Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика понятий. Виды понятийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие является одной из форм рациональной ступени процесса познания. Мышление, рассуждение всегда осуществляется с помощью языка, но мыслим мы всегда терминами, категориями, понятиями. Термин – выражение со строго фиксированным значением, входящее в состав предложения, но само предложением не являющееся. В обыденной жизни смысл терминов кажется интуитивно ясным. Достаточно того, что со словами связываются некоторые представления, посредством которых осуществляется соотнесение слов с их значениями. Такие представления позволяют достаточно успешно пользоваться терминами и не путать предметы, обозначаемые этими терминами. Часто требуется особая точность в формулировках, высказываниях. Важное значение имеет терминологическая точность, как в учебном процессе, так и в научных исследованиях. Понимать термин – значит знать, какие именно предметы подпадают под него, то есть по любому предъявленному предмету уметь решать вопрос, можно ли данный предмет обозначить данным термином. В целях достижения однозначности, с термином обычно связывают особую мысль, в которой как раз и раскрывается его понимание. Эта мысль называется понятием. Важно не путать термин и понятие, которое с ним связывается. С одним и тем же термином могут быть связаны сразу несколько понятий. Например, смысл термина «квадрат» одинаково хорошо раскрывают два различных понятия: «прямоугольник с равными сторонами» и «ромб с прямыми углами». Категория – (греч. «кategoria» высказывание, обвинение, признак) предельно общее понятие. Образуется как последний результат отвлечения (абстрагирования) от предметов их особенных признаков. Понятие – это мысль, в которой на основании некоторого признака выделяются из универсума и обобщаются в класс все предметы, обладающие этим признаком. Символически обозначается буквой a. Универсум – это предметная область, о которой идет речь в данном языковом контексте. Символически она обозначается буквой U. В качестве универсума могут выступать множество городов, чисел, людей, их действий и т.д. Заметим, что понятия, раскрывающие смысл терминов, в свою очередь, тоже могут быть выражены в языке. Это осуществляется с помощью универсалий – описательных имен вида aА(a). Читается такая конструкция следующим образом: «предмет a такой, что он обладает признаком А(a)». Переменная a указывает на универсум данного понятия. (Если U есть множество чисел, то a – число, если U есть множество людей, то a – человек, и т.д.)Символ А(a) указывает на тот признак, по которому выделяются предметы. Универсум U, по которому пробегает переменная a, называется также родом данного понятия, а признак А(a) – видовым отличием. Таким образом, всякое понятие выделяет в универсуме (роде) U те и только те предметы, которые обладают видовым отличием А(a). Графически это изображается следующим образом:
U
А
С семантической точки зрения всякое понятие обладает двумя важнейшими характеристиками: содержанием и объемом. Содержание понятия, выраженного универсалией aА(a), – это тот самый признак А(a), на основании которого выделяются из универсума и обобщаются в класс все предметы в данном понятии. Объем понятия, выраженного универсалией aА(a) – это класс всех тех предметов из универсума, которые обладают признаком А(a). Сокращенно объем понятия aА(a) часто обозначают просто буквой А. Предметы, входящие в класс А, называются элементами объема понятия aА(a). Все понятия делятся на виды по объему и содержанию. Виды понятий по объему При выделении видов понятий нужно учитывать различные их особенности. Наиболее важными основаниями для деления понятий являются: (1) тип их объема, (2) тип элементов, входящих в их объемы, (3) тип признаков, на основании которых производится обобщение. По характеру объемапонятия делятся на пустые и непустые. – Пустым считается понятие, в объеме которого нет ни одного элемента (например, «человек, являющийся сейчас президентом СССР») – Непустым считается понятие, в объеме которого есть по крайней мере один элемент (например, «число, являющееся четным»). Непустые понятия, в свою очередь, делятся на единичные и общие. – Единичным считается понятие, в объеме которого есть ровно один элемент (например, «число, являющееся простым и четным»). – Общим считается понятие, объем которого состоит из более чем одного элемента (например, «человек, являющийся студентом какого-либо ВУЗа»). Общие понятия также делятся на: универсальные и неуниверсальные. – Универсальным считается понятие, объем которого совпадает с универсумом (например, «квадрат, у которого все стороны равны»). – Неуниверсальным считается понятие, объем которого меньше универсума (например, «четырехугольник, у которого все стороны равны»). Виды понятий по типу элементов объема По типу элементов объема понятия делятся на: а) конкретные и абстрактные – Конкретным считается понятие, элементами объема которого являются объекты или множества объектов (например, «человек, умеющий играть в гольф») – Абстрактным считается понятие, элементами объема которого являются свойства или отношения (например, «состояние аффекта, вызванное чрезвычайным происшествием»). б) собирательные и несобирательные – Собирательным считается понятие, элементами объема которого являются множества (например, «толпа людей, собравшихся на митинг»). – Несобирательным считается понятие, элементами объема которого являются отдельные предметы, свойства или отношения (например, «волнение, испытываемое перед экзаменом»). Виды понятий по содержанию По типу признаков понятия подразделяют на: а) положительные и отрицательные – Положительным считается понятие, в котором предметы обобщаются на основании признака, которым они обладают (например, «учебник, купленный в книжном магазине»). – Отрицательным считается понятие, в котором предметы обобщаются на основании признака, которым они не обладают (например, «студент, не знающий японский язык»). б) относительные и безотносительные – Относительным считается понятие, в котором предметы обобщаются на основании их отношения к другим предметам. Например, относительным является понятие о жене – «женщина, состоящая в браке с каким-то мужчиной», – поскольку его признак выделяет женщин не по их собственным качествам, а через отношение к каким-то мужчинам, то есть как одну из сторон супружеской четы. – Безотносительным считается понятие, в котором предметы обобщаются на основании их собственных свойств. Например, понятия о композиторе – «человек, сочиняющий музыку». В заключении отметим, что осуществить полный логический анализ понятия, значит определить его универсум (род), объем и содержание, а также установить, к каким видам оно относится по всем указанным выше основаниям деления. Булевы операции над понятиями
Операции над понятиями, точнее – над объемами понятий, то есть классами называются булевыми, по имени английского логика Дж. Буля, построившего особую алгебру логики, получившую в его честь название булевой алгебры. Предположим, что даны два понятия aА(a) и aВ(a). Условимся, что род у этих понятий один и тот же. Объемы этих понятий будем сокращенно обозначать просто буквами А и В (читается: «класс А» и «класс В»). Тогда с этими объемами можно осуществить следующие операции: а) пересечение (АÇВ) б) объединение (АÈВ)
А В А В
в) вычитание (А\В) г) взятие дополнения (ØА)
А В А ØA
Штриховкой на схемах обозначен результат применения соответствующих операций к классам А и В. Пересечение объемов двух понятий равняется классу предметов, которые входят одновременно в объем каждого из них. Объединение двух понятий равняется классу предметов, которые входят в объем по крайней мере одного из них. Вычитание объема одного понятия из объема другого равняется классу предметов, которые входят в объем первого понятия, но не входят в объем второго. Дополнение к объему понятия представляет собой класс предметов, которые не входят в объем этого понятия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.177.204 (0.007 с.) |