Восточные оздоровительные системы питания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восточные оздоровительные системы питания



 

Еще древние цивилизации Востока имели продуманные системы оздоровления, важной составной частью которых была система питания. Примечательно, что древняя восточная медицина, имевшая несравненно больший опыт, чем западная, рекомендует без мясное питание.

Очень многие вегетарианцы, в том числе и отечественные, перешли на вегетарианское питание под влиянием систем оздоровления и философских учений древней Индии. Рекомендации по питанию, которыми веками пользовалась эта огромная страна, сохранившая свои вегетарианские традиции до наших дней, представляют огромный интерес.

Древней системой оздоровления, созданной в Индии, является йога, возникновение которой относят ко II тысячелетию до н.э.; по некоторым источникам, йога появилась еще раньше — в IV тысячелетии до н.э. Поскольку йога в наше время является популярнейшей гигиенической системой во всем мире, подробно излагать ее принципы здесь, на наш взгляд, нецелесообразно. Кроме того, центральное место йога отводит не столько питанию, сколько духовным и физическим упражнениям. Вместе с тем йога, будучи системой нравственного и физического совершенствования, не могла разрешать потребление мясных продуктов: ведь вместе с мясом убитого животного человеку, согласно йоге, переходят болезни и страдания животного.

Кроме йоги, в древней Индии существовали и другие руководства по оздоровлению. Индийская священная литература — веды, относящаяся к концу II — началу I в. до н.э., включает одну книгу, называемую Аюрведой, "Наукой о долгой жизни". Этот научный трактат содержит руководство по методам лечения, а также подробные указания о том, как правильно питаться. В древней Индии были сформулированы этические, оккультные, гигиенические и физиологические мотивы, по которым человеку запрещено убивать животных и потреблять мясо. Считалось, что плотоядная пища делает людей тупыми и скотоподобными, питающийся мясом не может стать философом, мудрецом. Интеллект, по мнению учителей Востока, проясняется, утончается и обостряется благодаря растительной пище, которая в высшей степени благоприятствует возвышенному образу мыслей и божественному созерцанию. При этом растительная пища придает больше жизнеспособности, чем животная пища.

Вместо мяса, как исключительно полезные, рекомендовались свежие фрукты, салаты и сырые овощи, сыр, орехи, молоко, ячмень, мед, финики, миндаль. Важная роль отводилась сырой пище, которая, как считалось, улучшает качество крови, а потому должна составлять не менее 80 % пищи.

Другая система питания возникла в Центральном Китае около 6 тыс. лет назад. Она была разработана сторонниками философской школы, проповедующей, что универсальный закон бытия представляет собой единство противоположностей. Эти противоположности и взаимосвязанные силы они называли "инь" и "янь". В соответствии с этой философией в каждой вещи присутствуют два начала, от возрастания или убывания этих начал зависит характер этой вещи. Китайская медицина в целом и в частности рекомендации по питанию основывались на принципе "инь-янь".

М. Куши, автор многочисленных книг по макробиотике, пишет: "Все во вселенной непрерывно меняется, ночь переходит в день, активность в отдых, молодость в старость, жизнь в смерть, а смерть в перевоплощение. Понимание изменений, которые управляют нашей жизнью и естественным окружением, а также признание тесной связи между противоположностями, дополняющими друг друга внутри этих изменений, помогает нам достичь гармонии наших тел и умов".

Как использовать на практике этот универсальный принцип, ведущий к нравственному совершенствованию и здоровью, учили великие просветители Востока Лао Дзу и Конфуций. "Инь", по их теории, — это обозначение энергии или движения, которое имеет центробежное направление кнаружи и приводит к расширению. "Инь", таким образом, "охлаждающая" энергия. "Ян" — движение центростремительное, направленное вовнутрь, приводящее к сжатию. "Ян" — энергия "согревающая".

Здесь нельзя не сказать о термине "макробиотика", который ввел в употребление Гиппократ и которым широко пользовались Геродот, Аристотель, Гален. В переводе на русский "макробиотика" означает "большая жизнь". Со времен Гиппократа слово "макробиотика" употребляли для характеристики здоровых и долгоживущих людей. В соответствии с содержанием макробиотики люди, растения и продукты питания, в зависимости от преобладания в них той или иной энергии, распределяются на тех, кто более "инь", и тех, кто более "ян". Поскольку все относительно, ничто не может быть полностью "инь" или "ян". Так, в человеческом организме действие "инь" и "ян" проявляется в расширении и сжатии легких и сердца, желудка и кишечника во время пищеварения. "Ян", по традиции Востока, обозначает твердое, вяжущее, согревающее, агрессивное, красное, раздражающее, горькое и соленое, в то время как "инь" — прохладное, влажное, мягкое, эластичное, сладкое, синее, фиолетовое.

Теория "инь" и "ян" была возрождена нашим современником, японским просветителем Юкиказу Сакуразавой. Будучи тяжело болен, Юкиказа Сакуразава решил обратиться к медицине древности. Стать полностью здоровым ему помогли простая растительная диета, построенная с учетом принципов "инь" и "ян", а также изучение восточной философии, обращенной к проблемам здоровья и долголетия. Юкиказа Сакуразава, известный под именем Джорж Озава, применительно к своему учению использовал термин "макробиотика". Он посетил 30 стран мира, в которых прочитал около 7 тыс. лекций, и опубликовал более 300 книг, в которых широко популяризировал древнюю китайскую систему питания. Как указывал Озава, макробиотика — это образ жизни и форма питания, практиковавшиеся многими людьми во всем мире в течение тысячелетий. Следуя этому образу жизни, человек приближается к природе. Согласно философии макробиотики болезни и несчастья — это те пути, которыми природа приводит человека к правильному образу жизни и гармонии с окружающей средой.

Заметим, что Д.Озава не только возродил древнее учение, но и, что особенно ценно, дал современное толкование понятиям "инь" и "ян", подразумевая под ними кислотную и щелочную реакции продукта. Для отнесения продуктов к той или иной категории он берет за основу содержание в них калия или натрия. В соответствии с его учением человек здоров, когда в его организме отношение калия к натрию равно 5:1.

С точки зрения традиций питания, принятых на Западе, главная особенность макробиотики — это строгое вегетарианство. Д.Озава также указывает, что буддизм, и в особенности дзэн-буддизм, запрещает потребление животной пищи. Кроме того, он убежден сам, что питание мясом вредно для человека, тормозит его сознание, развязывает животные инстинкты. Однако последователи Озавы при отнесении продуктов к той или иной категории рассматривали не только растительные продукты, но и продукты животного происхождения, учитывая, очевидно, большую распространенность последних на Западе. Так, из растительных сильными "инь" продуктами являются картофель, томаты, фрукты, сахар, мед, дрожжи, шоколад, кофе, чай; умеренными "инь" — молоко, сливочное и растительное масло, орехи, слабыми "инь" — корне- и клубнеплоды, пшеничный хлеб. Из продуктов животного происхождения сильными "ян" продуктами являются красное мясо, птица, рыба, твердые сыры, яйца; умеренными "янь" — зерновые (рожь, ячмень, рис, гречневая крупа, овсяные хлопья), слабыми "янь" — хлеб грубого помола, бобовые, кукуруза.

В таблице приведен перечень продуктов по их соответствию от "инь" до "янь".

 

Таблица

 

Свойства продуктов Пищевые продукты () «ИНЬ» ↔ «ЯНЬ» ()
Характеристика продуктов

_________________________________________________________________

«ИНЬ» Сахар нерафинированный рафинированный



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.113 (0.005 с.)