Вегетарианство и проблемы животных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вегетарианство и проблемы животных



 

 

ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ ОТНОШЕНИЯ К ЖИВОТНЫМ

Мы обсуждаем, я уверен, вопрос принципиальной важности для будущего нашей планеты Борьба против видовой дискриминации не второстепенное дело это одна из главных областей, где в сегодняшнем мире происходят моральные и психологические перемены. Это составная часть нового и более широкого понимания мира и счастья.

 

Р.Райдер

 

Для людей, которые стали вегетарианцами по этическим соображениям, ключевым является вопрос их взаимоотношений с окружающим миром. Для них, как правило, вегетарианство не является самоцелью или единственной формой воздержания от причинения вреда животным. Они также считают невозможным убивать или мучить животных ради таких целей, как, например, получение меха, научные исследования, развлечение. Вот почему одним из требований современного движения за права животных является этическое вегетарианство.

В тех случаях, когда моральные и культурные традиции общества или религиозные учения, которых оно придерживалось, были на достаточно высоком этическом уровне, гуманное отношение к животным непременно включало и вегетарианство. Действительно, этичное отношение человека к животным в разных странах и в разные времена развивалось по-разному, но в целом зависело от цивилизованности общества. Интересно посмотреть, как в прошлом относились к животным в различных странах мира, например в странах восточного полушария.

Статус животных и их взаимоотношения с человеком — эти две проблемы весьма занимали древних. Наибольшее количество дошедших до нас письменных источников об отношении к животным относится к Древнему Египту. Люди в те времена острее чувствовали свою связь с животными, зависимость от них своего благополучия. Столь серьезное отношение к роли в жизни человека животных нередко выливалось в их культ. В Древнем Египте, например, кошка считалась священным животным, потому что охраняла от грызунов кладовые с зерном и тем самым спасала людей от голода.

Значительное развитие получило обожествление животных в Египте: богиня Хатор изображалась здесь как корова, бог луны Тот — как бабуин или ибис, бог Бастер — как кошка, Анубис — как шакал, Хорус — как сокол, а богиня Таурт, помогающая в родах, — как бегемот. В Египте эти гуманоидные формы божества обычно имели человеческие тела и головы животного. Позднее в Греции, наоборот, человеческие головы придавали торсам животных — кентаврам, сиренам и гарпиям. Таким образом, древние, по-видимому, стремились передать, насколько тесно переплетены человеческое и звериное начала. В индусской скульптуре такое отношение к животному и человеку существует и посей день.

В Египте за убийство животных, особенно священных, по закону полагалось суровое наказание, вплоть до смертной казни, а, по утверждению Геродота, в позднейшие годы все дикие животные в этой стране считались священными.

В древнегреческой философии проблема животных занимала свое, особое, место.

Следует заметить, что древнегреческая философия имела различные направления, прямо противоположные друг другу. Так, если одна из философских школ, восходящая к Пифагору, проповедовала уважительное отношение человека к другим существам, то другая, основанная Аристотелем, учеником Платона (который, кстати, выступал за вегетарианство), считала неравенство людей и пропасть между людьми и животными как само собой разумеющиеся. Верный этой идее, Аристотель был сторонником сохранения рабства и полагал, что животные созданы для блага человека.

В античной Греции существовали четыре философские школы: анимизм, витализм, механизм и антропоцентризм.

Центральной фигурой среди анимистов был великий математик Пифагор, который утверждал, что животные и люди имеют души одного порядка. Души эти бессмертны, состоят из огня и воздуха и переходят от человека к животному или к человеку путем последовательных перевоплощений (реинкарнаций). Сам Пифагор был строгим вегетарианцем и требовал от себя и от других ежевечернего нравственного отчета перед самим собой с помощью трех вопросов: Что мне не удалось? Что хорошего я сделал? и Чего я не сделал? Безусловно, Пифагор рассматривал доброе отношение ко всем существам как основу нравственности. Неудивительно, что он покупал на рынке живых животных, будь то рыба или птица, только для того, чтобы отпустить их на волю.

Витализм признает различие между органической и неорганической материей. Но в противоположность анимистам, виталисты, Аристотель например, подчеркивали отсутствие связи между душой и телом. Аристотель, не отрицая, что мужчины и женщины — животные, ставил их во главе естественной иерархии и утверждал, что менее разумные должны служить более разумным. Хотя рабы и признавались людьми, которые могли ощущать удовольствие и боль, они все же считались менее разумными, а потому оправдывалась их эксплуатация более разумными. К сожалению, философия Аристотеля одержала верх над философией Пифагора и в течение последующих веков продолжала оставаться господствующей.

Приверженцы третьего учения — механизма — утверждали, что люди и животные — всего лишь механизмы.

