Несчастный жук, попавший нам под ноги, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Несчастный жук, попавший нам под ноги,



В своих физических мученьях такую же боль терпит,

Как и гигант, когда он умирает.

 

В пьесе "Как вам это понравится" дано описание страданий умирающего оленя;

 

Несчастный зверь вздыхал со стоном,

Так что готова была лопнуть кожа,

Растянутая вздохом, большие слезинки

Бежали друг за другом в жалостной погоне

По его невинной морде.

 

Решительное осуждение жестокости к животным первым высказал французский философ Мишель Монтень. В своей монографии "О жестокостях" он писал: "Среди всех остальных пороков нет другого, который я ненавидел бы больше, чем жестокость, и с точки зрения природы, и человеческого рассуждения — самый худший из всех пороков. Я наблюдаю с таким волнением и дурнотой, если я вижу, как цыпленку отрывают голову, или протыкают свинью, и я могу лишь горевать; я не могу выносить зрелища того, как глупый, мокрый от росы заяц стонет, схваченный собаками... Что касается меня, то я никогда не мог выносить, без сожаления и горя, зрелище несчастного несмышленого и невинного животного, которого преследуют и убивают, безвредного и беззащитного, от которого мы не имели никакого вреда". И далее: "...Уважение и общий долг человечества, которые связывают нас с животными, обладающими жизнью и разумом, но даже и к деревьям и растениям. К людям мы должны быть справедливы, ко всем же остальным существам, которые чувствуют, справедливы, добры и ласковы". И еще: "Мы не ниже и не выше остальных; для всех, кто существует под небом (говорит мудрец), дан один закон, всем дана одна и та же судьба..."

Великие протестанские реформаторы Мартин Лютер и Джон Кальвин, хотя и придерживались антропоцентрических идей, также писали о необходимости сострадания к животным: они считали, что Бог дал животных человеку в пользование, но обращаться с ними все же нужно ласково.

Первым, кто употребил слово "права" применительно к животным, был знаменитый пастух из Глосестершира — Томас Трайон. В 1683 г. он так писал от лица животных: «Но скажи нам, о человек, мы просим тебя сказать нам, какое зло совершили мы? Какой закон мы нарушили или какую причину дали тебе, что позволяет тебе присваивать себе Право применять против нас силу и нарушать наши естественные права, и нападать на нас, и убивать нас, как будто бы мы были Захватчиками и не лучше Воров, Грабителей или Убийц, которых надо смести с лица земли?»

В XVIII в. для животных наступила новая эпоха ужаса и страданий: в моду вошла вивисекция. При этом вскрытия живых животных проводили без анестезии, поскольку анестезирующие средства были открыты лишь в XIX в.

К концу. XVIII в. вивисекцией стали заниматься буквально все: и ученые, и шарлатаны, и царедворцы, и лекари.

Справляться с угрызениями совести вивисекторам во многом помогала теория Р Декарта относительно животных. По Декарту, животные, у которых нет души, не могут ни думать, ни чувствовать, в частности не могут чувствовать боль.

Точно так же относились к животным и картезианцы, которые "избивали собак с полным равнодушием и высмеивали тех, кто жалел эти создания, как будто бы они чувствуют боль. Они говорили, что животные — это часовой механизм; что крики, которые они испускают, когда их бьют, — это звук, произведенный пружиной, когда до нее дотрагиваются... Они прибивали несчастных животных к доске за все четыре лапы, чтобы вскрывать их и наблюдать за кровообращением, которым все интересовались".

Вместе с тем с начала XVIII в. появляется все больше образованных людей, которые резко осуждали жестокость по отношению к животным. В журналах того времени появились статьи известных литераторов о том, что ненужное умерщвление животных — своего рода убийство, и авторы задавались вопросом, имеем ли мы право убивать существа, над которыми мы возвышаемся. Тогда же стало формироваться мнение, что и сами люди — животные. Резко отзывался о вивисекторах и возмущался учением Декарта Вольтер: "Какая скудость, какая нищета ума говорить, что животные — машины, лишенные понимания и чувств..."

