В условиях пенсионной реформы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В условиях пенсионной реформы



После пенсионной реформы условия формирования пенсионных прав радикально изменились. Для различных категорий граждан эти изменения имеют различную направленность, да и сами категории застрахованных лиц претерпели принципиальные преобразования. Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

· организации;

· индивидуальные предприниматели;

· физические лица;

2) индивидуальные предприниматели, в том числе частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты.

В тех случаях, если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.

Застрахованные лица в ПФР – это лица, на которых в соответствии с законом распространяется обязательное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:

· работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

· самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);

· являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

· работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

· являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

· иные категории граждан, у которых в соответствии с законом возникают отношения по обязательному пенсионному страхованию.

Каждое застрахованное лицо приобретает право на открытие персонифицированного индивидуального лицевого счета в Базе данных персонифицированного учета ПФР. На этом лицевом счете накапливаются пенсионные права каждого застрахованного лица. Условия и порядок формирования пенсионных прав застрахованных лиц в государственной системе персонифицированного учета строго регламентированы специальным пакетом законодательных и нормативных документов, среди которых центральное место занимает Федеральный закон РФ от 01.04.1996 г. «О персонифицированном учете в ПФР».

Пенсия рассматривается как страховая выплата при наступлении страхового (пенсионного) случая, которым в соответствии с Законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» принято наступление старости, потери кормильца либо инвалидности. При этом страховым случаем установлено наступление следующих рисков: старости (возраст мужчин – 60 лет, женщин – 55 лет), инвалидности (полная или частичная потеря трудоспособности в любом возрасте и в любой момент времени, начиная с рождения и детства) и потеря кормильца (для иждивенцев, которые утрачивают финансовый источник своего существования, также в любом возрасте и в любое время).

Страховым риском принята утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

Страховым случаем установлено достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

Обязательным страховым обеспечением являются:

· страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;

· страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;

· страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

· социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Изменение структуры трудовой пенсии повлекло за собой изменение порядка формирования пенсионных прав застрахованных лиц на базовую часть пенсии.

Финансовую основу пенсионной системы в целом и формирования пенсионных прав застрахованных лиц составляет расчетный пенсионный капитал [165], который учитывается на индивидуальных (персонифицированных) лицевых счетах застрахованных лиц в ПФР.

Расчетный пенсионный капитал (РПК)1 формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в бюджет ПФР, на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета, подтвержденных органами Федерального казначейства.

 

Виды трудовых пенсий

Трудовая пенсия рассматривается как ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом о трудовых пенсиях.

Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами России.

Т рудовая пенсия по старости – это пожизненная ежемесячная денежная выплата, назначаемая за счет средств по обязательному пенсионному страхованию, аккумулированных в ПФР, служащая основным источником средств существования для лиц, достигших установленного законом возраста и имеющих необходимый страховой (трудовой) стаж.

Для назначения трудовой пенсии по старости необходимо наличие двух условий:

· достижение пенсионного возраста: право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет;

· наличие страхового стажа определенной продолжительности: трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа,

· уплата страховых взносов в установленных размерах.

Трудовая пенсия по старости в настоящее время состоит из следующих частей: базовой и страховой; а начиная с2012/2013 гг. и накопительной части.

Следует критически признать, что выбранные меры и способы реализации пенсионной реформы 2002 года существенно затормозили, а в последующие 2004-2005 годы фактически заблокировали развитие института обязательного социального пенсионного страхования. Введение вместо страховых платежей единого социального налога (ЕСН) привело к изменению природы страховых платежей на налоги (базовая часть пенсий), а применение в пенсионной системе обязательных платежей на накопительную часть пенсий привнесло в нее совершенно иной и чуждый ей элемент личного пенсионного страхования. В итоге ослаблен базовый пенсионный институт – обязательного социального пенсионного страхования, на долю которого приходится только 8 процентных пункта из 20% платежей на цели пенсионного страхования.

Кроме того, одновременно с введением в действие ЕСН были значительно изменены институциональные и параметрические характеристики всей пенсионной системы. Во-первых, отменен страховой платеж самих застрахованных.

Во-вторых, существенно сокращен размер тарифа в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В-третьих, фактически «заморожен» процесс зарабатывания пенсионных прав работающими, занятых в производствах с вредными и опасными условиями труда, для назначения досрочной профессиональной пенсии.

