И. Л. Медкова, Т. Н. Павлова, Б. В. Брамбург 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И. Л. Медкова, Т. Н. Павлова, Б. В. Брамбург



 

МОСКВА ЭКОНОМИКА 1992


ББК 51.230

М 42

 

 

Редакторы Е.В. Полиевктова, М.Ю. Чинякова

Оформление и рисунки художника А, В. Кузнецова

 

Издание этой книги стало возможным благодаря поддержке

Европейского общества защиты животных (Europeisches Tierhilfswerk)

 

4105040000-018

М _____________________ Без объявлены

011(01)-93

© Медкова ИЛ.,

Павлова Т.Н., Брамбург Б.В., 1993

 

 

ISBN 5-282-01705-9


Вегетарианство и здоровье


 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Глава 1. Вегетарианство — откуда оно (Б.В. Брамбург, Т.Н. Павлова)

Глава 2. Наука и вегетарианство (И.Л. Медкова)

2.1. Влияние вегетарианского питания на организм человека....

2.2. Вегетарианство и болезни века

2.3. Оздоровительное действие вегетарианских рационов

2.4. Медицинские проблемы вегетарианского питания

2.5. Вегетарианство и снижение веса

Глава 3. Различные системы вегетарианского питания

3.1. Восточные оздоровительные системы питания

(И.Л. Медкова)

3.2. Сыроедение — особый вид вегетарианства (И.Л. Медкова, Т.Н. Павлова)

Глава 4. Что нам дает вегетарианство (И.Л. Медкова, Т.Н. Павлова)

4.1. Вегетарианство и здоровье

4.2. Вегетарианство и долголетие

4.3. Вегетарианство и выносливость

4.4. Вегетарианство и красота

4.5. Вегетарианство и доброта

Глава 5. Что и как есть (И.Л. Медкова, Т.Н. Павлова)

5.1. Почему становятся вегетарианцами

5.2. Рецепты для начинающих

5.3. Рецепты здоровья

5.4. Рецепты для веганов

5.5. Рецепты праздничных и экзотических блюд

5.6. Пища и религия (Б.Н. Брамбург)

Глава 6. Вегетарианство и будущее планеты (Т.Н. Павлова, И.Л. Медкова)

6.1. Чем прокормить население мира

6.2. Как сохранить планету

6.3. Вегетарианство и проблема выращивания продуктов питания

Глава 7. Юмор вегетарианцев

 

Литература


 

Глава 1

Вегетарианство – откуда оно

 

 

 

Всех, кому дорого счастье и правда, я умоляю посвятить свое внимание изучению вегетарианства.

 

Шелли

 

Вегетарианство — это способ питания, исключающий потребление мясных и рыбных продуктов; это также учение о том, что естественной пищей человека являются продукты растительного происхождения.

Вегетарианство существовало всегда. Человек, как и другие приматы, в самом начале возникновения питался лишь растительной пищей. О генетической приспособленности человека к растительной пище свидетельствуют его жевательный аппарат, наличие червеобразного отростка — аппендикса (участвующего в усвоении клетчатки), более низкая, чем у хищников, температура тела. Нужно заметить, что появление и развитие скотоводства как стабильного источника мясной пищи для человека относится к совсем недавним эпохам: в Передней Азии оно возникло в VII — VI веках до н.э., а молочное хозяйство еще позднее — к IV — III векам до н.э.

Предки человека обитали в регионах с жарким и влажным климатом, в окружении богатой растительности и питались листьями, фруктами, орехами. Лишь экстремальные условия заставили человека обратиться к неестественной для него пище — мясной. В ледниковый период человек перешел на питание мясом, чтобы выжить. Привыкнув к мясной пище, человек продолжал употреблять ее, хотя крайняя необходимость в этом уже отпала. Поэтому возникновение вегетарианства в различных регионах мира правильнее назвать возвратом человека к исконному способу питания, запрограммированному генетически. До сих пор существуют племена и народы, не испытавшие влияния оледенения и питающиеся растительной пищей. Это относится, в частности, к некоторым племенам на Филиппинских островах, до нынешнего века не знавшим огня и обработки металла и поразившим европейцев своим здоровьем и моложавым видом.