Энергично протестовал против жестокостей по отношению к животным известный английский художник XVIII в. Уильям Хогарт. В 1750 г. живописец опубликовал серию гравюр, о которых он сам писал: «"Четыре ступени жестокости" были созданы в надежде в некоторой степени предотвратить то жестокое обращение с бедными животными, которое делает лондонские улицы отвратительными для человеческого ума; одно описание их причиняет боль». На первой гравюре художник изобразил детей, мучающих небольших животных, на второй — подростков и взрослых людей, жестоко избивающих животных. Следующая картина демонстрирует третью ступень жестокости — один из героев предыдущих картин убивает и калечит молодую женщину. И, наконец, последняя ступень — на картине показано, как тело преступника потрошат в анатомическом театре.

К концу XVIII в. в образованных кругах общества осуждение жестокости стало обычным. Однако негодование выражалось в основном по поводу охоты, но не относилось к травле, к жестокостям по отношению к животным на кухне или к вивисекции. Одним из первых, кто в то время обратил внимание на страдания животных на фермах, был английский поэт-романтик Перси Биш Шелли: "Насколько вопиющи несправедливость и жестокость по отношению к этим несчастным жертвам. Их заставили появиться на свет ухищрения человека, чтоб они влачили короткое и жалкое существование рабства и болезней, чтобы тела их уродовали, социальные чувства насиловали".

Один из крупнейших философов того времени Иеремия Бентам явился основоположником принципов современного движения в защиту животных, настаивая на необходимости их юридической и моральной защиты. Его всерьез волновали проблемы страдания и боли, которые человек причинял животным. Вопрос, как утверждал Бентам, «не в том: могут ли они думать? Или: могут ли они говорить? Но: могут ли они страдать? Почему закон должен отказывать в защите любому чувствующему существу? Придет время, когда человечество раскинет свой покров надо всем, что дышит...»

Энтузиазм английских и американских писателей конца XIX в. очень хорошо выразил Эрнест Сетон-Томпсон: "В прошлом веке это назвали бы моралью. Несомненно, что каждый ум находит себе мораль по своему вкусу, но, я надеюсь, что здесь мы выдвинули мораль, старую, как Священное писание: что мы и животные — кровная родня. У человека нет ничего, что не имели бы животные, хоть в небольшой степени; и у животных нет ничего, что не было бы у него так или иначе общим с человеком. Но, поскольку животные — существа с потребностями и чувствами, отличающимися от наших только в степени их развития, они, конечно, должны иметь свои права. Этот факт... давно был провозглашен Моисеем и подчеркивался буддистами более 2000 лет назад".

Уже в то время наметилось сближение движения в защиту животных с вегетарианством, было опубликовано несколько книг по вопросу прав животных.

Однако настоящую силу движение за этичное отношение к животным приобрело только в XX в. Теоретическое обоснование этики отношения к животным дал великий гуманист нашей эпохи доктор Альберт Швейцер. "Пока мы не включим животных в общий с нами круг благополучия, — писал он, — в мире не будет мира".

Хотя Швейцер и не стал вегетарианцем, не решившись подвергнуть нападкам великий предрассудок человечества, что оно погибнет, если не будет есть мяса, предрассудок, который не смог поколебать даже многовековой опыт многомиллионных буддийских стран, великий мыслитель, тем не менее, сделал колоссально много для защиты животных от жестокости, в частности для пропаганды этического вегетарианства. Ученый создал стройную этико-философскую систему — универсальную этику, согласно которой этичное отношение к животным довершало долг человека перед окружающим миром. "Ошибкой всех существующих этик, — говорил Швейцер, — было мнение о том, что они рассматривали отношение человека к человеку, когда в действительности речь идет о том, как относится человек ко всему, что его окружает". По мнению Швейцера, "этика есть ответственность за все, что живет".

Биография самого А. Швейцера — это история личного подвига, самоотречения во имя страдающего человечества. Разумеется, всегда и во всем помогая людям, Швейцер не мог пройти мимо страдающих животных и организовал клинику в одной из стран Центральной Африки, где они находили приют и помощь.

"Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо самому иметь душу", — говорил Швейцер. Чем выше в духовном отношении стоит человек, по убеждению Швейцера, тем с большим благоговением он относится к любой жизни. В одной из глав его философского труда "Культура и этика", которая так и называется "Благоговение перед жизнью", Швейцер развивает положения универсальной этики: "Он (человек) станет этичным только тогда, когда жизнь как таковая, жизнь животных и растений будет для него так же священна, как жизнь человека, и когда он посвятит себя жизни, находящейся в бедствии. Только универсальная этика переживаний, ответственность которой перед всем живым неограниченна, дает возможность обосновать себя в мышлении".

Не случайно А.Швейцер преклонялся перед Львом Толстым, который, как никто другой, глубоко чувствовал проблемы нравственности, весьма остро реагировал на социальные язвы общества и серьезно переживал страдания животных, причиняемые им человеком.

Фактическая защита животных началась в XIX веке. Именно в это время создаются организации по защите животных, и принимается законодательство, запрещающее жестокое обращение с животными.


 

 

РЕЛИГИИ И ЖИВОТНЫЕ

 

"Блаженна милостивый, яко тии помилованы будут"

Заповеди блаженства

 

Индуизм, буддизм, джайнизм

 

До настоящего времени взаимоотношения с животными составляют важную часть религий мира. И теперь многие люди, как и прежде, верят в мистическое родство человека и животных.

Самые ранние религии возникли в Азии, и одна из них — индуизм. Благодаря высокому духовному развитию общества, исповедующего строгие религиозно-нравственные принципы, Индия стала первой страной, в которой запрещалось потребление мяса и жестокое обращение с животными. Согласно религиозным воззрениям индусов все животные, будь то четвероногие, пернатые или покрытые чешуей — рыбы, считались братьями и сестрами человека, общим отцом которых был Бог. Индийские веды утверждали монотеизм и необходимость гуманного обращения с животными. Все живое на земле представлялось одной семьей. Как следствие принципа непричинения вреда, вытекала необходимость вегетарианства. Этот принцип — ахимса — проповедовали все святые и мудрецы Индии. Ахимса — это и неубийство, и позитивная любовь. Словом, это такое отношение к миру, которое необходимо для совершенствования души.

Следует заметить, что современный индуизм, который относится к вегетарианству менее жестко, тем не менее, продолжает проповедовать принцип ахимсы, доброго отношения ко всем живым существам. Так что, несмотря на отход части индуистов от вегетарианства, число вегетарианцев в Индии составляет сейчас более 700 млн. человек, т.е. 83 % населения страны.

Верующий индус оценивает свои поступки по отношению к животному как ступеньки на пути к спасению.

Гуманное отношение к животным считалось наиболее высокой формой этики поведения; в санскритских рукописях этот принцип назывался "сарва-бхута-хита", что означает "доброта ко всем существам", в противоположность более ограниченной морали — "лока-хита", предполагавшей доброе отношение только к своему виду, т.е. к человеку. Согласно ведам первый принцип включает и второй, а потому последователям ведических традиций рекомендовалось следовать первому принципу.

Многие индусские семьи держат домашних животных, птиц, которых они считают членами семьи и соответственно относятся к ним.

Идея перевоплощения — реинкарнации, т.е. перехода души человека или животного после его смерти в другие существа, также укрепляла убеждение верующих в недопустимости жестокого обращения с животными, поскольку в последующих воплощениях человек мог превращаться в животное и в свою очередь становиться жертвой такого же насилия, какое ранее совершал сам. Идея реинкарнации уравнивала человека с другими существами: ведь он не знал, кем станет в другом рождении. Эта идея была для человека грозным предупреждением о последствиях жестокости. В ведических документах прямо говорилось, что те люди, которые совершали насилие над безвинными животными, будут караться после смерти. Животные, убитые людьми, съедят последних в их следующем рождении. Ведические тексты, разрешавшие жертвоприношения, вместе с тем напоминали совершившему жертвоприношение, что он сам со временем будет принесен в жертву.