Сложившиеся в результате пенсионной реформы 2002 года экономико-правовые отношения в сфере пенсионного обеспечения носят тройственный характер:

· государственной социальной помощи – во многом за счет использования не по своему предназначению страховых платежей работодателей на базовую пенсию. Это приводит к потере целевого характера страховых взносов, с помощью чего государство перекладывает свою долю ответственности и финансовую нагрузку на работодателей, существенно (на треть) уменьшая тем самым возможности пенсионного страхования и размеры страховых пенсий;

· обязательного социального пенсионного страхования, финансовые ресурсы которого в большей части (60%) неоправданно перераспределяются на базовые (6 процентных пункта) и накопительные пенсии (6 процентных пункта), что не только снижает возможности этого основного пенсионного института, но и приводит к нарушению принципа эквивалентности страховых платежей и обязательств, что снижает мотивацию у работодателей и работников к зарабатыванию пенсионных прав работников;

· накопительной (капитализированной) пенсии, в основе которой лежат правовые механизмы личного страхования. Органические недостатки такой правовой конструкции состоят в том, что этот пенсионный институт может эффективно функционировать как самостоятельный, вне системы обязательного социального пенсионного страхования, используя финансовые ресурсы добровольного пенсионного страхования. Кроме того, его низкая эффективность (за 6 лет применения финансовые ресурсы обесценились примерно на 20%) связана с неразвитостью финансовых инструментов в стране.

Недееспособность сложившейся пенсионной системы требует ее коренной модернизации на принципах обязательного социального страхования. Основную задачу, которую предстоит решить в ближайшей перспективе – это увеличение социальных пенсий до прожиточного минимума. Решение задачи более высокого уровня – формирование пенсионного страхования, которое могло бы предоставить возможность для работников и их работодателей с помощью страховых взносов "зарабатывать" пенсию, сопоставимую с заработной платой – 40-65% от размера заработной платы.

Формирование системы обязательного пенсионного страхования в стране требует концептуального и законодательного решения ряда крупных задач национального масштаба.

В качестве своих главных ориентиров они включают: массовый охват социальным пенсионным страхованием всего населения страны, защиту от бедности и обнищания пожилого населения, а также компенсацию дохода, утраченного в результате выхода на пенсию тех, кто платил пенсионные взносы.

Решения этой триединой взаимоувязанной задачи требует общественного согласия и принятия соответствующего законодательства.

Осуществление мер по реформированию пенсионной системы может осуществляться в направлениях:

· внутрисистемной модернизации пенсионной системы и совершенствовании существующих пенсионных механизмов;

· структурно-институциональном изменении и формировании новых пенсионных институтов, а также создании благоприятной экономической и правовой среды путем формирования эффективного института пенсионного страхования на основе принципов обязательного социального и добровольного (коллективного и личного) страхования, а также регулирования заработной платы и системы доходов в стране;

· государственного стимулирования дополнительных систем пенсионного страхования с участием в их финансировании работодателей и работников, включение в них значительной доли занятых и самозанятых работников.

Эффективная государственная политика доходов населения – залог и выражение конструктивной социальной и экономической политики. В современном мире определяющую роль в социальной защите населения играют регулируемая государством заработная плата и институты социального страхования. В этой связи алгоритм решения назревших проблем в основном понятен.

Требуется опережающими темпами (по отношению к росту цен) повышать заработную плату с тем, чтобы выйти на цивилизованные пропорции заработной платы (как доли в ВВП) к 2010-2015 годам в соотношении не менее 30-34% от ВВП. В этой связи на авансцену наиболее актуальных вопросов выходит задача включения теневой и неформальной экономики в финансирование платежей в Пенсионный фонд России (единого социального налога и страховых взносов), что является, вне всякого сомнения, узловой проблемой пенсионной системы, более важной, чем, например, повышение пенсионного возраста. Для этого целесообразно экономически обосновать минимальный уровень заработной платы, установить более четкие и гарантированные условия и механизмы ее индексации, активно использовать правовые механизмы в защите прав работников.

Необходимо принять кардинальные меры по снижению дифференциации заработной платы. Это задача еще более сложная. Но ее решение крайне необходимо как для достижения цивилизованных уровней заработной платы, так и для решения проблемы становления институциональной основы пенсионного страхования, для формирования системы достойной защиты пенсионеров и инвалидов с ориентацией не на суженную модель воспроизводства населения, а на расширенную (по качеству и в абсолютном выражении).

В этой связи в числе первоочередных мер стоит программа доведения соотношения минимальной и средней заработной платы до уровня рекомендуемого МОТ – это соотношение составляет 50%. Данная мера позволит решить ряд других крупных экономических и социальных задач, например, постепенно снижать страховую пенсионную нагрузку с работодателей.

