Принципы распределения доходов в обществе, проблемы неравенства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы распределения доходов в обществе, проблемы неравенства



В разных странах и в разные периоды действуют различные системы формирования доходов населения. Чаще всего выделяют следующие четыре основных принципа распределения (Приложение 3):

1. Уравнительное распределение. Оно имеет место, когда все члены общества (или его определённая часть) получают равные доходы или блага. Такой принцип характе­рен для первобытных социумов, а также для стран с режимом, который Маркс и Энгельс определили как «казарменный коммунизм». В литературе можно встретить и другое, книжное название этого принципа – эгалитарное распределение. Поскольку люди по своим способностям и энергии различаются, то уравниловка вознаграждении их труда неизбежно порождает ситуацию, когда «один сажает виноградник, а другой ест его плоды».

2. Рыночное распределение предполагает, что каждый из владельцев того или иного фактора производства (рабочей силы, предпринимательских способностей, земли, капитала) пол­учает разный доход - в соответствии с хозяйственной полезностью продуктивностью своего фактора. Так, по отношению к обладат­елям рабочей силы (то есть наёмным работникам) действует известный принцип распределения по труду. Он означает, что размер доходов каждого трудящегося зависит от конкретной рыночной оценки значимости данного вида труда, а также от его конечных результатов (сколько, чего, как и какого качества произведено).

3. Распределение по накопленному имуществу. Он проявляется в получении дополнительных доходов теми, кто накапливает и передаёт по наследству какую-либо собственность (землю, предприятия, дома, ценные бумаги и другое имущество).

4. Привилегированное распределение особенно характерно для стран с неразвитой демократией и граждански пассивным обществом. Там правители самоуправно перераспреде­ляют общественные блага в свою пользу, устраивая для себя повышенные оклады и пенсии, улучшенные условия жизни, труда, лечения, отдыха и другие льготы. Монтень прав: «не нужда, но скорей изобилие порождает в нас жадность».

В реальности все четыре рассмотренных принципа нередко по-разному сочетаются. Например, в СССР для «трудящихся масс» преобладала уравниловка, а для верхушки компартии (КПСС) и госаппарата существовали многообразные привилегии. В то время как «массы» испытывали на себе тяготы низких доходов, товарных дефицитов, перенаселенных коммунальных квартир, общежитий, подвалов и пр., номенклатурная элита имела высокие доходы, шикарные квартиры, машины, дачи, прекрасные питание и быт. Однако, какая бы система распределения ни была, в любом современном обществе неизбежно неравенство доходов людей.[8,4]

Еще Вольтер напоминал, что мы уже давно не жи­вем в том «золотом веке, когда люди рождались равноправными и получали одинаковую долю со­чных плодов невозделанной земли». И дей­ствительно, в условиях развитого рынка существо­вание неравенства объективно задано тем, что рыночная система - это бесстрастный и жесткий механизм, который не знает благотво­рительности и вознаграждает людей лишь по конечной эффективности их деятельности. Люди же весьма различаются между собой: по трудолюбию, активности, способностям, образованию, владению собственностью, по умению продуктивно тратить доходы. Значит, они не могут работать, зарабатывать и жить одинаково.

И это абсолютно нормально, что рынок через свою систему дифференцированного вознаграждения объективно выявляет разные возможности людей, определяя, «кому быть врачом или адвокатом, кому собирать мусор и подметать улицы». Самое нелепое и вредное для человечества, говорит Форд, - утверждать, что все люди равны. Они очень разные, и тот, «кто много создает», должен и «много приносить в свой дом», и наоборот. Именно в этом состоит «строгая социальная справедливость, проистекающая только из человеческого труда». Благотворительности в оплате труда места нет. Ка­ждый получает ровно столько, сколько заслужил.

Иное дело - уровень социальной политики государства. Оно, как уже отмечалось, призвано смягчать неравенство в доходах людей, чтобы не допустить чрезмерного социального расслоения и напряженности в обществе. Однако слишком активное вмешательство государства в перераспределение и выравнивание доходов заметно снижает эффективность производства, поскольку растущие налоги подавляют интерес состоятельных людей к хозяйственной деятельности, а у бедных, получающих все больше помощи, ослабевает тяга к поиску работы и энергичному труду.