Идея кармы, заключающаяся в том, что каждое действие рождает противодействие, также поддерживала убеждение в необходимости доброго отношения к животным, так как всякий жестокий поступок по отношению к ним, в частности употребление мяса животных, по мнению верующих, приводит к тяжелым последствиям для того, кто эти поступки совершает.

Основатели религий в Индии, безусловно, сделали колоссально много для защиты животных, для осознания их прав. Они опередили нравственное сознание европейцев и народов других континентов на тысячелетия. В самом деле, те идеи, которые с великим трудом пытаются донести до сознания западного человека ведущие гуманисты нашего века, уже несколько тысячелетий назад стали достоянием народов Востока.

Особое место в религиозных традициях Индии занимает корова, которая, как известно, не вызывает ни сострадания, ни внимания к себе в западных странах. Как это ни парадоксально, но даже те люди, которые считают себя большими любителями животных и относятся к ним весьма гуманно, совершенно спокойно потребляют мясо, и в первую очередь говядину. Иное отношение к корове в Индии предопределено ведическими традициями, согласно которым считалось, что Праматерь-корова дала человеку драгоценные продукты, необходимые ему для жизни: молоко, творог, масло и даже навоз. Ведь навоз служит удобрением, а, кроме того, выделяющийся из него метан используется как источник тепла для обогревания дома и приготовления пищи. Навоз также является очищающим средством. Таким образом, именно корове, которая играет важную роль в экономике и сельском хозяйстве индусов, принадлежит центральное место в идеале "простой жизни и возвышенного мышления", предлагаемого ведами.

Вегетарианство в Индии опирается не только на отношение к корове, культивируемое ведами, но и на строгое вегетарианство и благоговейное отношение к священной корове, проповедуемое весьма почитаемым здесь Богом Кришной. Бог Кришна, имеющий другое имя — Бог Говинда, как известно, представлен в индуистской мифологии в двух образах — мудрого царя-воина и божественного пастуха, окруженного животными. В настоящее время культ Кришны стал распространяться далеко за пределы Индии. В частности, в нашей стране создано общество "Сознание Кришны", члены которого проповедуют ненасилие по отношению к животным и вегетарианство.

Менее известная из восточных религий, также проповедующая вегетарианство, — зороастризм. Основатель этой религии Заратуштра (по-греч. Зороастер), живший в Персии примерно за 600 лет до н.э., был известным защитником животных. Последователи его учения, спасаясь от преследований исламских владык, бежали в Индию, где существовала религия, близкая к их собственной. Их современные потомки в Индии называются парсами. Зороастрий-цев в настоящее время насчитывается около 200 тыс. человек, и все они придерживаются вегетарианства.

Другая величайшая религия мира, возникшая в Индии, — буддизм. От индуизма буддизм отличается непризнанием ведических текстов и жертвоприношений животных. Основатель этого движения Будда жил с 623 по 544 г. до н.э. и считается современником основателя джайнизма Махавиры. Как и джайнизм, буддизм не признает, что мир сотворил Бог. Смена жизней, согласно буддизму, существовала всегда. Высшим состоянием человека является нирвана — освобождение от всех привязанностей, от оков материи, которую можно достичь с помощью медитации. Буддизм исповедует веру в перевоплощение: каждое существо может родиться в виде животного, голодного духа, адского существа, демона, человека или бога. Поскольку животные постоянно страдают, рождение животным является наказанием за прошлые грехи. Эта вера заставляет человека постоянно помнить о том, что он может тоже оказаться на месте животного. В поучительных историях, рассказанных Буддой, он рисует себя в прошлых рождениях кроликом, лебедем, рыбой, птицей, обезьяной, слоном, оленем.

Отношение к животным занимает центральное место в поучениях Будды. Главная заповедь — не причинять вреда никакому живому существу. Буддийский монах не имеет права намеренно отнимать жизнь даже у червяка или муравья. До сих пор на скалах и столбах на территории Индии можно прочитать надписи, сделанные небезызвестным императором Ашокой, которые запрещают убивать животных. Ашока, живший в III в. до н.э., покровительствовал буддизму и издал несколько законов, требующих доброго отношения к животным. Эти законы предписывали отказаться от потребления мяса, от охоты, открывать больницы для животных и поить их на дорогах.

