Экономической и социальной политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономической и социальной политики



Выработка эффективного механизма и технологий взаимодействия центра и регионов требует реализации: а) принципа принятия решений наиболее компетентной инстанцией (принцип субсидарности); б) принципа фискальной эквивалентности (принцип увязки). В соответствии с принципом субсидарности считается целесообразным для государства передавать полномочия по принятию решений на максимально низкий уровень власти. Это обосновывается тем, что решения, принимаемые на более низких уровнях, лучше и полнее учитывают специфику интересов граждан, проживающих на данной территории. Это позволяет полнее учитывать местные особенности в управленческих решениях (к примеру, при формировании муниципальной и региональной программ приватизации, поддержке предпринимательства, осуществлении земельной реформы, распределении ресурсов и т.д.).

Принцип увязки (иначе – принцип фискальной эквивалентности) тесно связан с принципом субсидарности. Он предполагает тесную увязку налоговых поступлений (общественных ресурсов) с интересами и тех, кто платит налоги; и тех, кто использует эти ресурсы; и тех, кто принимает соответствующие решения. Такая увязка может быть осуществлена более эффективно на региональном и муниципальном уровнях, т. е. принцип увязки как и принцип субсидарности максимально децентрализованную процедуру формирования целевых установок и их согласования, увязку с соответствующим уровнем местных полномочий, касающихся налогов и сборов.

Для проведения сбалансированности этих принципов в большинстве случаев вполне достаточно, чтобы центр ограничивался выработкой и проведением в жизнь правил, определяющих порядок налаживания и функционирования соответствующих целевых связей. Центр должен прямо вмешиваться лишь тогда, когда внешний эффект от действий государственных органов настолько велик, что затрагивает практически всех жителей территорий и регионов одинакового статуса, то есть когда речь можно вести действительно об общем благе (например, гарантия открытости рынков).

Централизация государственных полномочий управления целесообразна и тогда, когда их реализация на федеральном уровне достигается меньшей ценой, когда возникает «эффект масштаба», то есть некоторые функции вследствие их частой повторяемости на высоком уровне лучше удается выполнять.

Анализ работ различных экономистов позволяет сделать предположение о наличии строгой иерархической связи между централизованными и нецентрализованными функциями. Например, только перед центром может стоять задача гарантировать демократические свободы, создавать открытые рынки – внутренний (имея ввиду и организацию, и поддержание его существования), внешний (например, зоны свободной торговли, обеспечение конкурентоспособности среды). Таким образом центр обеспечивает функционирование Федерации в целом. Отдельные субъекты (области, республики, края, города федерального значения) эти задачи решали бы хуже, поскольку для установления и соблюдения правил игры нужна высокая степень независимости. Эти задачи дополняются и необходимостью защиты от внешней угрозы (включая и экономическую), что тоже должно делаться центром. Представительство интересов государства в мировом сообществе также может осуществляться исключительно центром.

В России реформы по формированию рыночного механизма протекает чрезвычайно сложно. Поэтому на переходном этапе особо усложняются задачи рыночного регулирования. В определенной степени этот недостаток может и должен быть восполнен путем государственного регулирования рыночной экономики, которое в той или иной мере осуществляется во всех странах, где функционирует рынок.

Часть функций управления экономикой могут реализовываться только на уровне политики государства[95]. Обобщим их:

1. Правовое обеспечение экономической деятельности.

2. Организация денежного обращения.

3. Производство общественных товаров и услуг: а) продукция оборонного значения, дороги, коммуникации и другие инфраструктуры государственного значения; б) поддержка государством науки, образования, культуры, физической культуры, здравоохранения, обеспечение социальной защиты населения.

4. Минимизация издержек эксплуатации экономической системы.

5. Минимизация негативных проявлений внешних эффектов (например, загрязнения окружающей среды).

6. Перераспределение доходов в обществе (в том числе для обеспечения его стабильности, устойчивости).

7. Поддержка минимального уровня занятости.

8. Реализация национальных интересов в мировой экономике, обеспечение международной конкурентоспособности отечественной экономики.

9. Проведение региональной экономической и социальной политики, отвечающей интересам страны в целом и населения ее территорий.

При реализации этих функций федеральный центр должен взаимодействовать с региональными органами власти, а последние – с муниципальными. Кроме того, на региональном и муниципальном уровнях возникают собственные проблемы экономического развития, которые могут и должны решаться только на соответствующих уровнях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.006 с.)