Таким образом, тут неизбежно возникает противоречие между эффективностью производства и равенством доходов (Приложение 4). Равенство может казаться более справедливым и соблазнительным, но оно подрывает стимулы к труду. К тому же чрезмерное выравнивание доходов порождает свою несправедливость, давая выгоду менее способным и менее трудолюбивым за счет других.

Таким образом, социальная политика - весьма тонкий инстру­мент государственного регулирования, требующий очень осторож­ного и гибкого применения. Что же касается неравенства доходов, то получается, что оно не только неизбежно, но даже необходимо.

Ключевые слова: Доход, Распорядительный доход, Номинальный доход.

 

Лекция № 15.

Тема: Мировое хозяйство

Цель: рассмотреть международное разделение труда.

План:

1. Международное разделение труда и конкурентоспособность страны.

2.. Теория сравнительных преимуществ

3. Место Казахстана в международном разделении труда

1. Международное разделение труда. Теория сравнительных издержек производс тва

Одной из базовых категорий, выражающих сущность и содержание международных экономических отношений, является международное разделение труда (МРТ). Все страны мира так или иначе включены в МРТ, его углубление диктуется развитием производительных сия, которые испытывают огромное воздействие научно-технической революции. Международное разделение труда радикально расширяет и укрепляет сырьевую и рыночную базу научно-технического прогресса, снижает сопряженные с ним затраты и в итоге способствует его ускорению.

Участие в международном разделении труда дает странам дополнительный экономический эффект, позволяя полнее и с наименьшими издержками удовлетворять свои потребности.

Разделение труда - это исторически определенная система общественного труда. Она складывается в результате качественной дифференциации деятельности в процессе развития общества.

Разделение труда существует в разных формах. В курсе международных экономических отношений изучается международное разделение труда.

Сущность международного разделения труда проявляется в диалектическом единстве разделения и объединения процесса производства.

Производственный процесс предполагает обособление и специализацию различных видов трудовой деятельности, а также их кооперацию, взаимодействие. Разделение труда выступает не только как процесс разрыва, но и как способ объединения труда, в особенности в мировом масштабе.

Международное разделение труда является ступенью общественного территориального разделения труда между странами. Оно опирается на специализацию производства отдельных стран.

Международное разделение труда играет все возрастающую роль в реализации процессов расширенного производства в мировом хозяйстве:

1) обеспечивает взаимосвязь этих процессов;

2) формирует соответствующие международные отраслевые и регионально-отраслевые пропорции.

2.Теория сравнительных преимуществ.

Теория международного разделения труда получила свое обоснование и развитие в работах "классиков буржуазной политэкономии" А. Смита и Д. Рикардо. Анализируя МРТ, А. Смит в работе "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 г.) доказывал необходимость свободы торговли и предпринимательства, поскольку, по его мнению, различные ограничения свободы торговли препятствуют дальнейшему углублению разделения труда между отдельными регионами и целыми странами. Уничтожение этих барьеров и расширение поля международного обмена должно вести к специализации национальных экономик и росту их взаимозависимости, к складыванию общемирового хозяйства. А. Смит выдвинул лозунг свободной торговли, ставший впоследствии таким популярным

Идеи А. Смита получили отклик и развитие в вышедших позднее работах английских экономистов Д. Рикардо, Р. Торренса и Джона Стюарта Милля. Главным достижением классиков в научной теории МРТ считается разработка одного из фундаментальных принципов экономической науки - теории сравнительных преимуществ. Эта теория вошла в историю экономической мысли как "классическая" основа экономического учения о международной торговле.

В основу теории сравнительных преимуществ (или сравнительных издержек производства) положена идея о существовании различий между странами в условиях производства. В соответствии с этим предполагается, что в любой стране при любых природных и климатических условиях, в принципе, существует возможность наладить производство любых товаров.

Теорией сравнительных издержек доказывается выгодность специализации не только в условиях абсолютного преимущества одной страны перед другой в производстве какого-либо определенного товара, но даже в тех условиях, когда такое преимущество отсутствует.

