Вегетарианство и проблема выращивания продуктов питания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вегетарианство и проблема выращивания продуктов питания



 

Погоня за огромными урожаями, столь нужными, чтобы прокормить не только людей, но и скот, привела к необходимости применять в сельском хозяйстве такие крайне вредные химические вещества, как минеральные удобрения, пестициды и пр. Загрязнение внешней и внутренней среды человека токсичными, чужеродными для его организма веществами не только порождает заболевания, получившие название болезней века (см. 2.2.), но и имеет мутагенное действие, т.е. неблагоприятно влияет на наследственность. А при обширности контактов с токсичными веществами это означает разрушение здорового генофонда всего населения планеты. Как известно, процесс этот необратим и означает вырождение вида.

Применение соединений азота — нитратов и нитритов — в качестве удобрения весьма взволновало широкую общественность. Правда, нельзя не напомнить, что нитраты употреблялись при изготовлении колбасных изделий (колбас, ветчины и т.д.) для придания им розового цвета с давних пор. Причем вредные химические соединения вводятся в мясные продукты не только при их изготовлении: для ускорения откорма и в лечебных целях животным вводятся препараты (гормоны, антибиотики и др.), опасные для здоровья человека (см. 2.3.).

Угрозу здоровью людей представляют мясо, и даже молоко (хотя и в меньшей степени) животных, которых пасли на "культурных" удобренных участках. Причем, если пестициды и прочие химические вещества наносят вред, когда они улавливаются растениями, то они становятся еще опаснее, если их получают через мясо, потому что скот многократно поедает зараженные растения и накапливает в своем организме такую дозу токсичных веществ, которая значительно превышает их содержание в растениях.

Если вегетарианцам не грозит опасность загрязнения организма через продукцию животноводства, то применение химикатов в полеводстве, садоводстве остается для них угрозой.

Вот некоторые советы, которые предлагает медицина по снижению риска загрязнения организма нитратами и нитритами.

Чем вредны нитраты: в организме они восстанавливаются в нитриты и быстро всасываются в кровь, где взаимодействуют с гемоглобином, образуя метагемоглобин. В результате возникает кислородное голодание.

Высокая концентрация нитратов в питьевой воде или в продуктах питания может вызывать острое отравление, поражения центральной нервной системы.

Нитраты накапливаются в свежих овощах: в картофеле и огурцах — в основном ближе к поверхности, а в капусте и в моркови — внутри. Поэтому с картофеля и огурцов лучше срезать больше кожицы, а у капусты не употреблять в пищу кочерыжку и прилегающие к ней листья.

При длительном хранении в овощах снижается содержание нитратов, а в пролежавших зиму они почти не обнаруживаются.

Значительно разрушаются нитраты и нитриты в процессе квашения овощей. Так, в квашеной капусте их содержание резко падает в течение первой же недели.

Возможно ли получать достаточные урожаи, не используя химические удобрения? Да. Во-первых, людям, если они перейдут на вегетарианское питание, будет хватать продуктов растениеводства, так как необходимость вскармливать скот на мясо отпадет, а молочное животноводство требует значительно меньшее количество скота, чем мясное. Во-вторых, вместо химических удобрений можно применять не навоз или птичий помет, как это принято, а органические удобрения, которыми служит, например, компостная масса из растительных компонентов — пищевых отходов, листьев деревьев и пр. Кстати, в веганских общинах за рубежом именно так и удобряют землю. При питании людей по веганскому типу пахотная земля получает оптимальный режим использования: не нарушается состав микроорганизмов в почве; не вносятся "чужеродные" удобрения, не отравляются, не загрязняются почва и почвенные воды.

Есть еще один, правда, очень необычный способ повышения урожайности — это музыкальная стимуляция растений.

Эра использования музыки для повышения урожайности растений началась в 50-х годах нашего столетия. А.Л. Лубров в своей книге "Музыка и растения" рассказывает о работах Е. Кэмби (США), который, например, проигрывал пшенице, растущей на делянках, скрипичные сонаты И.С.Баха. В результате этого урожай семян повышался на 66 %.

