Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неравенства с одной переменнойСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предложения 2х+7>10-х, х2+7х<2, (х+2)(2х-3)> 0 называют неравенствами с одной переменной. В общем виде это понятие определяют так: Определение. Пусть f(х) и q(х) - два выражения с переменной х и областью определения X. Тогда неравенство вида f(х) < q(х) или f(х) > q(х) называется неравенством с одной переменной. Множество Х называется областью его определения. Значение переменной х из множества X, при котором неравенство обращается в истинное числовое неравенство, называется его решением. Решить неравенство - это значит найти множество его решений. Так, решением неравенства 2 х +7>10- х, х Î R является число х=5, так как 2×5+7>10-5- истинное числовое неравенство. А множество его решений - это промежуток (1, ¥), который находят, выполняя преобразование неравенства: 2х+7>10-х Þ 3х> Þ х>1. В основе решения неравенств с одной переменной лежит понятие равносильности. Определение. Два неравенства называются равносильными, если их множества решений равны. Например, неравенства 2х+7>10 и 2х>3 равносильны, так как их множества решений равны и представляют собой промежуток Теоремы о равносильности неравенств и следствия из них аналогичны соответствующим теоремам о равносильности уравнений. При их доказательстве используется свойства истинных числовых неравенств. Теорема 3. Пусть неравенство f(х) > q(х) задано на множестве Х и h(х) - выражение, определенное на том же множестве. Тогда неравенства f(х) > q(х) и f(х)+ h(х) > q(х)+ h(х) равносильны на множестве X. Из этой теоремы вытекают следствия, которые часто используются при решении неравенств: 1) Если к обеим частям неравенства f(х) > q(х) прибавить одно и то же число d, то получим неравенство f(х)+ d > q(х)+ d, равносильное исходному. 2) Если какое-либо слагаемое (числовое выражение или выражение с переменной) перенести из одной части неравенства в другую, поменяв знак слагаемого на противоположный, то получим неравенство, равносильное данному. Теорема 4. Пусть неравенство f(х) > q(х) задано на множестве Х и h(х) - выражение, определенное на том же множестве, и для всех х из множества Х выражение h(х) принимает положительные значения. Тогда неравенства f(х)× h(х) > q(х)× h(х) равносильны на множестве X. Из этой теоремы вытекает следствие: если обе части неравенства f(х) > q(х)умножить на одно и то же положительное число d, то получим неравенство f(х) × d > q(х) × d, равносильное данному. Теорема 5. Пусть неравенство f(х) > q(х) задано на множестве Х и h(х) - выражение, определенное на том же множестве, и для всех х их множества Х выражение h(х) принимает отрицательные значения. Тогда неравенства f(х) > q(х) b f(х)× h(х) < q(х)× h(х) равносильны на множестве X. Из этой теоремы вытекает следствие: если обе части неравенства f(х) > q(х) умножить на одно и то же отрицательное число d и знак неравенства поменять на противоположный, то получим неравенство f(х)× d < q(х) × d, равносильное данному. Решим неравенство 5х - 5 < 2х - 16, х Î R,и обоснуем все преобразования, которые мы будем выполнять в процессе решения.
Решением неравенства х < 7 является промежуток (- ¥, 7) и, следовательно, множеством решений неравенства 5х - 5 < 1х + 16 является промежуток (- ¥, 7). ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. ВЫРАЖЕНИЯ И ИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ. ЧИСЛОВЫЕ РАВЕНСТВА И НЕРАВЕНСТВА С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ. Цель. Уточнить и углубить знания о выражениях (числовых и с переменными), о числовых неравенствах и равенствах. Теоретическая часть Вопросы к изучению 1. Алфавит математического языка. 2. Выражения (числовые и с переменными), их тождественные преобразования. 3. Числовые равенства и неравенства, их свойства. Основные понятия темы Ø числовое выражение; Ø значение числового выражения; Ø выражение, не имеющее смысла; Ø выражение с переменной (переменными); Ø область определения выражения; Ø тождественно равные выражения; Ø тождество; Ø тождественное преобразование выражения. Ø числовое равенство; Ø числовое неравенство.
