Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципиальная структура научной школыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Академии труда и социальных отношений (профсоюзов) Схема 9
Социоэкономика в системе современного научного знания и в соотношении ее предмета с другими смежными предметами подпитывается и взаимодействует с такими науками, как: демография, экономическая теория, экономика труда, экономическая социология, трудовое право, социология, политология, охрана труда, эргономика, психология. Этот перечень, конечно же, можно расширить, но принципиально важны отношения социоэкономики с четырьмя науками: с демографией, экономической теорией, экономикой труда и экономической социологией (схема 10). Схема 10 Социоэкономика позволит создать новую парадигму в подготовке специалистов по социологии и экономике, ориентирующихся в «пересекающихся» сферах жизнедеятельности и в рамной мере владеющих актуальными междисциплинарными проблемами. Она сформирует у студентов умение комплексно анализировать изменяющиеся социально-экономические процессы, в частности выработает умение анализировать экономическую сферу с учетом ее обусловленности более широким социальным контекстом, а также позволит увидеть влияние экономических факторов на социальные процессы. Кроме того, синтез экономических знаний и социальной практики сформирует у специалистов навыки преодоления междисциплинарных барьеров и умение комбинировать разные аналитические подходы в решении многоплановых задач. В решении конкретных прикладных задач такой подход позволит выработать у специалистов умение формировать практические модели двухсторонних коммуникаций между экономическими и социальными сторонами общественных явлений и процессов на макро -, мезо - и микро уровнях. Этому также будет способствовать знание теоретических и практических основ социального аудита, на основе чего могут делаться правильные оценки и прогнозы социально-экономического развития. В связи с этим, наиболее актуально приобретение навыков конструирования экономических и социальных индикаторов; умение давать экономическую оценку социальным процессам, проектам, стратегиям; творчески соединять преимущества экономического и социологического подходов в решении конкретных практических проблем в бизнесе, государственном и муниципальном управлении. Направленность социономики на реализацию Ключевые слова
Общество – совокупность людей, составляющих основу государства, начиная с семьи, коллектива, этноса. Оно имеет культуру, как средство развития и жизнеобеспечения в своих природных и социально-экономических условиях на основе принятых законов. «Науки, изучающие общество – социология, соционика, социономика (пока отсутствует). Концепция построения современного общества отсутствует» – так автор Интернет-статьи относит социономику к наукам, изучающим общество[113]. Некоторые авторы понятие «социономика» применяют для расширения рассматриваемых признаков в системе «экстраверсия-интроверсия»: «Социономика добавляет к традиционной для психологии паре признаков психики «экстраверсия – интроверсия» еще две пары признаков: «логика – этика, сенсорика – интуиция». Логик стремится упорядочивать информацию, ресурсы; этик создает коммуникации между людьми; сенсорик производит материальные ценности; интуит генерирует идеи. Восприятию человеческих потребностей ближе всего соответствует психологическая функция – сенсорика, которая связана с основными человеческими ощущениями»[114]. Некоторые авторы относят социономику к гуманитарному направлению в науке, не раскрывая объект и предмет: «Т ермин «пресуппозиция» используется в различных гуманитарных направлениях, например: гуманистическая социология, социономика, лингвистика, историческое знание, философско-теологические исследования, терминистическая логика, онтология, антропология, НЛП, психология и психотерапия, «геометрия Черепахи», Симорон и даже магия»[115]. Ряд авторов, относя социономику к социологии, психологии или сфере социальных отношений справедливо указывают на слабую разработанность новой науки или научного направления: · «... уже не удивляются, если в школе вдруг отменяют классно-урочную систему или вводят курс какой-нибудь малоизвестной науки вроде социономики или уфологии... (Образование. KM.RU. Студенческий журнал»)[116]; · «И рассказывали они нам сегодня о социономике – одной из новых наук в области социологии и психологии (le_smile: Социотипы)»[117]; · «Сегодня, в последний день курсов по ведической кулинарии, завязался разговор у нас с ведущими – они муж и жена, объездили всю Россию, были в Индии неоднократно, занимаются философией, психологией... ну, в общем, чем только не занимаются. И рассказывали они нам сегодня о социономике – одной из новых наук в области социологии и психологии. (Елена Суслова)»[118]; · «Общественная экспертиза…... положений этой Доктрины, включая сферу экономики (экономических отношений), социономики (социальных отношений) и экологии (отношений человек – природа...)»