, то есть консенсус становится невоз­можным.

В обществе, основывающемся на рыночных принципах, воз­можными социальными партнерами могут быть предприниматели, главным социальным интересом которых является получение прибыли, и наемные работники, лишенные собственности, глав­ный социальный интерес которых (как носителей и продав­цов своей рабочей силы) состоит в получении средств су­ществования путем продажи своей рабочей силы. Естественно, что социальные интересы этих классов никогда не сливаются, и каждый из них несет свой "крест" в обществе, выполняя свою, только ему присущую социальную функцию.

Во-вторых, социальное партнерство есть такое отноше­ние между классами, социальными общностями с различными социально-экономическими интересами, при котором не пресле­дуется цель полного их совмещения, что само по себе невозможно. Однако частично, в отдельных аспек­тах достигается определенный, а точнее, оптимальный, баланс в реализации этих интересов.

Речь идет о создании такой экономической и социаль­ной ситуации, при которой предприниматель (собственник) мо­жет обеспечить себе стабильное получение соответствующей прибыли, а наемный работник -- достойные (по меркам свое­го общества, страны, времени) условия существования, реа­лизации своих коренных социально-экономических интересов.

Наконец, в-третьих, социальное партнерство - обою­довыгодное взаимодействие между названными классами. Оно представляет собой процесс взаимодей­ствия, в котором объективно заинтересована каждая из сто­рон. Именно поэтому социальное партнерство есть отрица­ние всякой диктатуры (личности или класса), ее альтернатива. Оно являет собой исторически обусловленный компромисс интере­сов главных современных экономических субъектов и выражает общественную необходимость социального мира как одного из основных условий социально-экономической стабильности и экономического прогресса. Оно - шаг к реа­лизации прав трудящихся через механизм экономического сотрудничест­ва и взаимных уступок двух основных социальных групп: работодателей и наемных работников.

Смысл партнерства в том и состоит, чтобы в интере­сах стабильности общества в целом и предприя­тий (их объединений) не усугублять неизбежное противоречие между трудом и капиталом, не противопоставлять объективно разные ин­тересы сторон, а, наоборот, учитывать и удовлетворять их, и, находя точки соприкосновения, идти на разумные компромиссы, заниматься постоянным поиском путей социально-эко­номического сотрудничества. Такое партнерство позволяет вести поиск возможностей для урегулирования социально-тру­до­вых конфликтов до того, как они выплеснулись наружу в какой-либо острой фор­ме - политических стачек, забастовок и социальных потрясе­ний.

В последние годы в России процесс становления и раз­вития социального партнерства приобрел качественно новый уровень. Накоплен большой практический опыт в развитии партнерских отношений на различных уровнях регулирования социально-трудо­вых отношений. Он позволяет разви­вать далее и углублять многие концептуальные положения, относящиеся к пониманию значения социального партнерства для сегодняшнего нашего общества.

В настоящее время в России четко просматриваются основные контуры системы социального партнерства, имеющей следующие уровни: федеральный, федерально-окружной, региональный, отраслевой, территориальный, базо­вый (предприятие, учреждение, организация). У каждого из них - свои субъекты соглашения, структурные органы и организации, формы договоренностей.

Подобная многоступенчатая система обес­печивает сочетание макро- и микроэкономических уровней соглашений. При этом используются все уровни социального партнерства. Все, что может быть решено внизу, не выно­сится наверх, но все, что принято наверху в соответст­вии с делегированными снизу правами, учитывается в низо­вых звеньях. В то же время соглашения, заключаемые на уровнях предприятий, отраслей, регионов, учитываются, в свою очередь, при заключении генеральных соглашений.

Таковы в общих чертах уровни и механизм функционирования системы социального партнерства в России. Отметим, что этот механизм во многом еще не отработан, он пока еще только формируется.

Остановимся на субъектах социального партнерства. Одним из них выступают профсоюзы, кото­рые призваны представлять, выражать и защищать интересы наемных работников. Как специфический социальный институт общества профсоюзы в системе социального партнерства пред­ставляют наиболее подвижный элемент трудовых отношений - наемных работников и защищают их интересы в области за­нятости, условий и оплаты труда, способствуя вос­производству рабочей силы. Предназначение профсоюзов сос­тоит в том, чтобы не позволять работодателю опустить стоимость рабочей силы ниже ее минимального жизнеобеспечивающего предела. Для этого профсоюзы используют различные свойственные им формы и методы от­стаивания интересов наемных работников, зафиксированные, как правило, в уставах.

Работодатель и работник одинаково заин­тересованы в получении прибыли: первый - в виде дохода, второй - в форме заработной платы. Неодинаков, однако, со­циальный подтекст поведения каждой из сторон. Если работо­датель при любой форме собственности (частной, коллективной, государственной) стремится присвоить себе неоплаченный труд работника, то задача профсоюза - не допустить, чтобы ра­ботодатель утаил от дележа соответствующую долю прибыли, предназначенную для заработной платы. Профсоюз обязан действовать так, чтобы уровень зарплаты обеспечивал как минимум простое воспроизводство рабочей силы, был связан с резуль­татами труда наемного работника и выполнял стимулирующую функцию.

