Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практическая работа. Понятие множества
Цель. Усвоить связанную с понятиями множество, элемент множества, характеристическое свойство элементов множества, подмножество, равные множества соответствующую математическую символику. Уметь задавать отношения пересечения, объединения, равенства над множествами. Теоретическая часть Вопросы к изучению Понятие множества и элемента множества. 2. Пустое множество. Способы задания множеств. 3. Отношения между множествами: включение, равенство, пересечение. Подмножество. 4. Изображение отношений между множествами при помощи кругов Эйлера. Основные понятия Ø множество; Ø элемент множества; Ø характеристическое свойство элементов множества; Ø подмножество; Ø равные множества. Обозначения а Î А – «а принадлежит множеству А»; b Ï А - «b не принадлежит множеству А»; А = {1, 2, 3, 4} - запись множества А путем перечисления всех его элементов; А = { х | х Î N и х > 5} - запись множества А путем указания характеристического свойства его элементов; А Ì B - «А – подмножество В»; А = В – «Множества А и В равны». Практическая часть Обязательные задания 1. Назовите три элемента множества: а) учебных предметов, изучаемых в начальной школе; б) четных натуральных чисел; в) четырехугольников. 2. В – множество четных чисел. Зная это, запишите с помощью символов следующие предложения: 1) число 20 четное; 2) число 17 не является четным. 3. Запишите, используя символы: а) Число 14 – натуральное; б) Число – 7 не является натуральным; в) Число 0 – рациональное; г) - число действительное. 4. Даны числа: 325, 0, - 17, -3,8, 7. Установите, какие из них принадлежат множеству: 1) натуральных чисел; 2) целых чисел; 3) рациональных чисел; 4) действительных чисел. 5. Прочитайте следующие высказывания и укажите среди них истинные: 1) 100 Î N; 2) –8 Î Z; 3) –8 Ï N; 4) 5,36 Î Q; 5) 102 Ï R; 6) ÎQ; 7) –7 Î R; 8) ÎN; 9) 0 Î Z. 6. Р – множество натуральных чисел, больших 7 и меньше 14. Выясните, какие из чисел 13, 10, 5, 7, 14 ему принадлежат, а какие не принадлежат. Ответ запишите, используя знаки Î и Ï. 7. А – множество решений уравнения х2 + 1 = 0. Верно ли, что А – пустое множество? Приведите примеры уравнения, множество решений которого состоит из: а) одного элемента; б) двух элементов; в) трех элементов.
8. Запишите с помощью знака равенства и фигурных скобок предложения: 1) Х – множество чисел 0, 1, 2, 3, 4, 5; 2) У - множество букв в слове «математика». 9. Множество С состоит из квадрата, круга и треугольника. Принадлежит ли этому множеству диагональ квадрата? 10. Перечислите элементы следующих множеств: А – множество нечетных однозначных чисел; В - множество натуральных чисел, не меньших 5; С – множество двузначных чисел, делящихся на 10. 11. Укажите характеристическое свойство элементов множества: а) {а, е, е, и, о, у, э, ю, я, ы}; б) {23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15 }; в) {11, 22, 33, 44, 55, 66, 77, 88, 99}. 12. Изобразите на координатной прямой множество решений неравенства (х- действительное число): 1) х > 5,3; 2) х £ -3,8; 3) – 4,5£ х < 4; 4) 2,7 £ х £ 9. 13. Найдите множество действительных корней уравнения: 1)3х=х+8; 2) 3х+5=3(х+1); 3) 3(5х+10)=30+15х; 4) х (х+16)=0. 14. А - множество двузначных чисел, запись которых оканчивается цифрой 1. Принадлежит ли этому множеству числа 28, 31, 321, 61? 15. Дано множество А = {5, 10, 15, 25}. Укажите два подмножества, равные множеству А. 16. Известно, что элемент асодержится в множестве А и в множестве В. Следует ли отсюда, что: 1) А Ì В; 2) В Ì А; 3) А = В? 17. Известно, что каждый элемент множества А содержится в множестве В. Верно ли, что тогда: 1) А Ì В; 2) А = В? 18. Из множества К = {216, 546, 153, 171, 234} выпишите числа, которые: 1) делятся на 3; 2) делятся на 9; 3) не делятся на 4; 4) не делятся на 5. Есть ли среди полученных подмножеств такое, которое равно множеству К? 19. Установите, в каком отношении находятся множества решений неравенств и сами неравенства: 1) х < 12 и х < 10; 2) х < 12 и х > 15; 3) х < 12 и х>10; 4) х < 12 и –3х > -36. 20. Изобразите при помощи кругов Эйлера отношения между множествами А и В, если: 1) А – множество четных чисел, В – множество чисел, кратных 3; 2) А - множество квадратов, B- множество прямоугольников; 3) А – множество квадратов, В – множество прямоугольных треугольников; 4) А – множество квадратов, B – множество прямоугольников с равными сторонами. 21. Изобразите при помощи кругов Эйлера отношения между множествами А, В и С, если известно, что: 1) А Ì В и В Ì А; 2) А Ì В, С пересекается с В, но не пересекается с А; 3) А, В и С пересекаются, но ни одно не является подмножеством другого.