Требуется решить задачу законодательного определения размера дотаций из федерального бюджета в систему пенсионного страхования. Это обусловлено комплексом причин и, прежде всего, необходимостью обеспечения в переходном периоде построения развитых рыночных и страховых отношений, когда не хватает необходимых ресурсов на цели компенсации определенных видов социальных рисков, которые носят объективный характер: северные риски, риски профессионального труда и др.

Необходимо принять меры по безотлагательному решению проблемы профессиональных пенсий. В стране каждый пятый работающий в промышленности имеет право на досрочную пенсию в соответствии с так называемыми Списками № 1 и 2 (Списки производств, работ, профессий и должностей, дающих право на досрочную пенсию за работу во вредных и опасных условиях труда).

Изложенные выше четыре предложения не исчерпывают всего круга требующих своего решения проблем, они являются приоритетными и первоочередными при формировании современной пенсионной системы России.

Решение задачи формирования эффективной системы пенсионного страхования является условием для формирования должного качества жизни населения и для создания условий для перехода к постиндустриальной модели развития экономики и общества. Для этого требуется сформировать пенсионную систему, которая бы гарантировала для наемных работников со средними и высокими заработками размер пенсий после 35-40 лет страхового стажа не менее 50-60% от их заработной платы.

Обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы России возможно исключительно на основе пенсионного страхования, вовлечения в этот процесс самих работников и установления законодательных правил по увязке объема взносов и размеров пенсий.

Законодательство, касающееся реформирования пенсионной системы, должно носить пакетный характер и включать в арсенал своих средств:

· государственные гарантии, обеспечивающие для застрахованных возможность заработать и реализовать пенсионные права, сопоставимые с размерами заработной платы застрахованных (в диапазоне 40-55% от их заработной платы);

· государственное стимулирование развития дополнительных систем пенсионного страхования с участием в их финансировании работодателей и работников и включение в них значительной доли занятых и самозанятых работников.

Предстоит на уровне законодательства определить диапазон заработной платы (прежде всего верхнюю ее границу, выше которой не взимаются страховые платежи) с тем, чтобы вовлечь самих работников в непосредственное участие в финансировании дополнительных пенсионных систем, а также расширить возможности для дополнительного пенсионного страхования (профессионального, корпоративного и личного).

Наряду с этим должны быть решены вопросы: целевого финансирования профессиональных и северных пенсий; пенсионного страхования и обеспечения работающих на малых предприятиях и самозанятых работников, а также пенсионного страхования по уходу за одинокими пенсионерами, инвалидами и другими категориями населения, нуждающимися в регулярной и систематической помощи на дому.

Помимо государственной пенсии может формироваться негосударственная пенсия, которая образуется за счет индивидуальных взносов или взносов работодателя в пользу сотрудников в негосударственные пенсионные фонды.

Последние инвестируют полученные средства и выплачивают такие негосударственные пенсии при наступлении пенсионных оснований в соответствии с пенсионным договором.

При наличии НПО физическое лицо получает возможность не только сохранения, но и преумножения средств, а значит и обеспечения достойной пенсии в будущем.

Юридическое лицо может сформировать «социальный пакет» для своих сотрудников и повысить свою репутацию на рынке труда и получить ряд других не менее важных преимуществ.

НПО осуществляется независимо от Обязательного пенсионного страхования в соответствии с договором Негосударственного пенсионного обеспечения.

 

 

Начиная с 2002 года установлены отчисления в нако­пительную составляющую обязательной пенсионной системы, отражае­мые в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в системе индивидуального (персонифицированного) учета Пенсион­ного фонда России. Накопительная часть трудовой пенсии формируется за счет уплаты страховых взносов (налога) и начисленного на них инвестиционного дохода. Ставка страховых взносов в накопитель­ную часть государственной пенсионной системы в течение всей трудовой деятельности не понижается. При этом отчисления в распределительную пенсионную систему будут снижаться на величину отчислений в накопи­тельную систему.

Средства, учтенные в специальной части индивидуальных лицевых сче­тов, составляют пенсионные резервы и подлежат инвестированию. Инвестирование пенсионных резервов должно обеспечить максималь­ную прозрачность и подконтрольность государству финансовых потоков, надежность вложений и их устойчивую долгосрочную доходность.