Многие годы исследовал влияние музыки на растения индийский ученый профессор ботаники Т.Ц.Н. Сингху. Растениям проигрывались древние индийские мелодии — раги. Опыты проводились как с декоративными растениями (астры, петуньи, белые лилии), так и сельскохозяйственными культурами (лук, редис, батат, кунжут). Растения озвучивались в течение нескольких недель утром перед восходом солнца. Ученый установил, что гармоничные звуковые волны положительно действуют на рост, цветение, плодоношение и урожайность растений.

Замечательный результат был также получен американским фермером-исследователем Даном Карлосом, вырастившим в домашних условиях самое большое растение в мире. С помощью ежедневного проигрывания музыкальных произведений И.С. Баха и А. Вивальди, а также музыки, напоминающей щебетание птиц, и особого раствора для внекорневой подкормки он вырастил страстоцвет пурпурный высотой в 180 м при обычной высоте всего 54 см. Этот результат, занесенный в знаменитую книгу рекордов Гиннеса, и был назван "Озвученный цветок".

Канадский исследователь П. Вайнбергер с сотрудниками в течение 4 лет экспериментировал на озимых и яровых сортах пшеницы. Было установлено, что увеличение урожая в 2 раза можно получить при воздействии на растения звуковых волн частотой 5 кГц. Ученый объяснил это явление резонансным механизмом, способствующим ускорению прохождения в растениях обменных процессов. Оказалось, что звуковые волны определенной частоты способны активизировать физиологические и биохимические реакции в.растениях.

Упомянутый нами А.П. Дубров, анализируя ряд работ, объясняющих механизм действия музыки на растения с биохимических позиций, пришел к следующим выводам. Известно, что обмен веществ в живом организме осуществляется с помощью специальных активных белков — ферментов, которые воздействуют на соответствующие вещества — субстраты, образуя "фермент-субстратные комплексы". Скорость образования таких комплексов измеряется числом оборотов, показывающим, сколько раз в единицу времени молекула фермента соединяется с молекулой субстрата. Когда ученые сравнили число оборотов "фермент-субстратного комплекса" в некоторых биохимических реакциях, то оказалось, что они соответствуют частоте музыкальных звуков — до, ре, ми, фа, соль! В подтверждение этого вывода А.П Дубров цитирует биофизика С.Э. Шноль: "...то или иное состояние клетки характеризуется определенным звуковым ансамблем, так что... биохимия роста травы характеризуется... целой симфонией звуков". И далее: "Помимо молекулярных звуков, в живых клетках, состоящих из оболочек и многочисленных мембран, возникает новый механизм генерации звука — движение мембран, так что вокруг каждой клетки возникает сложное звуковое поле". Все это обосновывает гипотезу, согласно которой в основе биологического действия музыки на растения лежит резонансный механизм.

Эффективный метод воздействия музыки на растения принес много замечательных результатов. "Озвученный цветок" работает безотказно, на него получено 144 лицензии, он проверен на разных растениях и в различных почвенно-климатических условиях. Озвученные растения по сравнению с выращенными в естественной тишине обладают не только большим плодородием, но и более высокой питательной ценностью. Вот несколько примеров. При анализе озвученных пшеничных ростков выявлено, что содержание витамина А в них в 20 раз, а витаминов С и В6 — в 5 раз больше, чем в растениях, которые не подвергались озвучиванию. Анализ апельсинового сока из озвученных плодов показал, что содержание в нем витамина С составляет 121 %, а в стручках озвученной фасоли уровень белка достигает 27 % по сравнению с 12-15 % в обычных.

На наш взгляд, приведенные примеры убедительно показывают, что путем воздействия на растения звуковых волн определенной частоты можно получать более высокие урожаи и выращивать культуры, обладающие более высокой биологической ценностью. Автор метода "Озвученный цветок" Дан Карлос создал фирму, где фермеры могут приобретать кассеты с музыкальными записями, гарантирующими повышение роста и урожайность растений. Как это ни фантастично, но, очевидно, настанет время, когда земледельцы всего мира перейдут на этот способ повышения урожайности, а растительные продукты перестанут представлять опасность для их потребителей.