[119]. Если одни авторы возводят социономику в ранг науки, то другие ей отводят роль инструментария: · «социономика как инструмент прогнозирования развития рынка»[120]; · «социономика – новая отрасль общественных наук, технология определения типа личности человека и построения взаимоотношений с ним, помогающая формировать желаемые семейные и прочие отношения между людьми » [121]. · « Мода развивается по своим стихийным законам и надежным инструментом ее (и не только ее) прогнозирования является социономика. Теория Пректера, которую он называл социономикой, гласит, что элементы социальной системы, будь то инвесторы, избиратели, поклонники музыки или покупатели, склонны принимать решения, подражая другим людям. Эти решения транслируются в социальные настроения, которые проявляются в различных показателях, таких как индекс Доу-Джонса, тексты песен, интерес к различным видам спорта и даже мода на длину одежды. Исследования Пректера основаны на волновой теории Ральфа Эллиота, специалиста по корпоративным финансам»[122]. В библиотечной сфере понятие социономика рассматривается как «теория и методика социальной работы библиотек. Она привлекает внимание библиотековедов с начала 90-х годов прошлого века (публикация Р.А. Трофимовой и др.). Тогда же методология и методика социальной работы библиотек начинает рассматриваться в качестве объекта преподавания. В учебный план МГУК был введен курс «Библиотека и социономия» (как дисциплина специализации), призванный углубить знания студентов в области библиотечного обслуживания лиц с ограниченными возможностями пользования библиотекой. Поскольку преподавание этого курса было предусмотрено на пятом году обучения, то фактически к проведению занятий мы приступили с конца 90-х годов (программа курса издана в 1998 г.). За последние годы возможности изучения и преподавания теории и методики библиотечно-социальной работы расширились… Библиотечная социономика выступает как развивающаяся область знаний, в которой наметились следующие направления: дефектологическое, геронтологическое, библиотерапевтическое, пенитенциарное… В современных условиях социальная работа библиотек приобретает все большее общественное значение, поскольку она способствует повышению уровня социальной защиты и поддержки наиболее уязвимых слоев населения. Десятки миллионов людей (инвалидов, пожилых людей и престарелых, госпитализированных больных и заключенных) нуждаются в помощи библиотекарей. Поэтому так важно, чтобы библиотечная социономика стала неотъемлемым компонентом библиотечного образования»[123]. Социономика «добралась» не только до вузов, библиотек, но и до общеобразовательных школ: «В привилегированных школах, как правило, развиты «платные образовательные услуги» (довесок к базовой программе) и здесь можно встретить многие атрибуты жизни частных школ: от восточных единоборств и предмета "Социономика" до евроремонта и директорского «Мерседеса»»[124]. «Волновой принцип социального поведения человека, открытый новой наукой социономикой, позволяет предсказывать события, следя за трендами и моделями на фондовом рынке. Прогноз показывает, что серьезные социальные изменения начнутся за большим суперциклом медвежьего рынка, который уже наступил»[125]. С 1978 года популяризацией данной темы занялся Роберт Пректер, мл. (Robert R. Prechter, jr.). Под его руководством были переизданы не только труды Эллиотта, но и ранние работы наиболее видных и авторитетных сторонников данной теории. Благодаря этому, отношение к работе Логическим завершением усилий Р. Пректера стал труд, оформленный как введение в новую научную дисциплину – «социономику». Теория Р. Пректера, которую он называет социономикой, гласит, что элементы социальной системы, будь то инвесторы, избиратели, поклонники музыки или покупатели, склонны принимать решения, подражая другим людям. Иными словами, они – стадо. Затем эти решения транслируются в социальные настроения, которые проявляются в различных показателях, таких, как индекс Доу-Джонса, длина одежды, тексты песен и так далее. Вооружившись методом Эллиота, вы сможете предсказывать все, что угодно. И в самом деле, Пректер достиг невероятных успехов в тех областях, где до него никто и не пытался ничего прогнозировать[126]. «Социономика, исходя из общих настроений, определяет, склонны ли люди активно тратить деньги, приобретая не только предметы первой необходимости, но и предметы роскоши, или будет доминировать аскетизм и появится общая потребность откладывать на "черный день". Знание социономики позволит инвесторам перебрасывать капитал из одной отрасли в другую, из одной сферы деятельности в другую, более перспективную для повышения рентабельности капитала. Структура расходов семей тесно связана с теорией Пректера и Эллиота, позволяющей прогнозировать, что будет покупаться в ближайшее время и каковы будут тенденции моды: аскетичные классические формы или потребители будут склонны к излишествам, блеску и роскоши. Усилия по воздействию на умы людей для формирования модных тенденций обречены на провал, если они противоречат общим настроениям людей»[127]. По мнению Пректера, который издает ежемесячный журнал The Elliott Wave Theorist («Теория волн Эллиота»), эти