Некоторые элементы учения Аристотеля были упрощены и популяризированы древнегреческим писателем и историком Ксенофонтом. Его учение основывалось на заключении, что все на свете создано во имя и на благо человека. Если на достаточно сложной аргументации Аристотеля зиждется высокая западная философская мысль, то для широких масс более доступен примитивный антропоцентризм Ксенофонта. Все — анимисты, механисты и виталисты — признавали принципиальное сходство между человеком и животным. И только антропоцентристы видели между ними пропасть.

В Древней Греции отсутствовали законы, защищающие животных. И все же там не наблюдалось столь жестокого обращения с животными, как в Древнем Риме. Именно римское общество печально прославилось крайне жестокими развлечениями, которые поддерживались правителями Римской империи. И это не случайно: ведь Древний Рим был воинственной державой и чувствительность здесь старались подавлять. Бессчетное количество животных гибло на арене цирка для развлечения публики. Животных, доведенных до безумия раскаленным железом и стрелами, концы которых окунали в горящую смолу, затравливали до смерти. В Колизее при Тите ежедневно погибали мучительной смертью пять тысяч животных — львы, слоны, даже жирафы и бегемоты.

Во времена Плутарха для улучшения вкуса мяса животных подвергали жесточайшим мучениям: топтали и жгли вымя у коров, которые должны были отелиться, зашивали глаза лебедям и журавлям, протыкали раскаленным вертелами живых свиней. Однако и в Риме все же были писатели-гуманисты, которые проявляли сострадание к животным. Достаточно назвать Цицерона, выразившего сострадание слонам, которых медленно замучивали насмерть на арене. В то время была популярна история о рабе Анд-рокле, брошенном в ров на растерзание льву, которому незадолго до этого он удалил из лапы шип. Случилось чудо: лев узнал и приветствовал Андрокла с нежностью и не стал его есть.

Правда, несмотря на жестокость нравов общества того времени, в нем были и выдающиеся философы-гуманисты. Так, и философы Порфирий и Плотин, и государственный деятель Сенека были вегетарианцами. Среди них наиболее выдающимся вегетарианцем был Плутарх, который в противоположность Пифагору основывал свое вегетарианство не на идее перевоплощения, а на утверждении доброты как по отношению к людям, так и к животным.

Средние века также отличались жестокостью и к людям, и к животным. К сожалению, сведений о взаимоотношениях человека и животного в это время явно недостаточно. И все же и тогда ощущение родства человека с животными считалось само собой разумеющимся с вытекающими отсюда хорошими и плохими последствиями.

Известно, что животных, совсем как людей, украшали колокольчиками и лентами, с ними разговаривали и называли по именам. Их предполагаемое моральное или аморальное поведение или их социальный статус могли спасти или погубить их.

Еще более показателен обычай требовать от животных нести ответственность за содеянные преступления. Так, в европейских странах, особенно во Франции, обычной вещью были суды над животными и казнь через повешение. К примеру, в 1595 г. в Нидерландах была повешена собака, и ее тело долго оставалось на виселице как бы в назидание другим собакам, чтобы они знали, что нельзя кусать детей.

Нельзя не сказать, что в средние века животные-преступники имели то преимущество, что их судили по закону, а не уничтожали массами и беззаконно, как сегодня. С ними обращались до некоторой степени уважительно, как с "людьми". Несомненно, в те времена животных воспринимали как существ, очень близких к человеку. Их рассматривали как часть большой классовой системы, и отношения между животным и его хозяином представлялись аналоточными тем, которые складывались между крестьянином и его господином. В определенной степени классовые понятия человека распространялись и на животных: соколы, борзые, спаниели и чистокровные лошади относились к "благородным" существам, кошки—к "низким"; орлы, киты и львы считались "царями" в своих "царствах".

В целом же по отношению к животным люди проявляли бесчувственность к чужим страданиям и бездумность. Охота, травля животных, бои зверей рассматривались как спорт и развлечение. В одних случаях добычу находили и убивали, в других — пойманное животное мучили. Оба эти вида спорта удовлетворяли таким глубоко заложенным в человеке инстинктам, как преследование и запугивание. Вторая причина таких развлечений также ясна — это обычно был повод для светских встреч. Более того, охота считалась аристократическим времяпрепровождением, традиционной забавой королей. Так, английская королева Елизавета I, сидя в беседке в окружении слуг, любила стрелять с близкого расстояния в оленей, которых специально подгоняли для этого. Королева охотилась и обычным способом: слезая с лошади, она перерезала горло животному. Однажды она позволила себе отрезать уши у перепуганного до смерти зайца, прежде чем разрешила вернуть его к собратьям.