 

 


 

Глава 7.

Юмор вегетарианцев

 

 

 

 

Вегетарианцы не прочь подшутить над теми, кто боится "умереть без мяса", но они также готовы посмотреть со стороны и на себя и присоединиться к смеху невегетарианцев, когда те видят что-нибудь забавное в них самих.

Кулинарное искусство, как утверждали некоторые наши прадеды, было придумано дьяволом в очень неблаговидных целях по отношению к человеку. Действие остросюжетного рассказа, приведенного ниже, строится как раз вокруг роскошных мясных блюд.

 

РЕЦЕПТ УБИЙСТВА

Так же, как и вилла, утопавшая в цветах, вовсе не была тем, чего он ожидал, хозяйка этой виллы одним лишь своим видом внесла сумятицу в его расчеты и предварительные соображения. Мадам Шалон, сорока лет, не соответствовала обычным представлениям о женщине-убийце: она не напоминала ни Клеопатру, ни, напротив, ведьму... Скорее Минерва, богиня мудрости, сказал он себе, любуясь ее большими влажными глазами, почти не уступавшими в яркости синевы кобальтовой глади Средиземного моря — оно блестело за высокими окнами гостиной, в которой они сидели.

— Рюмочку дюбоннэ, инспектор Мирон?— Ожидая его ответа, она приготовилась разливать вино.

Инспектор колебался, и в глазах ее засветилась беззлобная усмешка: воспитанность, однако же, не позволила ей улыбнуться открыто.

— Спасибо, с удовольствием, — недовольный собой, он произнес эти слова неестественно громко.

Мадам Шалон первая сделала маленький глоток, как бы едва заметно намекая: "Вот видите, месье Мирон: вам ничего не угрожает". Это было сделано искусно. Не слишком ли искусно?

Затем с полуулыбкой она сказала:

— Вы пришли, чтобы выяснить, как я отравила своих мужей.

— Мадам! — Опять он колебался, приведенный в замешательство. — Мадам, я...

— В префектуре вы наверняка уже были. А вся Вильяфранка считает меня отравительницей, — спокойно сказала она.

Инспектор решил перейти на строгий, официальный тон:

— Мадам, я пришел просить разрешения извлечь из могилы тело Шарля Вессера, умершего в январе 1939 года, а также тело Этьена Шалона, умершего в мае 1946 года, с целью судебно-медицинского исследования некоторых внутренних органов. Вы отказали в этом разрешении сержанту Люшеру из местной полиции. Почему?

— Люшер — грубый человек. Я нашла его просто отвратительным. В отличие от вас он полностью лишен тонкости. Так что я отказала человеку, а не закону. — Она поднесла рюмку к полным губам. — Вам я не откажу, инспектор Мирон. — Она смотрела на него чуть ли не с восхищением.

— Вы мне льстите.

— Потому что, — негромко продолжала она, — я совершенно уверена, зная методы парижской полиции, что эксгумация уже проведена втайне от меня. — Она притворилась, что не замечает краски смущения на его лице. — И анализы не установили присутствия какого-либо яда. Вы растеряны? Ничего не найдено — что делать дальше? И вот вы, новый человек в расследовании этого дела, приехали ко мне, чтобы оценить меня, мой характер, мою способность к самоконтролю и чтобы выведать в разговоре со мной хотя бы косвенные доказательства моей вины.

Стрелы так точно поразили цель, что не имело смысла что-либо отрицать. Лучше прибегнуть к обезоруживающей прямоте, быстро решил Мирон.

— Совершенно верно, мадам Шалон. Вы не ошиблись. Но, — он внимательно посмотрел на нее, — если умирают один за другим два мужа, — оба пожилые, но еще совсем не старые, оба от острого пищеварительного расстройства, оба меньше чем через два года после свадьбы, причем оба оставляют немалые деньги... Вы меня понимаете?