Сформулированный в работах Рикардо-Торренса закон сравнительных издержек лишь постулировал принципы международного разделения труда. Дж. Стюарт Милль в свою очередь доказал два основных положения:

1) естественное стремление к международной производственной специализации ведет к установлению равновесия в выгодах, получаемых от этой специализации;

2) условия полной или частичной специализации определяются неравенством в доходах, получаемых от производства.

В результате идея конкурирующего равновесия дала теоретическое обоснование положения Рикардо-Торренса и раскрыла механизм его действия.

Идеи классиков буржуазной политэкономии были развиты в XX веке экономистами: Э. Хекшером, Б. Олином, П. Самуэльсоном, В. Леонтьевым и др. Они получили свое воплощение при формировании теории современной международной торговли механизма международных экономических отношений.

3. Место Казахстана в системе международного разделение труда.

Казахстан в условиях создания рыночной экономики должен коренном образом изменить характер участия в международном разделении труда, приобрести новый облик на мировом рынке, чем это было при СССР.
Интернационализация производства в бывшем СССР шла через административное повеление " сверху", политическом уровне.
Во внешнеэкономической деятельности страны СЭВ главным образом ориентировались между собой. Механизм интеграции осуществлялся с помощью следующих элементов:
1. совместной плановой деятельности;
2. координация научно - исследовательских работ;
3. специализация и кооперирование производства;
4. внешняя торговля в системе международного разделения труда, которая осуществлялось по принципу:
1. сырье - готовые изделия.
2. готовые изделия - готовые изделия.
Принцип "сырье - готовые изделия" был характерен для взаимоотношений " СССР - остальные страны СЭВ".
Экономическое самостоятельное плавание Казахстана в мировом рыночном пространстве потребует наличие собственного компаса, своего грамотного капитана, чтобы правильно ориентироваться в бушующем океане мирового рынка и найти свою пристань в международном разделении труда. Для этого необходимо определить в таких отраслях промышленного производства мы занимаем приоритетные места, в таких отраслях мы являемся монополистами, в каких отраслях нам необходимо удовлетворится покупкой готовой продукции, в каких отраслях нам необходимо развивать свое производство, чтобы самообеспечить этой продукцией внутренний рынок, в каких отраслях нам необходимо создавать совместные межгосударственные предприятия картельного типа как ОПЕК. Может быть в тех отраслях, где мы занимаем в мировом производстве приоритетные места, такие как цветная металлургия, урановая руда, фосфорные удобрение, производство золото и т.д. нам необходимо поискать пути создания совместных межгосударственных предприятий, которые способствовали бы закреплению за Казахстаном роли на мировом рынке не как поставщика сырья, а как поставщика готовых изделий или полуфабрикатов. Здесь выход только на плечах своего партнера, использования его имиджа, чего не имеют пока предприятия нашей республики. Нельзя забывать, что мировой рынок - это "сверхкапризная дама", и за ней надо уметь ухаживать.
Таким образом, начиная с 1991 года Казахстан стал самостоятельно определять свое место и роль в международном разделении труда. Однако перед тем, как, участвовать во внешнеэкономической деятельности, нужно было определиться с экономическим потенциалом республики, чтобы на основе чего определять экспорт и импорт страны, специализацию а производстве.

Ключевые слова: Международное разделение труда, теория сравнительных преимуществ

 

 

Календарно - тематический план лекций

 

Тема лекции по разделам Кол.час Неделя Литера-тура
  Экономическая теория: предмет, методы исследования и функции     1,5
  Общественное производство. Проблема выбора в экономике.       2,4,31
  Формы общественного хозяйства. Товар и деньги.     3,6,31
  Рынок. Структура и инфраструктура рынка.       7,11
  Рыночный механизм и его элементы.     9,14
  Фирма как основа рганизации в рыночной экономике.     6,24,29
  Издержки и доход фирмы.     24,4,7
  Рынок факторов производства и формироваение доходов.     13,25
  Национальная экономика: сущность и измерение результатов.     9,14,15,30
  Экономический рост. Цикличность рыночной экономики.     18,19,22
  Финансовая система и финансовая политика.       12,24,38
  Денежно-кредитная система.     12, 13 20,25
  Доходы и социальная политика государства.       23,35
  Мировое хозяйство     10,21
  Всего часов:      