Творческие задания 1. Запишите множество, состоящее из скаута и отряда, командиром которого он является. 2. Покажите, что, выполняя задание: «Увеличь каждое нечетное однозначное число в 2 раза», учащиеся встречаются с двумя способами задания множества. 3. Покажите, что, выполняя задание: «Какое число лишнее в ряду: 470, 720, 330, 400, 510, 640», учащиеся, по существу, пользуются понятиями характеристического свойства элементов множества и принадлежности элемента множеству. 4. Приведите примеры трех заданий из учебников математики для начальных классов, при выполнении которых осуществляется переход от одного способа задания множества к другому. 5. О каких теоретико–множественных понятиях идет речь в следующих заданиях, выполняемых учащимися начальных классов: а) Запиши по порядку числа от 10 до 19. Подчеркни и прочитай четные числа; б) Из ряда чисел от 1 до 20 выпиши по порядку числа, которые делятся на 5; в) Запиши три числа, которые при делении на 7 дают в остатке 4. 6. Изобразите на диаграмме Эйлера – Венна следующие множества: множество всех отличников 3–Б класса школы № 5, множество мальчиков этого же класса, множество девочек этого же класса. Покажите на диаграмме фигуру, изображающую множество всех учеников 3-Б класса, фигуру, изображающую множество мальчиков-отличников. ТЕМА 2. ОПЕРАЦИИ НАД МНОЖЕСТВАМИ Содержание 1. Пересечение множеств. 2. Объединение множеств. 3. Законы пересечения и объединения множеств. 4. Вычитание множеств. Дополнение одного множества до другого. 5. Понятие разбиения множества на классы. 6. Декартово произведение множеств. Основная литература [7, 10, 11, 16, 23, 33, 34]; Дополнительная литература [82, 87, 92] Пересечение множеств
Пример Пусть даны два множества: А = {2, 4, 6, 8 } и В = {5, 6, 7, 8, 9}. Образуем множество С, в которое включим общие элементы множеств А и В: С = {6, 8 }. Так, полученное множество С называют пересечением множеств А и В. Определение. Пересечением множеств А и В называется множество, содержащее только такие элементы, которые принадлежат множеству А и множеству В. Пересечение множеств А и В обозначают А Ç В. Тогда определение можно представить в символической записи: х Î A Ç B Û х Î A и х Î B. Если изображать множества А и В при помощи кругов Эйлера, то пересечение данных множеств изобразится заштрихованной частью. В том случае, когда множества А и В не имеют общих элементов, говорят, что их пересечение пусто и пишут: А Ç В = Æ. Замечание. Операция, при помощи которой находят пересечение множеств, называется также пересечением Ø Нахождение пересечения множеств в конкретных случаях · Если элементы множеств А и В перечислены, то, чтобы найти АÇВ, достаточно перечислить элементы, которые принадлежат А и В, т.е. их общие элементы. · Если множества заданы при помощи характеристических свойств элементов, то характеристическое свойство множества А Ç В составляется из характеристических свойств пересекаемых множеств с помощью союза «и».
Пример Найдем пересечение множества А – четных натуральных чисел и множества В – двузначных натуральных чисел. Характеристическое свойство элементов множества А – «быть четным натуральным числом», характеристическое свойство элементов множества В – «быть двузначным натуральным числом». Тогда, согласно определению, элементы пересечения данных множеств должны обладать свойством «быть четным и двузначным натуральным числом». Таким образом, множество А Ç В состоит из четных двузначных чисел (союз «и» в данном случае можно опустить). Полученное множество не пусто. Например, 24 Î АÇВ, поскольку число 24 четное и двузначное. Пример Найти пересечение множества А – четных натуральных чисел и множества В – натуральных чисел, кратных 4. Данные множества А и В бесконечные, и множество В – подмножество множества А. Поэтому элементами, принадлежащими множеству А и множеству В, будут элементы множества В. Следовательно, А Ç В = В.
Объединение множеств Для того, чтобы объяснить школьнику, что 2 + 3 = 5, учитель берет 2 красных кружка и 3 синих. Просит перечислить эти кружки, затем предлагает к красным кружкам придвинуть синие (т.е. объединить эти две совокупности, два множества) и пересчитать все кружки совокупности. Устанавливается, что их 5, т.е. 2 +3 = 5. Таким образом, сложение чисел опирается на операцию объединения двух множеств. В рассмотренном примере объединялись множества, не имеющие общих элементов. В математике приходится выполнять объединение и пересекающихся множеств. Определение. Объединением множеств А и В называется множество, содержащее такие элементы, которые принадлежат множеству А или множеству В. Объединение множеств А и В обозначают A È B. В символической записи: х Î A È B Û х ÎA или х Î B. Если изобразить пересекающиеся множества при помощи кругов Эйлера, то их объединение изобразится заштрихованной областью (рис. 1). Если множества А и В не пересекаются, то их объединение изображают так (рис. 2).
Рис 1. Рис. 2.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 2154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.119 (0.013 с.) |