Несмотря на то, что большая часть человечества перешла на смешанное питание — мясное, молочное, растительное, при достижении определенного уровня цивилизации в разных точках земного шара стало возрождаться вегетарианство. Обращение людей к вегетарианству свидетельствовало о поисках ими более здорового образа жизни, нравственной силы, стойкости, о более гуманном мироощущении. Вегетарианство считалось обязательным во многих, религиозных учениях, философских школах, так как опыт человечества показывал, что отказ от мяса позволял достигнуть духовных высот. Вегетарианский способ питания отвечал требованиям умеренности и самодисциплины, которые всегда считались основой самосовершенствования человека; вегетарианство противопоставлялось распущенности, невоздержанности, культу физических удовольствий, ослабляющих и принижающих человека.

Особый смысл придавался вегетарианству на Востоке, в частности в Индии, где, по религии, после смерти человека его душа не исчезает, а переселяется в другое существо — другого человека, зверя, птицу, насекомое — и продолжает жить. Вот почему убийство животного в этой стране признается таким же грехом, как и убийство человека.

Вегетарианство существовало в Древнем Египте и Древней Греции, где носило религиозную форму. Известно, что атлеты Древнего Рима получали вегетарианское питание для того, чтобы иметь больше силы и энергии.

Сохранившиеся до настоящего времени религии, помимо индуизма, также указывают на растительную пищу как естественную для человека. Информация о том, что человечество питалось растительной пищей с начала своего существования, достигла древних иудеев и преломилась в Библии как описание жизни первочеловека в Раю, где царила гармония между человеком и природой и человек был счастлив.

В христианской религии нет прямых запретов употреблять мясо. Однако мясная пища противопоказана человеку, который стремится к духовному совершенству. Не только монахи дают обет воздерживаться от мясной пищи, но и все верующие не должны употреблять мясных и даже молочных продуктов в дни поста. Бесспорно, эти ограничения имеют глубокий медицинский смысл. В христианских религиозных источниках нет указаний на то, что Христос ел мясо. Более того, некоторые исследователи считают, что он, как и члены секты ессеев, был вегетарианцем. Строгими вегетарианцами были и остаются члены различных религиозных сект, живущие на территории нашей страны и за рубежом: адвентисты, мормоны, зороастрийцы.

Попытки обосновать целесообразность вегетарианства с позиций науки делались еще во времена античности, например, Пифагором. Проблема естественного питания привлекала внимание естествоиспытателей в XVIII — XIX вв.; ею интересовались Гумбольдт, Кювье, который писал: "Человек приспособлен, по-видимому, к питанию преимущественно плодами, корнями и другими сочными частями растений".

Термин "вегетарианство" возник в Англии в 1842 г. В Англии же, в Манчестере, в 1847 г. появилось первое и самое знаменитое Вегетарианское общество, которое уже через год насчитывало 478 членов. Первое собрание лондонских вегетарианцев состоялось в 1849 г. В этом же году вышел первый журнал Вегетарианского общества "Вегетарианский Курьер". С 1953 г. он носит название "Вегетарианец".

В 1887 г. был основан Вегетарианский спортивный клуб, члены которого занимаются велосипедным спортом и легкой атлетикой. Заметим: члены клуба установили 68 национальных и 77 рекордов на местных состязаниях и, что особенно примечательно, завоевали две золотые медали на IV Олимпийских играх. Достаточно вспомнить рекорд Джорджа Аллена в 1908 г. — 60 миль за день в состязаниях по спортивной ходьбе.

