Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что касается объединения и вычитания множеств, то их считают равноправными.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Замечание. Вычитание множеств обладает рядом свойств. В частности, можно доказать, что для любых множеств А, В и С справедливы следующие равенства: (А \ В) \С= (А \ С) \ В (А \ В) Ç С= (А Ç С) \ (В Ç С) А \ (В È С) = (А \ В) Ç (А \ С) А \ (В Ç С) = (А \ В) È (А \ С) (А È В) \С = (А \ С) È(В \ С) ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. ОПЕРАЦИИ НАД МНОЖЕСТВАМИ Цель. Уточнить смысл основных понятий: пересечение множеств, объединение множеств, вычитание множеств, дополнение подмножеств. Уметь решать практические задания, связанные с этими понятиями и операциями над ними. Раскрыть связь новых понятий и операций с начальным курсом математики. Теоретическая часть Вопросы к изучению 1. Пересечение множеств. 2. Объединение множеств. 3. Законы пересечения и объединения множеств. 4. Вычитание множеств. Дополнение одного множества до другого. Основные понятия Ø пересечение множеств; Ø объединение множеств; Ø вычитание множеств; Ø дополнение подмножества. Обозначения A Ç B = {х | х ÎА и х Î В} - запись определения пересечения множеств А и В; А È В = {х | х ÎА или х Î В} - запись определения объединения множеств А и В; А \ В ={ х| х Î A и х Ï B} – запись определения разности множеств А и В; ВА ={ х| х Î A и х Ï B} – определение дополнения множества В до множества А. Ø Операции над множествами: объединение, пересечение, вычитание. Ø Свойства этих операций: · коммутативность пересечения и объединения - для любых множеств А и В справедливо равенство: А Ç B = B Ç A и A È B = B È A; · ассоциативность пересечения и объединения множеств - для любых множеств А, В и С выполняются равенства: (А Ç B) Ç С = A Ç (В Ç С), (A È B) È С = A È (B È С). · дистрибутивность пересечения относительно объединения множеств, т.е. для любых множеств А, В и С выполняется равенство (А È B) Ç С = (А Ç С) È (ВÇ С). · дистрибутивность объединения относительно пересечения множеств, т.е. для любых множеств А, В и С выполняется равенство (А Ç B) È С = (А È С) Ç (В È С). Практическая часть Обязательные задания 1. Сформулируйте условия, при которых истинны следующие высказывания: 1) 5 Î А Ç В; 2) 7Î А Ç В. 2. Известно, что х Î А. Следует ли из этого, что х Î А ÇВ? 3. Известно, что х Î А ÇВ. Следует ли из этого, что х Î А? 4. Изобразите при помощи кругов Эйлера пересечение множеств А и В, если: 1) А Ì В; 2) В Ì А; 3) А Ç В = Æ. 5. Найдите пересечение множеств А и В, если: 1) А = {a, b, c, d, e, f}; B = {b, e, f, k, l}; 2) А = {26, 39, 5, 58, 17, 81}; В = {17, 26, 58}; 3) А = {26, 39, 5, 58, 17, 81}; В = {2, 6, 3, 9, 1, 7}. 6. М – множество однозначных чисел, Р – множество нечетных натуральных чисел. Из каких чисел состоит пересечение данных множеств? Содержатся ли в нем числа – 7 и 9? 7. А – множество точек окружности, B – множество точек прямой а. Из скольких элементов может состоять пересечение данных множеств? Может ли оно быть пустым? 8. Начертите два треугольника так, чтобы их пересечением: а) был треугольник; б) был отрезок; в) была точка. 9. Используя координатную прямую, найдите пересечение множеств решений неравенств, в которых переменная х – действительное число: 1) х >-2 и х > 0; 2) х >- 3,7 и х £ 4; 3) х ³ 5 и х <- 7,5; 4) – 2< х< 4 и х ³ -1; 5) –7£х £ 5 и - 6 £ х £2. 10. Начертите две фигуры, принадлежащие пересечению множеств С и D, если: а) С – множество ромбов, D – множество прямоугольников; б) С - множество равнобедренных треугольников, D – множество прямоугольных треугольников. 11. Сформулируйте условия, при которых истинны следующие высказывания: 1) 5ÎAÈB; 2) 7Î А È В. 12. Известно, что х Î А. Следует ли из этого, что х Î А È В? 13. Известно, что х Î А ÈВ. Следует ли из этого, что х Î А? 14. Изобразите при помощи кругов Эйлера объединение множеств А и В, если: 1) А Ì B; 2) B Ì A. 15. Найдите объединение множеств А и В, если: 1) А = {a, b, c, d, e, f}; B = {b, e, f, k, l}; 2) А = {26,39,5,58,17,81}; B = {17,26,58}; 3) А = {26,39,5,58,17,81}; B = {2,6,3,9,1,7}. 16. М – множество однозначных чисел, Р – множество нечетных натуральных чисел. Из каких чисел состоит объединение данных множеств? Содержатся ли в нем числа – 7 и 9? 17. Используя координатную прямую, найдите объединение множеств решений неравенств, в которых переменная х – действительное число: 1) х >-2 и х > 0; 2) х > - 3,7 и х £ 4; 3) х ³ 5 и х < - 7,5; 4) – 2 < х < 4 и х ³ - 1; 5) – 7 £ х £ 5 и - 6 £ х £ 2. 