— Конечно. — Мадам Шалон подошла к окну, и на фоне голубой воды еще нежнее, казалось, стал ее профиль, еще изящнее плавная линия груди. — Хотите услышать мое признание, инспектор Мирон?

Это была женщина в расцвете, пленительная женщина, и ее голос, в котором звучали, чуть ли не ласкательные нотки, заставил Мирона внутренне напрячься: ловушка...

— Если вам будет угодно его сделать, мадам Шалон, — сказал он, притворяясь безразличным. "Опасная женщина. Очень опасная женщина".

— Мне будет угодно.

Мадам Шалон не улыбалась. Дуновение ветра из открытого окна донесло до него аромат ее духов. Или это был аромат из сада? Из осторожности он не вынул блокнот. Не может быть, чтобы она так легко призналась. И все же...

— Вы знаете что-нибудь об искусстве приготовления пищи, мосье Мирон?

— Я из Парижа, вы разве забыли?

— И об искусстве любви тоже?

— Я ведь уже сказал, что я из Парижа.

— Тогда, — она сделала глубокий вдох, — я могу сказать вам, что я, Гортензия Евгения Виллеруа Вессер Шалон, медленно и намеренно, с полным сознанием цели убила своего первого мужа Шарля Вессера, пятидесяти семи лет, а затем и второго, Зтьена Шалона, шестидесяти пяти лет.

— На это была причина, я полагаю? "Не сон ли это? Или она сошла с ума?"

— За Вессера я вышла по настоянию своей семьи. Шарль Вессер, как я вскоре поняла, был свиньей с волчьим аппетитом. К тому же, инспектор, он был грубиян, беспрестанно сквернословил, бахвалился, обманывал бедных и невинных... Ну, сущая свинья, поверьте мне. Вечно грязный, неопрятный, со всеми отвратительными привычками пожилого возраста и вовсе без присущего этому возрасту достоинства... Так вот, своей необычной прожорливостью он испортил себе желудок...

Инспектор еще в Париже собрал свою информацию о Вессере и составил примерно такое же представление о нем, поэтому сейчас он только кивнул.

— А мосье Шалон?

— Он был старше, как и я была старше, когда выходила за него замуж.

С легкой иронией:

— У него тоже было плохое пищеварение?

— Несомненно. Что еще усугублялось его слабоволием. Он ни в чем не мог себе отказать. Возможно, он был менее груб, чем Вессер... Возможно, более испорчен по сути своей, потому что чересчур тесно общался с немцами во время оккупации... Почему они всегда заботились о том, чтобы у нас не было недостатка в самой лучшей, самой дорогой пище и тонких винах, когда каждый день дети падали на улицах от голода? Пусть я убийца, инспектор, но я еще и француженка. Я решила без всяких сожалений, что Шалон должен умереть, как умер Вессер...

Осторожно, очень осторожно инспектор спросил:

— Как именно, мадам Шалон?

Она повернулась к нему, и лицо ее озарилось улыбкой.

— Вы знакомы, может быть, с такими блюдами, как индейка, фаршированная каштанами, котлеты "де-воляй" по-индейски, омлет с сюрпризом по-неаполитански, суп жирный по-багратионовски, баклажаны по-турецки, жаркое из перепелов?...

— Остановитесь, мадам Шалон! У меня разыгрался зверский аппетит, и в то же время я погребен под грудой съестного. Такое богатство пищи! Такое...

— Вас интересовал мой метод, инспектор Мирон. Я использовала эти блюда и еще сотню других. И в каждое из них я добавляла частицу... — она неожиданно замолчала.

Гигантским усилием воли инспектор не дал своему голосу дрогнуть, когда, допив дюбоннэ, спросил:

— Частицу чего, мадам Шалон?

— Вы наводили обо мне справки. Вы знаете, кто был мой отец.