В 1889 г. был создан Вегетарианский федеративный союз, на основе которого в 1908 г. — Международный вегетарианский союз. Начиная с этого времени международные встречи вегетарианцев стали, проходить регулярно (во Франции, Югославии, Израиле); а в 1985 г. был организован Европейский вегетарианский союз, который также стал регулярно проводить свои встречи в различных городах Европы.

С начала нашего столетия в Великобритании успешно работали два вегетарианских общества: Лондонское общество и Вегетарианское общество. В 1969 г. эти две организации были объединены в Вегетарианское общество Объединенного Королевства.

В 1871 г. члены одной из английских вегетарианских организаций (41 человек) переселились из Англии в Америку и обосновались в Филадельфии, где их число быстро возросло.

Сейчас в США действуют две основные организации, которые поддерживают вегетарианство с двух позиций — медицинской и моральной: Американский вегетарианский союз и Американское вегетарианское общество. Полагают, что общее число вегетарианцев в США достигает 2,5 — 3 млн. человек.

В Германии и Швейцарии вегетарианские общества появляются в 60-е годы прошлого века; в южных странах — в Италии, Испании, где мясная пища гораздо меньше употребляется, чем в северной Европе, они менее популярны. Во Франции вегетарианство распространилось позднее, так как и там мясная пища не столь распространена, как в более северных районах. В Париже первое общество было основано в 1880 г.

В Англии, Германии, Швейцарии появляются специальные гостиницы и рестораны для вегетарианцев. Европейские специалисты по вегетарианской кухне направляют свои усилия на то, чтобы сделать растительную пищу более питательной и удобоваримой, не забывая при этом о разнообразии и вкусовых ощущениях. В вегетарианских гостиницах стремятся удовлетворить и другие гигиенические требования вегетарианцев: обилие чистого воздуха, условия для занятий физическими упражнениями.

В России вегетарианство стало достаточно заметным движением во второй половине XIX в., главным образом среди религиозных сектантов — духоборов, белоризцев, "свободников" и т.д., а также среди некоторых групп интеллигенции. Распространению вегетарианства в России способствовало опубликование профессором А.Н.Бекетовым в 1878 г. статьи "Питание человека в его настоящем и будущем", а также популяризация вегетарианства Л.Н.Толстым, написавшим по этому вопросу в 1892 г. статью "Первая ступень".

А.Н.Бекетов, например, писал: "Мне бы хотелось возбудить интерес к вопросу о питании человека, как об одной из основных причин, определяющих ход физического и интеллектуального развития всего людского рода...

Огромное большинство людей питается не мясною и не смешанною животно-растительною пищей, а чисто растительною...

Предрассудок о безусловной необходимости смешанной животно-растительной пищи зародился исторически, вследствие долговременной привычки зажиточных классов европейского населения, а также вследствие удобств, представляемых этой пищей.

Указанный предрассудок исчезнет однако же сам собою...

Мы вправе заключить, что преобладание мяса в пище, а тем более исключительно мясная пища, свойственны лишь дикому и варварскому человеку".

В конце XIX в. число сторонников вегетарианства в России достигает нескольких десятков тысяч, в Москве и Петербурге организуются вегетарианские общества, открываются вегетарианские столовые.

Во второй половине XX в. отличительным признаком развития вегетарианства стало более широкое понимание задач вегетарианства его сторонниками. С самого начала вегетарианство имело гуманистический аспект — отрицательное отношение к страданиям и гибели животных, используемых человеком. Движение за более гуманное отношение к животным, начавшееся в Англии, а затем поддержанное в других европейских странах и приведшее к выработке законодательства по защите животных от жестокости (Акт о жестокости в Великобритании — 1926 г.,: во Франции — 1934 г.), не было связано с вегетарианским движением. Защитники животных игнорировали тот факт, что жизнь животных, мясо которых используется как продукт питания, также нуждается в защите. В свою очередь, вегетарианские журналы занимались в основном публикацией рецептов и не касались проблем отношения к животным. В последние годы ситуация качественно изменилась: проблемы любых животных, в том числе и сельскохозяйственных, обсуждаются на страницах изданий обществ по защите животных; вегетарианские журналы, в свою очередь, рекламируют литературу о правах животных. И те, и другие выработали единый подход к решению этических проблем: пропаганда жизни без жестокости, без насилия — в отношении всех живых существ.

