Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практическая работа. Математические понятияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель. Рассмотреть общие подходы к изучению понятий в начальном курсе математики, овладеть знаниями об объеме и содержании математических понятий, об отношениях между понятиями и о видах определений понятий, а также правилах конструирования определений, через род и видовое отличие. Теоретическая часть Вопросы к изучению 1. Математические понятия. 2. Объем и содержание понятия. 3. Отношения рода и вида между понятиями. 4. Определение понятий. 5. Требования к определению понятий. 6. Неявные определения. Представления о математических понятиях - Ø это понятия об идеальных объектах; Ø каждое математическое понятие имеет название (термин), объем и содержание; Ø математические понятия могут находиться в отношении рода и вида, если их объемы находятся в отношении включения, но не совпадают; Ø математические понятия могут быть тождественными, если их объемы совпадают; Ø понятиям дают определения; они могут быть явными и неявными; к неявным относят контекстуальные и остенсивные определения; среди явных чаще всего используются определения через род и видовое отличие; Ø при воспроизведении или конструировании определений через род и видовое отличие необходимо соблюдать ряд правил: определение должно быть соразмерным, в нем не должно быть порочного круга, оно должно быть ясным. Обозначения - «есть (по определению)»; а в – а есть (по определению) в, где а первое понятие, а в – второе понятие. а - определение через род и видовое отличие, где а - определяемое понятие, в - определяющее понятие, с - родовое понятие (по отношению к определяемому), а видовое отличие – Р.
Практическая часть Обязательные задания 1. Начертите три геометрические фигуры, принадлежащие объему понятия: а) параллелограмм; б) трапеция; в) окружность. 2. Назовите пять существенных свойств понятия: а) треугольник; б) круг. 3. Каков объем понятия: а) однозначное число; б) натуральное число; в) луч? 4. Назовите несколько свойств, общих для прямоугольника и квадрата. Какое из следующих утверждений верное: а) Всякое свойство квадрата присуще прямоугольнику. б) Всякое свойство прямоугольника присуще квадрату? 5. Находятся ли в отношении рода и вида следующие пары понятий: а) многоугольник и треугольник; б) угол и острый угол; в) луч и прямая; г) ромб и квадрат; д) круг и окружность? 6. Изобразите при помощи кругов Эйлера отношения между объемами понятий а, в и с, если: а) а – «четырехугольник», в – «трапеция», с – «прямоугольник»; б) а – «натуральное число, кратное 3», в – «натуральное число, кратное 4», с – «натуральное число»; в) а – «треугольник», в – «равнобедренный треугольник», с – «равносторонний треугольник». 7.
а) б)
8. Среди понятий, изучаемых в начальном курсе математики, есть такие, как «четное число», «треугольник», «многоугольник», «число», «трехзначное число», «прямой угол», «сумма», «слагаемое», «выражение». Есть ли среди них понятия, находящиеся в отношении: а) рода и вида; б) целого и части? 9. Какие свойства понятий «прямоугольник» и «сложение» изучают в начальном курсе математики? 10. Переформулируйте следующие определения, используя слова «тогда и только тогда, когда»: а) Четным называется число, которое делится на 2. б) Множество А называется подмножеством множества В, если каждый элемент множества А принадлежит множеству В. в) Множества А и В называются равными, если А Ì В и В Ì А. г) Треугольником называется фигура, которая состоит из трех точек, не лежащих на одной прямой, и трех попарно соединяющих их отрезков. 11. В следующих определениях выделите определяемое и определяющее понятие, родовое понятие (по отношению к определяемому) и видовое отличие: а) Параллелограммом называется четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны; б) Отрезок, соединяющий середины двух сторон треугольника, называется его средней линией. 12. Назовите все свойства, которые содержатся в видовом отличии каждого из следующих определений: а) Биссектрисой угла называется луч, выходящий из вершины угла и делящий угол пополам; б) Прямые называются параллельными, если они лежат в одной плоскости и не пересекаются. 13. Соразмеримы ли следующие определения: а) Остроугольным треугольником называется треугольник, у которого есть острый угол; б) Прямоугольным треугольником называется треугольник, у которого есть прямой угол. 14. Учащийся определил прямой угол, стороны которого взаимно перпендикулярны, а взаимно перпендикулярные прямые как прямые, образующие при пересечении прямые углы. Какую ошибку допустил учащийся? 15. Есть ли логические ошибки в следующих определениях? Если есть, то исправьте их. а) Прямоугольником называется четырехугольник, у которого противоположные стороны равны. б) Биссектрисой угла называется прямая, делящая угол пополам. в) Сложением называется действие, при котором числа складываются. г) Равносторонним треугольником называется треугольник, у которого равны все стороны и все углы. д) Параллелограммом называется многоугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны. 16. Дайте определение: тупоугольного треугольника, равнобедренного треугольника, трапеции. Какие понятия вы выбрали в качестве родового в каждом случае? Какие свойства включили в видовое отличие? Творческие задания 1. Что нужно сделать, чтобы проверить непустоту понятий: а) «параллельные прямые», б) «прямоугольник», в) «число 1000000». 2. Объясните, почему следующее определение разности множеств является широким: «разностью множеств А\В называется множество элементов А, не принадлежащих В». 3. Понятие «противоположные стороны прямоугольника» в начальном курсе математики можно определить так: «Красным цветом обозначены две противоположные стороны прямоугольника. А синим цветом – две другие противоположные стороны» (все это показано на рисунке). Какой способ определения понятия использован? 4. Выясните, каким способом определяются в различных учебниках по математике для начальных классов понятия: а) выражение; б) четное число; в) сумма; г) однозначное число; д) слагаемое; е) умножение.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 2267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.232.137 (0.01 с.) |