Для обеспечения деятельности накопительной системы важно опреде­лять порядок и сроки оценки стоимости инвестиционного портфеля, порядок размещения резервов обязательного пенсионного страхования, методику расчета инвестиционных индексов, порядок учета инвестицион­ного дохода в специальной части индивидуальных лицевых счетов.

Созданная система персонифицированного учета Пенсионного фонда России должна быть полностью адаптирована к проблемам реформирования всей цепи отношений между работодателями, Пенсион­ным фондом Российской Федерации, застрахованными лицами и пенсио­нерами – от уплаты страховых взносов до назначения и выплаты пенсии и системой учета плательщиков страховых взносов. Кроме того, должна быть обеспечена организация учета фактически поступивших платежей за заст­рахованное лицо, введение специальной части индивидуального лицевого счета для фиксации размера денежных средств, направляемых на накопи­тельное финансирование пенсий, а также технология учета и распределе­ния инвестиционного дохода.

Пенсионное обеспечение в связи с особыми услови­ями труда осуществляется за счет обязательного профессио­нального пенсионного страхования на основе накоплений дополнитель­ных обязательных страховых взносов, уплачиваемых работодателем в про­фессиональные пенсионные системы (государственную и негосударствен­ную), и предоставления социальным партнерам возможности альтерна­тивного выбора конкретных форм этих систем в рамках коллективных до­говоров (соглашений). В качестве альтернативы выбора может предусмат­риваться повышение заработной платы работникам, занятым на рабочих местах, дающих право на льготную пенсию на сумму причитающихся к уплате дополнительных страховых взносов.

Введение профессионального пенсионного страхования влечет за со­бой прекращение приобретения пенсионных прав по досрочному выходу на пенсию в распределительной части пенсионной системы. Ранее приоб­ретенные права по досрочному выходу на пенсию будут конвертированы в условный пенсионный капитал.

В целях защиты прав участников профессиональных систем важно введе­ние единых требований к осуществлению инвестиционной деятельности не­зависимо от форм функционирования профессиональных пенсионных систем, а также дополнительные требования к надежности и репутации орга­низаций, осуществляющих обязательное профессиональное пенсионное обеспечение.

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусматривается сохранить на ближайшие годы право на назначение пенсий по действующим условиям. В перспективе преобразова­ние этих пенсий будет осуществлено на принципах, аналогичных использу­емым при формировании профессиональных пенсионных систем.

  1. Введение в социоэкономику (14 часов):

Понятие социоэкономики.

Становление социоэкономики как межотраслевой науки. Экономические, социальные, идеологические, теоретические предпосылки возникновения социоэкономики.

Социоэкономика: вопросы предмета и места в системе современного научного знания.

Анализ роли государства в экономической жизни общества с позиций социоэкономики.

Продуктивный и репродуктивный труд в социоэкономике. Социальный аудит предприятия.

Восполнение трудового ресурса: демографические и гендерные направления в социоэкономике.

 

 

Социоэкономика как

межотраслевая наука:

вопросы предмета, метода и форм институционализации

Социоэкономика, которую мы позиционируем, как научную школу нашей Академии, является по своей сути синтетической межотраслевой наукой. А любой науке, как известно, важны прежде всего два вопроса: предмет – что изучает наука, и метод – как она это делает. Органично связаны с ними, конечно же, формы ее институциализации, то есть вопросы организационного обеспечения. Вот это, все и включает в себя настоящая концепция, которую мы представляем на общественную экспертизу.

Как нам представляется в социоэкономике важную роль играют два ключевых понятия: человек и общество. Это многогранные, взаимосвязанные категории, которые можно рассматривать с разных позиций. Однако, на наш взгляд, необходимо выделить три основные ипостаси существования человека с точки зрения его активности.

Во-первых, благодаря неолитической революции, когда произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему, человек стал существом производящим.

Во-вторых, человек является существом, которое обустраивает то общественное пространство, в котором живет. Он привносит в него порядок, устанавливая определенные правила поведения как для тех, кто обладает властью, так и для тех, кто ей подчиняется.

В-третьих, человек – это духовно творящее существо и в этом случае принципиальное значение приобретает создание им уникальных духовных ценностей, а не материальных благ и услуг.

Таким образом, данные ипостаси существования человека позволяют обозначить три главные сферы его жизнедеятельности – экономическую, политическую, духовную. (См. таблицу 1)

Таблица 1

Экономическая сфера – это сфера, в которой люди действуют как производители. Между ними завязываются экономические отношения по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг массового характера.

В политической сфере между людьми устанавливаются политические отношения по поводу власти, т.е. распределения властных полномочий и установления определенной иерархии.