Во многих европейских странах охота стала зрелищным спортом, при котором происходило тщательно инсценированное массовое убийство загнанных в одно место животных. В Германии, например, оленей прогоняли через триумфальные арки или загоняли в озеро, где мужчины в маскарадных костюмах разрубали их мечами. Английский король Джеймс I любил ходить босиком по лужам крови животных, уверенный, что это укрепляет его мышцы.

Эпоха инквизиции принесла величайшие страдания не только людям, но и животным: кошек, например, которых считали пособницами в колдовстве, сжигали, как и "ведьм", на кострах.

К концу средневековья обращение с животными в Европе стало еще более жестоким, причем усиливающийся антропоцентризм Ренессанса предвещал несколько столетий несравненной жестокости. Господствовало мнение, что животным жизнь дана для того, чтобы служить людям. Эта точка зрения служила оправданием жестоким развлечениям. Философом, обосновавшим правомерность антропоцентризма, а отсюда и правомерность жестокостей по отношению к животным, был Рене Декарт (XVI-XVII вв). Именно Декарт считается отцом современной философии. Он был захвачен идеями новой, развивающейся науки — механики и пытался переносить механистические принципы на живую материю. Но в то же время как христианин Декарт верил, что человека отличает от всех остальных существ наличие у него души. Животные же, у которых, по мнению Декарта, души не было, не могли ни чувствовать, ни понимать. Вот почему оправдывалось безразличие к страданиям животных. Убеждение Декарта в том, что у человека нет нравственного долга перед другими существами, разделяли и другие известные философы, например Иммануэль Кант, который в своих лекциях по этике утверждал, что по отношению к животным "мы не имеем здесь прямого долга. Животные не имеют сознания и представляют собой только средство для достижения цели. Эта цель — человек".

В эпоху Возрождения травля животных становилась все более варварской. Практически любого зверя, который имел несчастье быть пойманным живьем, будь то медведь, бык, обезьяна, кошка, даже лошадь, привязывали к столбу и затем на него набрасывались. Обычно животных травили собаками, медведей, которых обычно сначала ослепляли, травили сами люди. Вот как травили ослепленного медведя в Англии: "Пять или шесть людей, стоявшие вокруг с бичами, били его беспощадно, потому что он не мог никуда убежать из-за цепи; он защищался со всей силой и умением, отшвыривая тех, кто подходил слишком близко и кто не был достаточно проворен, чтобы отскочить, вырывая у них из рук бичи и ломая их".

Во времена Тюдоров травля медведей в Англии достигла зенита своей популярности, по всей стране содержалось огромное количество медведей. Самый известный зверинец, в котором содержались медведи, был в Саутварке, куда пускали по тысяче зрителей, чтобы они могли наблюдать мучительную травлю животных.

Популярными были и петушиные бои. Еще одним кровавым видом спорта было "кидание" в петухов: петуха или курицу привязывали к столбу и затем кидали в него палками до тех пор, пока не убивали его. Подобный вид спорта, состоящий в кидании камней в живых кроликов, подвешенных к столбам, сохраняется и до настоящего времени в некоторых районах Испании.

Необыкновенной была жестокость детей. Они развлекались, кидая предметы в петухов, привязывая кастрюли к хвостам собак, обдирая кожу с живых лягушек, сбрасывая с высоты кошек, надувая через соломинку жаб и протыкая иглами голову цыплятам.

Жестокие развлечения в Англии продолжались и в XVIII в. Особенно отличалась в этом молодежь. Охота на утку, связанную с совой, травля быков, барсуков и кошек, бои собак — все эти развлечения были распространены в частных школах для мальчиков с полного одобрения начальства.

Как ни жестоки были нравы Возрождения, лучшие люди того времени проявляли признаки сострадания к животным. Одной из наиболее ярких личностей эпохи Возрождения был Леонардо да Винчи (XVI в.), которого страдания животных волновали настолько сильно, что он стал вегетарианцем. Достоверных сведений об отношении Леонардо да Винчи к животным сохранилось мало; известно, правда, что он покупал птиц в клетках лишь для того, чтобы потом их выпустить. Известны его слова: "О, Боже праведный! Почему ты не восстанешь от сна и не узришь, какое зло сотворяют твоим созданиям?"

Томас Мор, известнейший писатель-гуманист, в знаменитом своем произведении "Утопия" писал о необходимости сострадания к животным. Разумеется, жители его "Утопии" не убивали животных и презирали такие "глупые развлечения", как охота с собаками и соколами.

И в произведениях гениального Уильяма Шекспира проявляется его сострадание к животным. Вот, к примеру, Изабелла в пьесе "Мера за меру" размышляет:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.26.131 (0.018 с.)