— Жан-Мари Виллеруа, гениальный повар, непревзойденный ученик непревзойденного Эскоффье. Его называли единственным достойным преемником Эскоффье...

— Вот именно. А ведь когда мне было двадцать два года, отец сказал, что, если не принимать во внимание некоторых моих мелких погрешностей в приготовлении наиболее изысканных бульонов, он считает меня равной себе в поварском искусстве...

— Очень интересно. Снимаю перед вами шляпу. — Мирон не понимал, как эта женщина может говорить сейчас о таких неуместных вещах. — Но вы сказали, что вкладывали в каждое из этих несравненных блюд частицу...

— Частицу моего искусства, и не больше. Только это, и ничего другого, инспектор. Искусства Эскоффье и Виллеруа. И разве такие, как Вессер и Шалон, могли устоять? Три, четыре раза в день я обильно кормила их калорийнейшей пищей в величайшем разнообразии. Они набивали себе животы, спали, потом вновь набивали животы и пили вино, много вина, чтобы опять есть и есть... Странно, что они при такой диете еще довольно долго протянули.

Тишина напоминала биение далеких часов. Инспектор Мирон поднялся так резко, что женщина испуганно вздрогнула.

— Вечером вы поедете со мной в Ниццу, мадам Шалон.

— В полицейский участок, инспектор?

— Нет, в казино, мадам. Мы будем пить шампанское и слушать музыку. И разговаривать.

— Но, инспектор Мирон!..

— Послушайте меня, мадам. Я холостяк. Сорока четырех лет. Говорят, выгляжу еще неплохо. У меня есть сбережения. Меня нельзя назвать крупным призом, но и пренебрегать мною не стоит. — Он посмотрел ей в глаза. — Я хочу умереть.

— Даже самые вредные для здоровья блюда, — сказала мадам Шалон, подумав, — не обязательно смертельны, если соблюдать меру... Вы не хотите поцеловать мне руку, инспектор Мирон?

С-П. Доннел

Перевод с английского

А.Брехмана


 

Увы, не все, даже врачи, верят в опасность мясных пиршеств и добросовестно пытаются спасти вегетарианцев от гибели.

Существует анекдот о Бернарде Шоу. Когда писателю минуло семьдесят лет, его спросили, как он себя чувствует. "Прекрасно, прекрасно, — ответил Шоу, — только мне докучают врачи, утверждая, что я умру, если не буду есть мяса". Прошло 20 лет. Девяностолетнего Бернарда Шоу спросили опять, как он себя чувствует. "Прекрасно, — отвечал он. — Больше меня никто не беспокоит: те врачи, которые меня пугали, что я не смогу прожить без мяса, уже умерли".

Завершим эту небольшую главу забавным рассказом о том, как мерялись силами вегетарианцы с невегетарианцами.

 

КТО ВЫНОСЛИВЕЕ?

 

В канун XX века Берлинское вегетарианское общество устроило состязание по спортивной ходьбе на изрядную дистанцию — 112 км. Как и в наши дни, ход борьбы комментировали спортивные обозреватели и корреспонденты столичных и провинциальных газет. Был среди них и спецкор "растительных петербуржцев". К этому времени увлечение вегетарианством только-только достигло берегов Невы, и в "обществе" быть "трупоедом" считалось крайне неприличным. В опубликованном этим корреспондентом отчете радостно извещалось, что из 8 участвовавших в соревнованиях вегетарианцев к финишу все пришли в "блестящем состоянии". Лишь спустя час, после того как финишную прямую под овации публики пересек последний любитель фрикаделек из спаржи, вдали появился первый "мясоед". Тяжело дыша, он приблизился к судейскому столику и потребовал водки, дабы поддержать свое плачевное состояние. Остальных "пожирателей трупов" собравшиеся так и не дождались: они сошли с дистанции на полдороге и, как полагал спецкор, осели в придорожной корчме за кружкой пива и шницелем по-гамбургски.

Ю.Новиков


ЛИТЕРАТУРА

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.105 (0.048 с.)