Становление социального па­р­тнерства прямо связано со становлением предпринимательских ассоциаций в качестве сто­роны в ходе диалога с работниками и их объединениями.

Сегодня слова "предприниматель", "предприимчивость", имев­шие чаще всего негативный оттенок и упоминавшиеся преимущественно в Уголовном кодексе, обрели новый смысл. Жизнь показала, что у истоков социально-экономического возрождения страны стоит инициативный, деловой, находчи­вый, мыслящий человек. В хозяйственной сфере - это предприниматель.

В описании фигуры сегодняшнего российского предприни­мателя очень важно избежать крайних, а тем более эмо­циональных оценок и категорических суждений. Ведь речь идет о совершенно новом социальном явлении в современ­ной российской действительности, о социальном слое, структу­ра которого еще очень "мягка", а контуры расплывчаты.

Понятно, что главный интерес предпринимателя заклю­чается прежде всего в том, чтобы вложенный им капитал как можно быстрее принес возможно большую прибыль. А этого можно достичь лишь при стабильном, устойчивом сос­тоянии коллектива, региона, отрасли и всего общества. Именно поэтому российский предприниматель заинтересован в социальном парт­нерстве как инструменте социального мира. Для него опас­на ситуация политической конфронтации. Любой из них непосредственно заинтересован в том, чтобы избежать острых социальных конфликтов, так как они сводят на нет его главную экономическую цель - получение прибыли.

Сегодняшние предприниматели стремятся в своих отношениях, скажем, с профсоюзами проводить согласованную политику по вопросам оплаты, условий труда, занятости, социальных гарантий и т.д. Тем самым диалог между двумя социаль­ными партнерами - профсоюзами трудящихся и объединениями предпринимателей - призван стать важным инструментом ре­гулирования трудовых отношений.

Социальное партнерство немыслимо без участия государ­ства, его исполнительных органов и представителей. На вопрос, в каком качестве, ответ однозна­чен: в качестве равноправной стороны. Ее функции отличны от функций двух дру­гих партнеров - профсоюзов и предпринимателей. Государство как сторона партнерства наделено функция­ми арбитра, посредника, координатора, законодателя, выра­зителя общественного интереса, воли нации.

Между тем существует мнение, что социальными партне­рами, по существу, являются только наемные работники и работодатели. И регулирование социально-трудо­вых отношений в наилучшей степени обеспечивается без вмешательства государства. Только в крайних случаях (когда, например, переговоры зашли в тупик) государство может прийти двум сторонам на помощь, выступив в роди верховного арбитра.

К чрезмерному государственному вмешательству, действи­тельно, следует относиться с осторожностью. Наш собствен­ный исторический опыт и международная практика показали, что государственная опека, а тем более административный диктат в области социально-трудовых отношений - явление крайне вредное.

Можно отрицательно относиться к административному вме­шательству государства в трудовые отношения (ущемление профсоюзных прав, запреты на забастовки и т.д.), однако вместе с тем нельзя не признать его важную роль в качестве необходимого участника социального консенсуса. При заключении коллективного договора на предприя­тии государство, например, не принимает непосредственного уча­с­тия, но незримо присутствует при этом. Это проявляет­ся в том, что оно законодательно устанавливает некую минимальную черту оплаты и условий труда, ниже ко­торой нельзя опускаться при заключении любых договоров и соглашений.

Известно, что за любыми социальными процессами про­сматривается определенный интерес. Для государства как представителя общественных интересов социальное партнерство - это социальный мир и сплоченность общества, условия его политической стабильности, экономического прогресса, роста доходов госбюджета, экологической безопасности, об­щей конкурентоспособности национальной экономики. Государ­ство видит в нем инструмент своего вы­живания и расширения своей социальной базы.

Подытоживая, попробуем определить, что же принципиально важно для успеха социального партнер­ства в России.

Первое условие - определиться со стратегией государственного строи­тельства, уточнить тип общества, который избирает Россия:

• социально-правовое государство,

• гражданское общество с эффективной социальной рыночной экономи­кой,

• государство и общество, где социальные интересы одного из партнеров могут стать жертвой капитализма ранней модели.

Второе - закрепить принцип социального партнерства в Конс­титуции РФ как один из ключевых принципов со­циального государства.

Третье условие - вывести социальное партнерство из сферы политики для того, чтобы оно не могло стать заложником каких-либо полити­ческих сил.