Буддизм, который последовательно придерживается принципа ахимсы, ненасилия по отношению к другим существам, широко распространился за пределы Индии: в Японию, Китай, Бирму, Тибет, Камбоджию, Вьетнам, Таиланд. Правда, в этих странах он претерпел некоторое изменение. Так, буддизм здесь, допуская отступление от принципа ахимсы и от вегетарианства, утратил роль религии, которая в том числе и защищает животных от жестокости. Например, в Японии только в монастырях, исповедующих дзэн-буддизм, строго соблюдается вегетарианство и другие принципы исконного буддизма. Отметим, правда, мяса японцы потребляют мало, а в основном используют рыбу.

Третьей ведущей религией Индии является джайнизм. В этой религии идеи ахимсы получили полное логическое развитие. Не случайно именно эта религия наиболее бескомпромиссно защищает все живые существа. Джайнизм, как уже говорилось, был основан святым Махавирой в VI в. до н. э. Наибольшее распространение он получил в Индии и в настоящее время насчитывает более 4 млн. последователей. Джайнисты — строгие вегетарианцы. Кроме того, они не считают возможным убивать любое живое существо, даже насекомое. Центральным в этом учении является принцип, что все сущее разделяется на живое и неживое. Живые существа классифицируются в иерархическом порядке в соответствии с количеством ощущений (чувств), которыми они обладают.

Так, черви обладают осязанием и вкусом; жуки, муравьи — осязанием, вкусом и обонянием; моль, пчелы и мухи, кроме того, — зрением; змеи, помимо этих чувств, имеют слух, а звери, рыбы и человек имеют шесть чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание и мышление. Таким образом, человек попадает в одну категорию с рыбами и зверями. Чтобы предотвратить неизбежность судьбы, джайнист должен очистить себя от скверны. Вот почему он принимает зароки, важнейший из которых — не причинять зло другому. Помимо того, что джайнисты — строгие вегетарианцы, они также не потребляют алкоголь, мед и некоторые виды фиг, потому что в них содержится много живых форм. Ахимса предписывает обуздывать ум, язык, быть осторожным на дорогах, а также есть только при свете, чтобы в пищу не попали насекомые.

Последователи джайнистской религии известны тем, что организуют по стране больницы для животных.

 


Иудаизм

 

Отношение евреев к животным, как можно судить по Ветхому завету, всегда было вполне гуманным. Например, в книге Исайи, который проповедовал примерно в 730 г. до н.э., мы находим возражения Бога против жертвоприношения животных: "Для меня нет радости в крови волов, или ягнят, или козлов..."

Множество раз упоминается в Библии о животных, по отношению к которым Бог выступает как хранитель. В псалмах Давида и пророчествах Бог упоминается как пекущийся о всякой твари, милосердный ко всем (псалмы: 36:7,145:9,145; 15-16,147:9, Иов 38:41). Поскольку высшим нравственным принципом иудейской религии является подражание Богу, то сострадание к животным должно было стать нравственным долгом верующих. В Библии прямо указывается, что человек должен приходить на помощь животному, если кто-либо увидит осла, упавшего под грузом, то он не должен проходить мимо, но должен освободить его /Исх. 23:5/. В Священном писании также указывается, что человек наравне с животными должен делить плоды земные, а также предписывает человеку в день субботний, когда он и сам отдыхает, давать отдых домашним животным — быку, ослу, другому скоту. Например: "Но на седьмой день ты должен отдохнуть, и твой бык, и твой осел могут отдохнуть" /Исх. 23:12/. В Экклесиастах утверждалось: "Человек не возвышается над зверем, это все тщеславная гордыня". Однако в толковании Библии Талмудом эти обязанности нравственного порядка человека перед животными понимались уже иначе — как забота о благосостоянии человека, для которого скот являлся источником материального благополучия. Кроме того, жестокость по отношению к животным чревата тем, что в человеке развивается безжалостность и, напротив, добрые дела способствуют развитию в нем сострадания, гуманности.