Календарно-тематический план семинарских занятий

Тема занятия и содержание Кол.час Неделя Форма проведения
1. Экономическая теория: предмет, методы исследования и функции 1. 1.Возникновение экономических знаний и этапы развития экономической теории 2. 2.Основные направления современной теории 3. 3.Экономические категории и экономические законы, их использование. 4. 4.Методы познания экономических процессов         Работа с учебником
2. Общественное производство 1. 1.Роль производства в жизни общества. Ресурсы и факторы производства. 2. 2.Проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей. 3. 3.Сущность и формы собственности.         Работа с учебником, подготовка реферата
3. Формы общественного хозяйства. Товар и деньги. .     Тесты
4. Рынок. Структура и инфраструктура рынка.     Работа с учебником
  Рыночный механизм и его элементы     Работа с учебником
  Фирма как основа организации в рыночной экономике     Работа с учебником
7. Издержки и доход формы     Работа с учебником
8. Рынок факторов производства и формирование доходов       Работа с учебником
9. Национальная экономика: сущность и измерение результатов     Работа с учебником
  Экономический рост. Цикличность рыночной экономики.     Работа с учебником
  Финансовая система и финансовая политика.     Работа с учебником
  Денежно-кредитная система.     Работа с учебником
  Структура кредитной системы. Функции центрального банка.     Работа с учебником
  Доходы и социальная политика государства.     Работа с учебником
  Мировое хозяйство.     Работа с учебником
  Всего:      

Семинарское занятие №1.

Тема: Экономическая теория: предмет, методы исследования и функции

Цель занятия: раскрыть этапы становления экономической теории как науки, предмет науки, методы познания экономических явлений.

План:

Список рекомендуемой литературы

Основная литература:

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.; 2001г. – 568с.

2. Курс экономической теории: П.р. Чепурина М.Н. – Киров; АСА, 2001г. – 252с.

3. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория; Учебник. – М.; НОРМ., - 2001г.

 

Дополнительная литература:

1. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х томах. Перевод с англ. М.: «Республика», 1992.

2. Лившиц А. Введение в рыночную экономику. 1 – 2 ч. М.; 1992г.

3. Менгер К. Основы политэкономии. М.; 1992г.

 

 

Семинарское занятие №2.

Тема: Общественное производство. Проблема выбора в экономике.

Цель занятия: выяснить проблему выбора в условиях ограниченности ресурсов.

План:

Реферат: Разгосударствление и приватизация в РК.

 

Список рекомендуемой литературы

Основная литература:

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.; 2001г. – 568с.

2. Курс экономической теории: П.р. Чепурина М.Н. – Киров; АСА, 2001г. – 252с.

3. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория; Учебник. – М.; НОРМ., - 2001г.

Дополнительная литература:

1. В. Крымова Экономическая теория. Учебное пособие в схемах. Алматы 2002.

 

 

Семинарское занятие №3:

Тема: Формы общественного хозяйства. Товар и деньги.

Цель занятия: выяснение основных элементов товарного хозяйства: товар, деньги. Два подхода в определении стоимости товара: трудовая теория стоимости и теория предельной полезности.

План:

1. Формы общественного хозяйства: натуральная, товарная и административно-командная.

2. Трудовая теория стоимости.

3. Теория предельной полезности.

4. Сущность и функции денег. Законы денежного обращения.

 

Список рекомендуемой литературы

Основная литература:

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.; 2001г. – 568с.

2. Курс экономической теории: П.р. Чепурина М.Н. – Киров; АСА, 2001г. – 252с.

Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория; Учебник. – М.; НОРМ., - 2001г

3. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория; Учебник. – М.; НОРМ., - 2001г

Дополнительная литература:

1. Маркс К. Капитал Т 1, гл.1.

 

Семинарское занятие №4:

Тема: Рынок. Структура и инфраструктура рынка.

Цель занятия: выяснение структуры рынка

План:

1. Условия возникновения рынке.

2. Виды рынка.

3. Основные элементы ифраструктуры рынка и их характеристика

Список рекомендуемой литературы

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.; 2001г. – 568с.