В период реформирования общества, появления многообраз­ных форм собственности, продолжающегося ее передела, про­блема осуществления цивилизованных отношений в социально-трудовой сфере становится важнейшим направлением социально-экономического и политического развития страны. Цивилизован­ные отношения обычно должны обеспечивать согласование и защиту интересов работников, работодателей (предпринимателей), органов государственной власти, местного самоуправления путем достижения консенсуса, выработки и осуществления единой, со­гласованной позиции. При этом речь идет не о слиянии интере­сов, а о достижении оптимального баланса между ними, о созда­нии такого положения, при котором любой собственник мог им обеспечить себе стабильное получение прибыли, а наемный ра­ботник — достойные условия своего существования, соответст­вующие определенному уровню качества жизни. Это цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере и получила название социального партнерства.

В научной литературе и практике социальное партнерство ха­рактеризуется неоднозначно и многоаспектно. Одни понимают его как специфический тип общественных отношений между со­циальными группами, слоями, классами, общностями и тщетны­ми структурами; другие — как механизм взаимоотношений меж­ду государственными органами, представителями трудящихся и работодателями, третьи - как особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночной экономике, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников и ра­ботодателей оптимальный баланс и реализацию их основных интересов можно привести, несмотря на их схожесть, и другие точки зрения, характеризующие уточняющие с другой стороны данное понятие.

В то же время, не вдаваясь в полемику с вышеперечисленны­ми и другими авторами, дающими характеристику самого поня­тия, лишь отметим, что субъектами социального партнерства, как свидетельствует мировой опыт, являются наемные работники, работодатели и государство. Соответственно институтами (орга­низациями), представляющими их интересы, выступают проф­союзы, объединения работодателей, правительство, а также орга­ны государственной власти субъектов Российской Федерации, ор­ганы местного самоуправления. Объектам социального партнерства являются в первую очередь социально-трудовые отношения между его субъектами (отношения по поводу заработной платы, занятости, управления и расширения социальных гарантий, охра­ны, условий, организации труда, различного рода трудовых спо­ров и т.д.). И соответственно основными целями социального партнерства являются:

• согласование и защита интересов различных социальных слоев, групп и классов,

• содействие решению актуальных экономических политических­ задач,

• укреплению демократии,

• стабильности,

• формированию социального правового государства, гражданского общества.

Как видим, партнерство представляет собой процесс согласо­вания интересов, процесс создания единого социокультурного пространства, в котором обитают разные субъекты, несогласные, невзирая на различие интересов, соблюдать общие «правила иг­ры», партнерские нормы, взаимные договоренности. Поэтому важно иметь в виду, что политика социального партнерства не ограничивается только сферой экономических или социально-трудовых отношений. Ее реализация связана с участием в таком процессе общественных объединении, представляющих интересы различных социальных групп, слоев, органов государственной власти, местного самоуправления, принятием и выполнением до­говоров и соглашений, экономических и политических решений. В разработке и процессах их принятия участвуют большие груп­пы людей, трудовые коллективы (организации), представители населенных пунктов, территорий. В качестве организаторов пере­говорного или согласительного процесса чаше всего выступают властные структуры или лица, группы людей, обладающие собст­венностью, властью.

Общая стратегия социального партнерства в России в пере­ходный период состоит в том, чтобы на основе уважения позиций и учета интересов разных сторон, используя преимущества пере­говорного процесса, выработать единую согласованную политику в сфере социально-трудовых и политических отношений на раз­ных уровнях федеральном, отраслевом, региональном и на пред­приятиях.

Понятие «социальная справедливость» содержит в себе опре­деленные исторически конкретные представления о неотъемле­мых правах и свободах человека. Это прежде всего требование соответствия между ролью тех иди иных индивидов, социальных групп в жизни общества и их социальным положением; между их правами и обязанностями; трудом и вознаграждением, общест­венным признанием. Несоответствие в этих отношениях оценива­ется как социальная несправедливость.

Этот принцип в партнерских отношениях реализуется в формах координации и распределения труда, его результатов, регули­рования трудовых и социальных процессов в соответствии с за­конодательством. В то же время этот принцип нельзя понимать как уравнительность. Социальная справедливость проявляется в том, что средства жизни члены общества получают только за счет своего труда, а те, кто только еще готовится к трудовой деятельности или нетрудоспособен, обеспечиваются за счет об­щества. В соответствии с принципом социальной справедливости различные системы заработной платы, распределения доходов строятся на принципе соответствия количеству и качеству труда. Социальная справедливость социально-трудовых отноше­ний означает также фактическое, независимо от отношений соб­ственности и власти, равноправие (равенство прав и обязанно­стей) всех участников переговорного процесса.

Принцип социальной справедливости содержит в себе компо­ненту материального обеспечения социальных гарантий, создания равных возможностей равного доступа к благам, необходимые для развития способностей человека, его достойного существова­ния. Данный принцип сочетает в себе, с одной стороны, факторы, обеспечивающие условия для развития личности, а с другой — наиболее естественную связь между мерой участия в производст­венном процессе и мерой потребления. Он позволяет в государст­венном масштабе регулировать процесс самообеспечения челове­ка через личную инициативу и социальную помощь нуждающим­ся.

Справедливость – основа принципов экономического партнерства.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.99 (0.024 с.)