В основе духовной сферы лежат духовно-творческие отношения по поводу создания неповторимых духовных ценностей и невоспроизводимых материальных благ. Между экономической и духовной сферой существует принципиальная разница. В первой производство товаров и услуг ставится на поток, т.е. носит массовый характер. Во второй также происходит создание материальных предметов, но оно носит единичный характер. Картина, написанная художником, материальный и уникальный предмет в одно и тоже время. Но, как только эта картина тиражируется во множестве экземпляров и продается на рынках, она попадает в поле действие экономической сферы.

Главным действующим субъектом данных трех сфер является человек. Однако возникает простой вопрос, а откуда появляется он сам, как субъект экономической, политической и духовной жизни? Это заставляет задуматься о том, что в обществе существует еще одна сфера, которая «отвечает за то, что она воспроизводит человека, как субъекта всего этого общественного действия».

Итак, четвертая важнейшая подсистема общества – это социальная сфера, в которой формируются социальные отношения по поводу воспроизводства человека, как субъекта экономической, политической и духовно-творческой жизни. Для более простой характеристики данной сферы можно привести следующий афоризм: «Социальное – это взращивание в человеке человеческого». (См. таблицу 2)

Таблица 2

 


Все четыре сферы находятся в очень тесном взаимодействии и располагаются в строго определенном порядке, который обуславливает ряд серьезных теоретических выводов. Например, если расположить четыре сферы параллельно друг другу, то получается, что воспроизводство человека для экономической, политической и духовной сфер выносится за их пределы. Такой порядок нарушает взаимодействие, существующее между ними. Однако если расположить три сферы так, что они проходят сквозь социальную сферу, то на точках их пересечения возникают особые, более конкретные виды социальных отношений.

Пересечение экономики с социальной сферой дает нам совокупность социально-экономических отношений, т.е. отношений по поводу воспроизводства человека как субъекта экономической жизни, а не как воспроизводства человека вообще.

Пересечение с политической сферой дает нам вид социально-политических отношений по поводу воспроизводства человека как субъекта политической жизни. Изучение данных отношений позволяет ответить на такие актуальные вопросы нашей современной политической жизни: «Откуда берутся лидеры? Откуда берутся партии и куда они исчезают?»

Результатом пересечения духовной сферы социальной является формирование социально-духовных отношений по поводу воспроизводства человека, как субъекта духовно-творческой жизни. Исследование человеческой жизни в данной плоскости может помочь найти ответ на такой далеко не праздный вопрос: «Откуда берутся гении?» (См. таблицу 3)

Таблица 3

 

 

Учитывая социальный статус Академии труда и социальных отношений, как ведущего профсоюзного образовательного и научно-методического центра в сфере регулирования социально-трудовых отношений целесообразно уделить особое внимание характеристике социально-экономических отношений (СЭО) отношений по поводу воспроизводства человека как субъекта экономической жизни. Социально-экономические отношения присутствовали и всегда будут присутствовать в обществе благодаря труду, который отличает человека от животного. Между тем, для каждого общества, существующего в ту или иную историческую эпоху характерны свои формы социально-экономических отношений, обусловленные определенным уровнем его интеллектуального, технического, экономического, политического развития.

Для классификации исторических форм социально-экономических отношений можно использовать два подхода. Первый формационный, разработанный еще классиками марксизма-ленинизма. Он сейчас, как правило, отвергается, но, тем не менее, позволяет выделить совершенно четкие и конкретные исторические формы социально-экономических отношений, характерные для каждой общественно-экономической формации: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, социалистической.

Вместе с тем, очевидно, что изучение социально-экономических отношений в рамках соответствующей формации может стать темой отдельного исследования. В, частности, внимание ученых могут привлечь такие вопросы: «Как приучали к труду, как выбирали профессию, как делили труд на мужской и женский, сколько времени требовалось рабочему для восстановления сил в рамках какой-либо формации?»

Второй подход связан со стадиями развития человеческого общества. Первая – доиндустриальное общество, вторая индустриальное общество, третья постиндустриальное или информационное общество. В научных кругах идет дискуссия по вопросу, различаются ли между собой понятия информационное и постиндустриальное общество. Однако в целом, это не отрицает существования трех эпох с четко выраженными характеристиками социально-экономических отношений. (См. таблицу 4)

 

Таблица 4

 

Между тем, главная трансформация, произошедшая с социально-экономическими отношениями в рамках постиндустриального общества, связана с тем, что они превращаются в социоэкономические отношения. Новые черты, которые приобретают социально-экономические отношения в постиндустриальном обществе, в значительной степени отличают их от прежних социально-экономических отношений. Это и приводит к необходимости введения нового термина для их характеристики. (См. таблицу 5)

 

Таблица 5

 

Итак, социоэкономические отношения – есть конкретная историческая форма социально-экономических отношений, т.е. воспроизводство рабочей силы, совокупного рабочего на этапе постиндустриального информационного общества.