модели демонстрируют прямую связь между законами природы и поведением людей. Он уверен, что именно они лежат в основе огромного множества социальных поступков – от количества продаваемых экземпляров газет до судеб глав государств. Волны Эллиота обладают предсказательной силой потому, что они непосредственно отражают психологию человека. Или ритмы человеческих эмоций, если пользоваться терминологией Эллиота. При этом точный механизм не имеет значения. Дело в том, что они являются результатом поведения людей. Способность этих волн успешно предсказывать изменения котировок акций вытекает непосредственно из того факта, что динамика цен на финансовых рынках отражает коллективные взгляды инвесторов на будущее. Если в своем большинстве они оптимистичны, котировки растут. В противном случае – падают. В 1974 году Нобелевскую премию по экономике получил Гуннар Мюрдаль (Gunnar Myrdal), называвший себя специалистом по социономике и продолжавший разрабатывать принципы волновой теории применительно к экономическим и социальным системам (социальной экономике). Среди авторов, разграничивающих социальную экономику и выделяющих в определении объект социономики, можно назвать В.А. Лелюк: «Например, разграничение социальной экономики и экономической социономики в рассмотренном смысле может быть произведено следующим образом. В социальной экономике объектом развития являются экономические отношения, а субъективная функция проявляется в их социализации. В экономической социономике объектом развития являются социальные отношения, а субъектная функция состоит в их экономизации, в частности, в определении стоимости и экономической эффективности социальных проектов»[128]. Итак, авторы учебника согласны с определением социономики, которые дал автор Интернет-статьи, который не счел возможным назвать свою фамилию: «Социономика – наука о законах развития общества (гипотезы, законы)»[129]. Теперь приведем краткий экскурс к развитию терминологического аппарата социономики. Впервые понятие «социономика» появилось в 1998 году в книге Ф.И. Шаркова «Социальная политика в субъектах Российской Федерации»[130]. Специалиста в области социальной работы автор называет социономом, а науку, изучающую сферу, формы, методы, приемы деятельности социального работника – социономикой. Автор вначале отводил формируемому научному направлению достаточно узкую роль, постепенно расширяя ее предмет. Уже в книге «Основы региональной социальной политики»[131] он придает социономике более широкий смысл: «Социономика – научное направление в социологии, призванное разрабатывать концепции социального развития личности, социальных групп, регионов, а также синтезировать научные достижения других наук в области удовлетворения и развития социальных потребностей человека и направлять их на развитие социальной практики, повышение уровня и качества жизни населения». Далее профессор Ф.И. Шарков снова расширяет предмет нового научного направления. В словаре-справочнике «Основы теории коммуникации»[132] он придает социономике коммуникативную роль между гуманитарными науками «с целью создания единой теоретико-методологической основы для всех гуманитарных наук и их практического использования в формировании и развитии социальной сферы и удовлетворения социальных потребностей людей». Во втором издании этого словаря, рекомендованном УМО вузов Российской Федерации по образованию в области международных отношений в качестве дополнительного пособия для студентов, обучающихся по специальностям «Реклама» и «Связи с общественностью»[133], ныне объединенных в одно направление, социономика рассматривается как «научное направление в социологии, изучающее системы законов, теорий, категорий, методов, методик, общих для всех гуманитарных наук, с целью создания единой теоретико-методологической основы для всех гуманитарных наук и их практического использования в формировании и развитии социальной сферы и удовлетворении социальных потребностей людей». В учебнике «Основы теории коммуникации»[134] автор нового научного направления указывает перспективу в развитии социономики: «Таким образом, социономика в перспективе претендует стать интегральной гуманитарной наукой». В словаре-справочнике «Социальное государство»[135] Ф.И. Шарков рельефнее определяет цель вычленения общего «из всех гуманитарных наук и в последующем создания единой теоретико-методологической основы для всех гуманитарных наук и их практического использования в формировании и развитии социальной сферы и удовлетворения социальных потребностей людей». Далее он пишет: «Социономика (от лат. societas – общество и греч. nomos – правило, закон) призвана... синтезировать научные достижения других наук в области удовлетворения и развития социальных потребностей человека и направлять их на развитие социальной практики, повышения уровня и качества жизни населения. Таким образом, социономика является одной из отраслей знаний, активно способствующей реализации принципов социального государства, а в перспективе претендует стать интегральной гуманитарной наукой». В учебниках «Социальное государство»[136] и «Основы