Как обстоит дело с вегетарианством в нашей стране? Вегетарианские общества перестали существовать после 1917 г. Идеологизация всех сторон бытия, начавшаяся в 20-е годы, монополизация научной мысли, особенно в общественных науках и биологии, привели к полному вытеснению из науки специалистов, поддерживающих вегетарианство.

Однако даже в те годы, хотя и по инерции, все еще ведутся работы в этом направлении. В первую очередь следует вспомнить о трудах специалиста в области лечебного питания М.И.Певзнера, который утверждал, что "растительная пища менее токсична, при ней мы вводим меньше пуриновых оснований; кроме того, она совершенно не содержит кровяного пигмента, усиливающего гнилостные процессы в кишках".

В заключение данного раздела небезынтересно проследить эволюцию официальной позиции по отношению к вегетарианству на примере нескольких фрагментов статей из разных изданий Большой Советской Энциклопедии (БСЭ).

Итак, в первом издании БСЭ (1928 г.) приводится достаточно полная концепция вегетарианства с более или менее подробной классификацией направлений.

Во втором издании БСЭ (1951 г.) дается краткая характеристика вегетарианства с позиций философии того времени: "Идеологи эксплуататорских классов в своем стремлении скрыть от трудящихся масс истинные принципы экономического неравенства усиленно поддерживают всевозможные антинаучные доктрины, маскирующие моральными принципами "личного усовершенствования" классовую сущность угнетения. Этим и объясняется популяризация вегетарианства в капиталистических странах. Все доводы, приводимые вегетарианцами в пользу питания исключительно растительной пищей, антинаучны". На наш взгляд, эта концепция в комментариях не нуждается.

Статья о вегетарианстве в третьем издании БСЭ (1971 г.), в которой отмечается, что "физиологическая потребность в углеводах, минеральных солях и витаминах может быть обеспечена и растительной пищей даже при повышенной мышечной нагрузке", при всей ее лаконичности носит, как видим, более объективный характер.

Несмотря на то что вегетарианство в нашей стране в течение десятилетий не получало должной поддержки, оно сохранялось: этические и религиозные мотивы отказа от мясной пищи не могли быть вовсе устранены и продолжали действовать. Мощнейшим толчком к распространению гигиенического вегетарианства в нашей стране в последние десятилетия послужило появление у нас зарубежной литературы по йоге и другим оздоровительным системам Востока, а также работ таких известных западных натуралистов, как А. Чейз, Г. Шелтон, К. Джеффри, Н. Уокер, П. Брэгг. По-видимому, этот интерес в известной мере связан с повышением жизненного уровня послевоенных лет и нарастанием заболеваемости болезнями века в результате неумеренного питания и злоупотребления мясной пищей. В стране образуются многочисленные группы здоровья, члены которых, зная о негативных сторонах питания мясом, пытаются отказаться от него.

Способствовал популяризации вегетарианства и метод разгрузочно-диетической терапии (лечебного голодания), который включает последующее вегетарианское питание как обязательный элемент оздоровления. Этот метод многие годы внедрял в отечественную медицину профессор Ю. С. Николаев, потомственный вегетарианец, автор популярных книг о лечебном голодании.

К концу 80-х годов вегетарианство приобрело в нашей стране достаточную популярность и масштабы. В декабре 1989 г. было создано Вегетарианское общество в СССР при Экологическом фонде СССР. Общество объединило вегетарианцев-одиночек, организаторов групп здоровья в различных городах страны, этических вегетарианцев.


 

Глава 2.

Наука и вегетарианство

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.202.209.105 (0.024 с.)