Государственное регулирование экономики в развитых странах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное регулирование экономики в развитых странах



 

В практике государственного регулирования экономики развитых государств нашли применение концепции двух ведущих направлений современной экономической мысли: неоклассического и кейсианского. В ряде стран (прежде всего во Франции) применялись также идеи государственного дирижизма, разработанные экономистами институциально-социологического направления. Оценивая эффективность и возможность реализации в России аналогичных концепций, необходимо учитывать условия, в которых они создавались и претворялись в жизнь, цели, связь с менталитетом населения и особенностями страны.

Известен ряд зарубежных концепций государственного регулирования экономики. В таблице 1 наглядно раскрываются три направления концепций, цели, формы и методы регулирования[91]. Неоклассическая концепция, которая делится на монетаризм и теорию предложения; кейсианская – на антициклическое (конъюнктурное регулирование) и теорию экономического роста и государственный дирижизм, концепция, которая не прижилась в развитых странах, а в странах с отсталой структурой экономики также применяется лишь на переходном этапе.

 

Таблица 1

Мировые концепции государственного регулирования экономики

Направление Автор концепции Экономические условия применения концепции Оценка рыночного механизма Цели государственного регулирования Формы и методы регулирования Практическая реализация
Неоклассическое: а)монета- ризм М. Фридмен Неуправляемая инфляция Эффективен при устойчивом денежном обращении Преодоление и предупреждение инфляции и инфляционных ожиданий Контроль за денежной массой, высокий банковский %, ограничение роста зарплаты, экономия бюджетных расходов Развитие России в 80-90-е годы ХХ в.
б) теория предложения А. Лаффер, Дж. Гилдер Стагнация Эффективен при поддержке предпринимательской инициативы Преодоление стагнации путем стимулирования предложения капиталов и рабочей силы Налоговая политика: снижение подоходного налога, его прогрессии, налога на прибыль СЩА (80-е годы ХХ в.)
Кейсианское: а) антициклическое Дж. М. Кейнс Стагнация Недостатки: цикличность, безработица Преодоление кризиса, нивелирование цикла, полная занятость За счет бюджета создание государственного рынка товаров и услуг, снижение нор- мы процента, стимулирование инвестиций Все развитые страны
б) теория экономического роста П. Самуэльсон Обычные для современной смешанной экономики Не обеспечивает развитие отраслей общественных услуг, экономическую защиту, создает безработицу, неравенство Высокий уровень занятости рабочей силы; стабильность экономического развития: экономический рост Расходы бюджета на НИОКР, образование, производственную инфраструктуру, прогрессия в налогообложении США (50-60-е годы)
Государственный дирижизм Ф. Перу Отсталая структура экономики, слабая конкурентоспособность на мировом рынке Находится под давлением организованных экономических групп Структурная перестройка, конкурентоспособность национального капитала Индикативное варьирование (программирование) экономики Франция (вторая половина 40–70-х годов)

Необходимость государственного регулирования

Рыночной экономики

Ряд ученых экономистов и практиков придерживается точки зрения достаточности механизмов саморегулирования рыночной экономики. При этом выстраивается достаточно простая схема такого процесса. Возникает спрос – на него реагирует производитель и торговец. Уменьшается или прекращается спрос на то или иное изделие или услугу – сокращается его производство или сворачивается полностью. Производитель и торговец изучает рыночный спрос, его изменение. В соответствии с результатами этого исследования (проводимого непрерывно) налаживается выпуск новых изделий или доводка старых до требуемого уровня или востребованной модификации. Таким образом, по их представлению, одним из основных инструментов, обеспечивающих внутреннее саморегулирование спроса и предложения является маркетинг.

В соответствии с описанной выше схемой саморегулирования рынка с помощью собственных механизмов и инструментов, по мнению его сторонников, не требуется и даже нежелательно вмешательство государства в действия механизмов рынка. Некоторые исследователи, предприниматели, государственные деятели даже считают, что вмешательство государства не только не улучшает экономическое состояние страны, а даже посредством нарушения механизма саморегулирования ухудшает ее.

Поэтому, прежде всего необходимо определить границы возможного вмешательства государства в рыночный механизм саморегулирования. Для этого процесс управления государством рыночной экономикой необходимо рассмотреть на макро- и микроуровне, а методологическую основу – в широком и узком смысле. Именно неумение такого дифференцированного рассмотрения приводит к беспредметным спорам, по сути лишь отвлекающим научные и менеджерские силы от решения главных проблем развития рыночной экономики.

На макроуровне процесс государственного управления рыночной экономикой прежде всего включает определение экономической стратегии и ее социальных целей. Характер экономических стратегий, реализуемых в развитых странах, можно проследить через рассмотрение этапов эволюции мирового рыночного хозяйства:

1) эпоха свободной конкуренции;

2) эпоха «массового производства» (20-30-х гг. XIX в. – 30-е гг. ХХ в.);

3) эпоха «сбыта» (с начала 30-х гг. ХХ в.);

4) «постиндустриальная» эпоха (с середины 50-х годов).

Во всех эпохах вырабатываются свои стратегии экономического развития на основе чего и создается модель развития общества или применяется разработанная и реализованная в других странах модель, в наибольшей степени удовлетворяющая страну на данном этапе ее развития. В России попытка в чистом виде применить «гайдаровскую» модель монетаризма закончилась полным провалом и привела к резкому спаду производства, безработице и обнищанию большинства населения. Однако нельзя себя тешить надеждами получения максимального эффекта от применения в чистом виде, скажем, кейсианской модели. Для смешанной экономики переходного периода России, имеющей ярко выраженную специфику (охват огромного евразийского пространства, многоукладность, многонациональность, «чисто российские» традиции и пр.), едва ли применима какая-либо модель в чистом виде. Россия должна найти и применить свою модель, при том с учетом своей специфики.

В постиндустриальном обществе к фазам воспроизводства (производство - распределение - обмен - потребление) добавилась научная подготовка расширенного воспроизводства.

Необходимость государственного регулирования на всех фазах воспроизводства связано:

1) с внутренними недостатками самого рыночного хозяйства (т. е. оно, как и любое другое хозяйство не может на практике быть абсолютно совершенным). Эти недостатки подробно описаны многими экономистами, особенно после Дж. М. Кейнса;

2) «идеальные» свойства рынка (как саморегулирующейся системы) – проявляется лишь в «совершенном» рынке, а для этого необходимо выполнить целый ряд условий. Среди них можно назвать такие: большой и регулярный спрос; неограниченное количество участников хозяйственной деятельности; абсолютную мобильность фактора производства; свободную конкуренцию среди покупателей и продавцов; наличие всего объема информации у участников конкуренции[92].

Понятно, что на практике еще ни одной стране и никогда не удавалось и едва ли удастся в полном объеме выполнить все эти условия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 859; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.74.227 (0.005 с.)