Чем же они отличаются от социально-экономических отношений предшествующих фаз, периодов и формаций?

Во-первых, изменяется роль человека в системе трудовой деятельности. Если раньше человек был исполнителем трудовых операций, то теперь у него появляется функция организатора трудового процесса и его активного субъекта.

Второе вытекает из первого. Изменяется соотношение между физической и интеллектуальной составляющей. Увеличивается значимость последнего компонента, что предполагает более высокий уровень образования и общей культуры.

В-третьих, происходит тесная интеграция ипостасей человека как производителя, потребителя и субъекта свободного времени. Современный человек – это сложная рабочая сила и совершенно очевидно, что оплата его труда должна позволить не только обеспечить себя и свою семью, но также предоставить возможность для свободного развития.

В-четвертых, формируется принципиально иное соотношение функций государства, работодателей, представителей работников, институтов гражданского общества, семьи и личности в процессе воспроизводства человека. Данное положение позволяет увидеть разницу между либералами и социал-демократами. Либералы выступают за минимизацию государственного, общественного и какого-либо иного участия в процессе воспроизводства человека как труженика. Они считают это его личным делом. Смог человек воспроизвести – молодец, не смог – каждый бьется сам за себя. (См. таблицу 6)

Таблица 6


На наш взгляд, воспроизводство человека – в широком смысле слова – в единстве трех ипостасей как производителя, потребителя и субъекта свободного времени – не есть личное дело отдельного человека, это есть дело общества, государства, работодателя, института гражданского общества, семьи и личности. Практика многих стран свидетельствует о том, что нельзя перекладывать на семью и личность все проблемы, которые происходят сегодня в глобализированном мире.

Социоэкономические отношения имеют определенную структуру, которая позволяет рассмотреть человека в единстве его трех главных функций: функция труда или производителя (социотрудовые отношения), функция потребителя (социопотребительские отношения), функция субъекта свободного времени (социодосуговые, социоразвивающие отношения в сфере свободного времени). (См. таблицу 7)

Таблица 7

 

Эти три плоскости – социотрудовые отношения, социопотребительские и социодосуговые – позволяют проследить, как и чем живет современный человек, а ведь именно он является главной движущей силой развития экономики и соответственно залогом успешного развития страны.

Итак, социоэкономические отношения занимают определенное место в системе социальных отношений, которые есть класс общественных отношений. Социально-экономические отношения – это вид этих общественных отношений, а социоэкономические отношения – это историческая форма социально-экономических отношений на этапе постиндустриального общества. И включают три составляющие: социотрудовые, социопотребительские и социодосуговые отношения. (См. таблицу 8)

Таблица 8

 

С учетом вышеизложенного, предмет социоэкономики – это процесс воспроизводства человека, как участника экономической жизни в единстве его функции как производителя, потребителя и субъекта свободного времени на этапе постиндустриального или информационного общества. В этой связи, очевидно, что анализ закономерностей воспроизводства человека позволит разработать механизмы управления вышеназванными процессами на уровне общества, региона, отрасли, предприятия, отдельной семьи и личности. (См. таблицу 9)

Таблица 9

Возвращаясь к проблеме развития социоэкономических отношений хотелось бы предложить для ее полной характеристики матрицу социоэкономики. Она состоит из двух блоков. Первый уровень воспроизводства человека – семья, предприятие, регион, отрасль, народное хозяйство, а второй виды отношений социотрудовые, социопотребительские, социодосуговые. Как нам представляется, заполнение соответствующих клеточек позволит выявить конкретные проблемы, существующие на различных уровнях и закономерности протекания социоэкономических процессов во времени и пространстве. (См. таблицу 10)

Таблица 10

Например, мы знаем, что вода кипит при 100 градусах. Это физический закон. А почему не признать закономерностью то, что плоская шкала налогообложения, установленная в нашей стране, порождает не средний класс, а формирует на одном полюсе с колоссальной скоростью миллиардеров, а на другом бедную массу населения? Характерно, что это подтверждено практикой развития России на рубеже XX-XXI вв.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.089 с.)