Практическая часть Обязательные задания 1. Среди следующих записей укажите числовые выражения: а) 42: 5; б) 27; в) 32 + -): 14; г) 2 × 7 = 7 × 2; д) (17 + 130: 10 – 15; е) 142 > 71 × 2. 2. Какие из следующих выражений имеют смысл, если рассматривать их на множестве натуральных чисел: а) (135+67) × 12; б) (135 - 217):2; в) 362: 4? 3. Какие из нижеприведенных записей являются выражениями с переменными: а) 8 + 0,3b; б) 21 – (4 + у); в) х + 2у < 7; г) 32: у + 3 = 5у? 4. Установите, какая область определения выражений, если рассматривать их на множестве действительных чисел: а) (3 – у): 64; б) 64: (3 – у); в) (5 + х): (х – 12). 5. Известно, что выражение называется по своему последнему действию. Укажите порядок действий и дайте название каждому выражению:
6. Вычислите значение выражения: а) ((36: 2 – 14) × (42 × 2 – 14) + 20): 2; б) (72: 12 – (18 – 15)): (24: 3 – 2 × 4); в) (16,583: 7,21 + 54,68 × 853,2 + 28,82 × 0,1): 1, 6 – 1,02. 7. Выясните, являются ли выражения 3 (4 - х) и 12 – 3х тождественно равными на множестве: а) {1, 2, 3, 4}; б) действительных чисел. 8. Какие из следующих равенств являются тождествами на множестве действительных чисел: а) 3р + 5а = 5а + 3р; в) 3р × 5а = 5а × 3р; б) 3р – 5а = 5 а -3р; г) 3р: 5а = 5а: 3р? 9. Обоснуйте каждый шаг в преобразованиях следующих выражений: а) 324×5 =(300+20+4)×5= 300×5+20×5+4×5= 1500+100+20 = 1500+120 = 1620; б)97×12 =(100 - 3) ×12= 100×12-3×12= 1200-36= 1100+(100-36)= 1164; в) 5 (1-2х)+ 10х = 5-10х+ 10х = 5. 10. Объясните, почему отношение «иметь одно и то же значение на множестве числовых выражений является отношением эквивалентности. Какие следствия из этого факта используются при выполнении тождественных преобразований числовых выражений? 11. Упростите выражение путем тождественных преобразований: а) 6 (2аb-3)+2а (6b-5); б) (12а-16b):4 - (10а-4b). 12. Сравните значения выражений, не выполняя действий: а) (30+56) × 5 и 30×5+56×5; б) (19+4) × 7 и 19×7+10×7; в) (14-7) × 6 и 16 × 6 - 7×6; г) (18 - 9) ×7 и 18 × 7 – 11 × 7. 13. Решите задачу; решение запишите в виде выражения: а) На туристическую базу прибыли в один день 150 туристов, другой день 170. Чтобы пойти по маршрутам, 200 туристов разбились на группы, по 20 человек в каждой, а остальные по 15 человек в группе. Сколько получилось групп? б) В мастерской за 5 дней сшили 2000 фартуков. Сколько фартуков сошьют за 8 дней, если будут шить в день на 50 фартуков больше? в) Слесарь обработал 6 деталей. Первую деталь он обрабатывал 18 мин, а каждую следующую на 3 мин быстрее, чем предыдущую. Сколько минут потребовалось для обработки всех деталей? 14. Установите, какие из следующих числовых равенств и неравенств истинны: а) б) в) 1, 0905: 0,025 – 6,84 × 3,07 + 2,38: 100 < 4, 8: (0,04 × 0,006). 15. Проверьте, истинны ли числовые равенства: 13×93 = 31×39,14×82 = = 41×28, 23×64 = 32×46. Можно ли утверждать, что произведение любых двух натуральных чисел не изменится, если в каждом множителе переставить цифры? 16. Известно, что х > у - истинное неравенство. Будут ли истинными следующие неравенства: а) 2х > 2у; в) 2х – 7 < 2у – 7; б) - ; г) – 2х – 7 < - 2у – 7? 17. Известно, что а < b - истинное неравенство. Поставьте вместо * знак «>» или «<» так, чтобы получилось истинное неравенство: а) – 3,7 а * - 3,7 b; г) _ * - ; б) 0,12 а * 0,12 b; д)-2(а+5) * -2(b+5); в) * ; е) (а-1) * (b-1) 18. Дано неравенство 5 > 3. Умножьте обе его части на 7; 0,1; 2,6; . Можно ли на основании полученных результатов утверждать, что для любого положительного числа а неравенство 5а > 3а истинно? 19. Выполните задания, которые предназначаются ученикам начальных классов, и сделайте вывод о том, как трактуются в начальном курсе математики понятия числового равенства и числового неравенства: а) Запиши два верных равенства и два верных неравенства, используя выражения: 9 × 3, 30 - 6, 3 × 9, 30 - 3. б) Расставь скобки так, чтобы равенства были верными: 4 + 2 × 3 = 18; 31-10-3=24; 54-12+8=34. в) Поставь вместо * знаки действий так, чтобы получились верные равенства: 3*6*2=9; 9*3*6=18. Творческие задания 1. Какие ответы учеников вы будете считать правильными при выполнении ими задания - сравнить выражения, не вычисляя их значения: а) 70 × 32+9 × 32...79×30+79×2; б)7 × 4+3 × 4...(7+8) × 4; в) 8500:1700...8500:100:17; г) 24 × 6080...(6000+80) × 24? 2. Составьте текстовую задачу, решение которой можно оформить в виде числового выражения (12 + 9) ´ 4. Сколькими арифметическими способами можно решить эту задачу? Какова теоретическая основа разных способов арифметического решения этой задачи? 3. Составьте текстовые задачи, математическая модель которых: а) 17 ´ 3; б) (5 + 7) ´ 8; в) (25 + 43) ´ 3. 4. Составьте текстовые задачи, математическая модель которых: а) 35: 7; б) (21 + 18): 3; в) (1 + 14): 3.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.235.177 (0.008 с.) |