2. Курс экономической теории: П.р. Чепурина М.Н. – Киров; АСА, 2001г. – 252с.

Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория; Учебник. – М.; НОРМ., - 2001г

3. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория; Учебник. – М.; НОРМ., - 2001г.

 

 

Семинарское занятие №5:

Тема: Рыночный механизм и его элементы.

Цель занятия: спрос, предложение, конкуренция – основные элементы рыночного механизма

План:

1. Закон спроса. Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса.

2. Закон предложения. Неценовые факторы, влияющие на изменение предложения.

3. Эластичность спроса и предложения.

4. Рыночный механизм в условиях совершенной конкуренции.

5. Несовершенная конкуренция и её виды.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.; 2001г. – 568с.

2. Курс экономической теории: П.р. Чепурина М.Н. – Киров; АСА, 2001г. – 252с.

3. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория; Учебник. – М.; НОРМ., - 2001г

3. В. Крымова Экономическая теория. Учебное пособие в схемах. Алматы 2002.

Семинарское занятие №6:

Тема: Фирма как основа организации в рыночной экономике.

Цель занятия: характеристика основных организационно-правовых форм предприятий

План:
1. Сущность и виды предпринимательской деятельности.

2. Характеристика основных организационно-правовых форм фирм в рыночной экономике.

3. Роль мелких, средних и крупных фирм в рыночной экономике

 

Список рекомендуемой литературы

Основная литература:

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.; 2001г. – 568с.

2. Курс экономической теории: П.р. Чепурина М.Н. – Киров; АСА, 2001г. – 252с.

Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория; Учебник. – М.; НОРМ., - 2001г

Дополнительная литература:

1. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Курс предпринимательства. Учебник для вузов. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. – 439 с.

Семинарское занятие №7:

Тема: Издержки и доход фирмы

Цель занятия: различие между бухгалтерскими и экономическими издержками, постоянными и переменными.

План:

1. Альтернативные затраты. Явные и неявные издержки.

2. Постоянные и переменные издержки.

3. Общие, средние и предельные издержки

4. Доход фирмы. Понятие и виды прибыли. Бухгалтерская и экономическая прибыль.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.; 2001г. – 568с.

2. Курс экономической теории: П.р. Чепурина М.Н. – Киров; АСА, 2001г. – 252с

3. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория; Учебник. – М.; НОРМ., - 2001г

 

Семинарское занятие №8:

Тема: Рынок факторов производства и формирование доходов

Цель занятия: особенности рынка факторов производства и ценообразования на нём.

План:

1. Ценообразование на рынке факторов производства

2. Сущность и формы зарплаты.

3. Рента и рентные отношения

4. Рынок капитала и процентный доход.

5. Предпринимательский доход и прибыль.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.; 2001г. – 568с.

2. Курс экономической теории: П.р. Чепурина М.Н. – Киров; АСА, 2001г. – 252с

3. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория; Учебник. – М.; НОРМ., - 2001г

 

Семинарское занятие №9:

Тема: Национальная экономика: сущность и измерение результатов

Цель занятия: макроэкономические показатели

План:

1. Понятие макроэкономики. Национальная экономика и её основные цели.

2. Понятие системы национальных счетов.

3. ВВП и ВНП, общие черты и различия. Промежуточный продукт и конечный продукт.

4. Чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход и располагаемый доход.

 

Список рекомендуемой литературы

Основная литература:

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.; 2001г. – 568с.

2. Курс экономической теории: П.р. Чепурина М.Н. – Киров; АСА, 2001г. – 252с.

3. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория; Учебник. – М.; НОРМ., - 2001г

Дополнительная литература:

4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х томах. Перевод с англ. М.: «Республика», 1992.

5. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. – М., 2000г.

 

 

Семинарское занятие №10:

Тема: Экономический рост. Цикличность рыночной экономики.

Цель занятия: механизм циклического движения. Особенности современных циклических кризисов.

План:

1. Экономический рост. Экстенсивные и интенсивные типы экономического роста.

2. Экономический цикл и его фазы.

3. Особенности современных экономических циклов.

4. Длинные волны экономической динамики.