социального государства»[137] одной из основных целей социономики выделяется разработка целей, задач, функций социального государства, а также научно-практическое содействие реализации принципов социального государства. Среди основных из них названы: 1) экономическая свобода человека и признание права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнерства; 2) доверие к регулирующей роли рынка (спрос, предложение, свободное ценообразование и конкуренция); ответственность государства за игру рыночных сил, выработку и соблюдение правил этой игры, создание соответствующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни; 4) социальная солидарность общества, в том числе путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным; 5) социальная справедливость; 6) участие работников в управлении производством, общественной и государственной жизнью. В «Социологической энциклопедии»[138] в одноименной статье социономика рассматривается как научное направление в социологии, предметом которого является изучение системы законов, теорий, категорий, методов, методик, общих для всех гуманитарных наук, с целью создания единой теоретико-методологической науки. В России в рамках научного направления социономики разрабатываются базовые понятия социального государства, социальной политики, деятельности соответствующих органов власти, всей совокупности социальных прав и обязанностей. Разработку категории «социальное государство» ведут отечественные ученые и государственные деятели В.Н. Бобков, М.П. Бочаров, Н.А. Волгин, Ю.Е. Волков, П.К. Гончаров, Н.Н. Гриценко, А.Л. Жуков, А.К. Исаев, С.В. Калашников, А.В. Корнев, О.И. Косенко, Л.С. Мамут, Г.И. Осадчая, Е.В. Охотский, Г.Н. Селезнев, В.Г. Смольков, Ф.И. Шарков. Социономика призвана не только синтезировать научные достижения разных наук, но и направлять их на развитие социальной практики, повышение уровня и качества жизни населения. Таким образом, социономика в перспективе претендует стать интегральной гуманитарной наукой, содействующей развитию социальной сферы. Одна из проблем социономики – разработка базовых понятий «социального государства, социальной политики, деятельности соответствующих органов власти, всей совокупности социальных прав и обязанностей», а также вопросов строительства социального государства. Как уже говорилось выше, в ст. 7 Конституции РФ содержится правовая норма о том, что Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Принятая всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (ст. 2). При этом политика Российского государства «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7, ч. 1). Подробно права и свободы человека и гражданина изложены в гл. 2. В России защита прав и свобод человека и гражданина относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. В процессе построения социального государства требуются глубокая проработка его концептуальных основ, планомерная работа всех ветвей и уровней власти, действия различных общественных организаций, осуществляющих социальные программы. В свою очередь, сами граждане должны быть хорошо и всесторонне информированы о базовых понятиях социальной политики, деятельности соответствующих органов власти, всей совокупности своих социальных прав и обязанностей. Научная разработка в рамках социономики проблем социального государства фактически только начинается. Законодательная база – узка и явно несовершенна. В п. 2 ст. 7 Конституции РФ перечислены лишь некоторые из основных направлений деятельности государства в социальной сфере: охрана труда и здоровья людей; установление минимального размера оплаты труда; поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты. Более конкретно эти и др. обязанности государства и формы их исполнения раскрыты в ст. 37-43 гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина». В то же время в Конституции не отражены многие существенно важные положения, без которых принцип социального государства может остаться лишь декларацией. Все это раскрывает огромное поле для проведения дальнейших исследований всеми заинтересованными государственными деятелями, учеными и практиками. «Социономика призвана формировать правовые и законодательные предпосылки для наиболее эффективного экономического развития общества в целях максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и духовных потребностей общества; обеспечивать максимальное соответствие между естественными правами и обязанностями члена общества, и его материальным вознаграждением, то есть социономика создает в обществе наиболее благоприятный социальный климат»[139]. Формирование социального государства в постсоветской России находится в самом начале концептуальной, нормативной, практической разработки. Опираясь на Конституцию РФ, в которой определены цели, основные параметры сущности социальной политики, в этом издании авторы разработали научную категорию «Социальное государство», принципы формирования правовой базы, механизмов, раскрыли условия утверждения на практике конституционных основ.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.137.229 (0.012 с.) |