18. Известно, что х Î А ÇВ. Следует ли из этого, что а) х Î В Ç А; б) х Î А È В; в) х Î В È А? 19. Принадлежит ли элемент х объединению множеств A, B и С, если: 1) хÎA; 2) х ÎА и х ÎB; 3) х ÎА, х ÎВ и х ÎС; 4) х ÏA, но х ÎС; 5) х ÏA, но х ÎС и х ÎB? 20. Определите порядок выполнения действий в следующих выражениях: а) А È В È С; б) А Ç В È С Ç D; в) А Ç В Ç С; г) А È В Ç С È D. 21. Постройте три круга, представляющие попарно пересекающиеся множества А, В и С, и отметьте штриховкой области, изображающие множества: а) А Ç В Ç С; б) (А Ç В) È С; в) А Ç В È С; г) А È В È С; д) (А È В) Ç С; е) (А È С) Ç (В È С). Для каждого случая сделайте отдельный рисунок. 22. Х – множество двузначных чисел, Y - множество четных чисел, Р- множество чисел, кратных 4. Каковы характеристические свойства элементов множеств А = C ÇUÇR и B = (CÈU)ÇR? Изобразите множества C, U, R, А и В при помощи кругов Эйлера. Назовите три числа, принадлежащие множеству А, и три числа, принадлежащие множеству В. 23. А – множество ромбов, В – множество треугольников, С – множество многоугольников, содержащих угол 60°. Начертите две фигуры, принадлежащие множеству Х = AÇСÈBÇС. 24. Проиллюстрируйте, используя круги Эйлера, следующие свойства: а) ассоциативности пересечения множеств; б) дистрибутивности пересечения относительно объединения множеств; в) дистрибутивности объединения относительно пересечения множеств. 25. Среди следующих выражений найдите такие, которые представляют собой равные множества: а) Р Ç М Ç К; б) Р Ç (М È К); в) Р Ç М È Р Ç К; г) (Р È М) È К; д) Р È (М Ç К); е) (М È Р) Ç (Р È К). 26. Найдите разность множеств А и В, если: а) А = {1, 2, 3, 4, 5, 6}, В = { 2, 4, 6, 8, 10}; б) А = {1, 2, 3, 4, 5, 6}, В = Æ; в) А = {1, 2, 3, 4, 5, 6}, А = {1, 2, 3, 4, 5, 6}; г) А = {1, 2, 3, 4, 5, 6}, В = {6, 2, 3, 4, 5, 1}. 27. В какие случаях, выполняя предыдущее упражнение, вы находите дополнение множества В до множества А? 28. Найдите дополнение множества С до множества D, если: 1) С = {а, б, в, г, д, е}; D = {а, б, в, г, д, е, ж, и}; 2) С = {41, 42}; D = {40, 41, 42, 43, 44}; 3). С = {9, 10, 11, 12}; D = {11, 9, 12, 10}. 29. Даны множества: А – натуральных чисел, кратных 3, В – натуральных чисел, кратных 9. а) Сформулируйте характеристическое свойство элементов множества В’А; б) Верно ли, что 123 Î В’А, а 333 Ï В’А? 30. Проиллюстрируйте при помощи кругов Эйлера, что для любых множеств А, В и С верны равенства: а) А \ (В È С) = (А \ В) Ç (А \ С); б) А \ (В Ç С) = (А \ В) È (А \ С); в) (А È В) \ С= (А \ С) È (В \ С); г) (А \ В) Ç С = (А Ç С) \ (В Ç С). 31. Х – множество равнобедренных треугольников, У – множество равносторонних треугольников. Начертите два треугольника, принадлежащие множеству Х \ У. 32. Из каких чисел состоит дополнение: 1) множества натуральных до множества целых; 2) множества целых чисел до множества рациональных; 3) множества рациональных чисел до множества действительных? Творческие задания 1. Сформулировать определение пересечения трех множеств и любого конечного числа множеств. 2. Переформулируйте утверждение хÏAÇB в терминах принадлежности А и В. 3. Найти пересечение множеств А, В, С, если А=В, ВÌС 4. Расположите на плоскости два треугольника так, чтобы в пересечении получился: а) треугольник, б) четырехугольник, в) шестиугольник; г) пятиугольник. 5.Докажите справедливость свойств АÈ(BÇA)=А, АÇ(BÈA)=А 6.О какой операции и над какими множествами идет речь в следующих задачах: а) У Коли 10 книг, 2 книги он подарил товарищу. Сколько книг осталось у Коли? б) В зале было 100 стульев. После того как вынесли несколько стульев, в зале осталось 86 стульев. Сколько стульев вынесли из зала? 7.В классе 36 учеников. Известно, что мальчиков – 21 человек, занимающихся в кружках – 20 человек, хорошистов – 22 человека, причем каждый ученик в классе входит в какую-либо из перечисленных групп. Мальчиков и занимающихся в кружках – 11 человек, занимающихся в кружках и хорошистов – 13 человек. Сколько мальчиков в классе занимаются в кружках и учатся без троек? ТЕМА 2.1. ПОНЯТИЕ РАЗБИЕНИЯ МНОЖЕСТВА НА КЛАССЫ Содержание 1. Понятие разбиения множества на классы. 2. Некоторые задачи, связанные с операциями над конечными множествами. Основная литература [7, 10, 11, 16, 23, 33, 34]; Дополнительная литература [17, 18, 50, 82, 86, 87]
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.34.78 (0.007 с.) |