И все же иудаизм, ссылаясь на промысел Бога, высказывался против жестокости к животным неоднозначно.

По Библии, человеку разрешалось использовать животных в пищу. Правда, при этом иудаизм призывал к проявлению заботы о том, как будет убито животное. Согласно религиозным источникам, смерть животного должна быть как можно более легкой. Словом, религиозный закон разрешает иудеям есть мясо при условии, что животное убито ритуальным способом с соблюдением всех необходимых требований. К сожалению, на современных бойнях ритуальный убой становится формальностью. Ведь главный принцип ритуального убоя — облегчить страдания животного — не соблюдается. Напротив, мучения животного во много раз увеличиваются.

Еврейский закон разрешает причинять животным боль только в тех случаях, когда это во благо человека.

В соответствии с иудейским религиозным учением Бог выделил человека из остального мира, создал его по своему образу и подобию и дал ему власть и право использовать в своих интересах любое живое существо. В Райском саду, однако, эта власть человека над животными исключала убийство животных, так как человек не использовал их в пищу. По Библии, после Грехопадения, когда человек был изгнан из Рая, он стал питаться мясом животных, одеваться в их шкуры, заниматься скотоводством. После Всемирного потопа Бог снова подтвердил право человека владеть всеми животными на земле и рыбами в воде и обещал ему, что все живое будет испытывать перед ним ужас.

И все же иудаизм пошел дальше в своем стремлении сделать взаимоотношения человека и животных более нравственными: иудаизм предусматривает, что нравственный человек не будет строго придерживаться образцов поведения, предписываемых нравственным законом: он может идти дальше по пути нравственного совершенствования и отказываться от жестоких поступков по отношению к животным, даже если эти действия служат благу человека.

 


Ислам

 

Древнейшей и широко распространенной религией Востока является ислам. В этой религии как одна из важнейших нравственных проблем рассматривается отношение к животным.

Мусульмане верят, что и животные, и люди созданы Богом, хотя люди были созданы особенным путем, когда Бог вдохнул душу в Адама. Бог дал человеку власть над животными, однако плохо обращаться с животными означает не подчиняться воле Бога.

Возвышение человека над остальными созданиями обусловлено, согласно исламистскому мировоззрению, не физическим превосходством человека (он может даже уступать в чем-то животным), а более высокой степенью сознания. Однако именно сознание налагает на человека более высокие обязательства, и он должен нести в мир, который включает все творения Бога — и людей, и животных, — справедливость и милосердие.

Известно, например, что основатель ислама Мухаммед (по устаревшей транскрипции Магомет) оставил на земле верхнюю одежду, чтобы не потревожить спавшую на ней кошку, что рассердился на своих учеников за то, что они ловили птенцов, причиняя тем самым горе их матери — птице.

Отношение мусульман к животным как религиозно-нравственная проблема основывается на двух религиозных источниках. Первый источник — Коран, священное писание, открытое пророку Магомету в период продолжительностью 22 года (610-632 гг.). Вторым источником является Хадит ("традиция"), который рассматривается как толкование Корана и основа исламского закона. В случае неясности толкования в каждом конкретном случае муфтий, высшее духовное лицо, обращается к традиции.

По Корану, все животные так же, как и человек, имеют жизнь, индивидуальную и социальную. Все создания, в том числе и человека, сотворил Бог. Показательно при этом, что человек не выделяется как особое творение, а стоит в одном ряду с животными.

В Хадите описывается случай, когда Магомет, рассердившись из-за того, что один муравей укусил его, приказал сжечь весь муравейник. Бог упрекнул пророка: за вред, причиненный одним муравьем, он сжег все их множество, которое прославляло Бога.

В отличие от христианской религии Коран провозглашает, что животные имеют душу, правда, более низкого порядка, чем люди. При этом сознание животного стоит ступенью выше, чем просто инстинкт или интуиция. Кроме того, животные, по Корану, могут познать своего Создателя и поклоняются ему:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.053 с.)