Список рекомендуемой литературы

Основная литература:

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.; 2001г. – 568с.

2. Курс экономической теории: П.р. Чепурина М.Н. – Киров; АСА, 2001г. – 252с.

3. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория; Учебник. – М.; НОРМ., - 2001г

Дополнительная литература:

4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х томах. Перевод с англ. М.: «Республика», 1992.

5. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. – М., 2000г.

6. Лившиц А. Введение в рыночную экономику. 1 – 2 ч. М.; 1992г.

 

Семинарское занятие №11:

Тема: Финансовая система и финансовая политика

Цель занятия: структура и функции финансовой системы общества. Финансовая политика. Фискальная политика. Бюджетная политика.

План:

1. Сущность и структура финансовой системы.

2. Государственный бюджет. Доходы и расходы госбюджета.

3. Виды налогов.

4. Финансовая политика и её виды.

 

Список рекомендуемой литературы

Основная литература:

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.; 2001г. – 568с.

2. Курс экономической теории: П.р. Чепурина М.Н. – Киров; АСА, 2001г. – 252с.

3. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория; Учебник. – М.; НОРМ., - 2001г

Дополнительная литература:

4. Сидорович А.В. Курс экономической теории. М., 2001г.

5. Статистический ежегодник Казахстана. Алматы, 2009.

 

Семинарское занятие №12:

Тема: Денежно-кредитная система.

Цель занятия: рынок денег, функции центрального банка, основные концепции денежно-кредитной политики государства.

План:

1. Деньги и понятие ликвидности. Денежные агрегаты М1, М2, М3.

2. Спрос на деньги и предложение денег. Равновесие на денежном рынке.

3. Структура кредитной системы. Функции центрального банка.

4. Коммерческие банки. Банковская прибыль.

5. Формы кредита.

Список рекомендуемой литературы

Основная литература:

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.; 2001г. – 568с.

2. Курс экономической теории: П.р. Чепурина М.Н. – Киров; АСА, 2001г. – 252с.

3. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория; Учебник. – М.; НОРМ., - 2001г

Дополнительная литература:

4. Долан Э. Макроэкономика. СПб., 1994

 

Семинарское занятие №13:

Тема: Доходы и социальная политика государства

Цель занятия: воздействие рыночного механизма на формирование доходов. Социальная политика государства.

План:

1. Формирование доходов населения. Неравенство в доходах. Кривая Лоренца и коэффициент Джинни.

2. Безработица, бедность и меры по их ограничению.

3. Социальная защита интересов человека и социальные гарантии.

4. Социальное равенство и справедливость в рыночных условиях.

 

Список рекомендуемой литературы

Основная литература:

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.; 2001г. – 568с.

2. Курс экономической теории: П.р. Чепурина М.Н. – Киров; АСА, 2001г. – 252с.

3. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория; Учебник. – М.; НОРМ., - 2001г

Дополнительная литература:

4. Долан Э. Макроэкономика. СПб., 1994

5. Статистический ежегодник Казахстана. Алматы, 2009

6. Кейнс Д. Обшая теория занятости, процента и денег. Антология экономической классики. М., 1963.

Семинарское занятие №14:

Тема: Мировое хозяйство

Цель занятия: интернационализация хозяйственной жизни, международная торговля. Миграция капитала, трудовых ресурсов. Международная валютная система.

План:

1. Объективные основы формирования мирового хозяйства. Структура мирового хозяйства.

2. Международная торговля.

3. Международный рынок ссудных капиталов.

4. Международная миграция трудовых ресурсов.

5. Международная валютная система.

Список рекомендуемой литературы

Основная литература:

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.; 2001г. – 568с.

2. Курс экономической теории: П.р. Чепурина М.Н. – Киров; АСА, 2001г. – 252с.

3. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория; Учебник. – М.; НОРМ., - 2001г

 

Календарно-тематический план выполнения заданий СР

№ срс Содержание заданий Кол. часов Срок сдачи Форма контроля
  1. СР №1. 1. Этапы становления экономической теории как науки. Предмет экономической теории и её структура. 2. Разгосударствление и приватизация в Казахстане 3. Формы общественного хозяйства. Товар и деньги.   неделя   конспект     реферат   Контрольные тестовые задания
2. СР №2 1. Основные элементы инфраструктуры рынка и их характеристика 2. Спрос. Закон спроса и кривая спроса. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения. 3. Понятие издержек. Явные и неявные издержки.   7 неделя   Реферат     Контрольное задание   Тестовые задания
    СР №3 1. Рынок факторов производства и формирование доходов   2. Макроэкономические показатели. Типы экономического роста.     неделя   Составление глоссария     Контрольное задание    
  СР №4 1. Налоги. Принципы и формы налогообложения. Прямые и косвенные налоги 2. Причины, виды и социально-экономические последствия инфляции 3. Этапы развития мировой валютной системы   14 неделя   конспект     реферат   презентация  
  Всего      

 

Материалы для СР

Раздаточный материал СР №1

Дисциплина «Экономическая теория»

Количество кредитов всего – 3 Факультет

Задание №1 Курс 1 Семестр 1

Тема «Экономическая теория: предмет, методы исследования и функции»

Преподаватель Ли С.Н.

Цель работы: определить предмет экономической теории как науки, раскрыть этапы становления

Форма контроля: выполнение конспекта

Литература:

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.; 2001г. – 568с.

2. Курс экономической теории: П.р. Чепурина М.Н. – Киров; АСА, 2001г. – 252с.

3. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория; Учебник. – М.; НОРМ., - 2001г

4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х томах. Перевод с англ. М.: «Республика», 1992.

5. Лившиц А. Введение в рыночную экономику. 1 – 2 ч. М.; 1992г.

6. Менгер К. Основы политэкономии. М.; 1992г.

 

Раздаточный материал СР №1

Дисциплина «Экономическая теория»

Количество кредитов всего – 3 Факультет

Задание №2 Курс 1 Семестр 1

Тема «Общественное производство. Проблема выбора в экономике»

Преподаватель Ли С.Н.

Цель работы: раскрыть производственные возможности экономической системы, собственность как экономическая категория

Форма контроля: выполнение реферата

Литература:

В. Крымова Экономическая теория. Учебное пособие в схемах. Алматы 2002.

 

Раздаточный материал СР №1

Дисциплина «Экономическая теория»

Количество кредитов всего – 3 Факультет

Задание №3 Курс 1 Семестр 1

Тема «Формы общественного хозяйства. Товар и деньги»

Преподаватель Ли С.Н.

Цель работы: раскрыть основные предпосылки и условия появления товарного хозяйства и его элементы

Форма контроля: выполнение тестового задания

 

1. Закон убывающей предельной полезности означает, что:

A) Полезность приобретаемых товаров убывает по мере увеличения доходов потребителя.

B) Отношение предельных полезностей к ценам на предметы роскоши меньше, чем на товары первой необходимости.

C) Отношение предельных полезностей к ценам одинаково для всех товаров.

D) Полезность, приносимая каждой последующей единицей товара, убывает по мере увеличения количества приобретаемых товаров.

E) Снижается как общая, так и предельная полезность блага.

2. Предельная полезность - это:

A) Полезность от потребления каждой последующей единицы блага.

B) Субъективная оценка блага индивидуумом.

C) Сумма полезностей равновеликих частей блага.

D) Способность блага удовлетворять ту или иную потребность человека.

Е) Объективная оценка данного блага

3. Что обеспечивает обмен товаров и делает их количественно сравнимыми?

A) Цена.

B) Стоимость.

C) Рента.

D) Продукт.

E) Валютный курс.

4. Что характеризует второе крупное общественное разделение труда?

A) Обособление скотоводства в особый вид деятельности

B) Обособление земледелия в особый вид деятельности.

C) Обособление торговли и купечества.

D) Обособление ремесла в особый вид деятельности

E) Обособление ростовщичества.

5. На основе какой функции денег возникают кредитные деньги?

A) Мировые деньги

B) Мера стоимости.

C) Средство обращения.

D) Средство накопления.

E) Средство платежа.

6. В соответствии с законом стоимости:

A) Продажа труда осуществляется на основе сравнения их предельных полезностей.

B) Стоимость регулируется соотношением спроса и предложения.

C) Производство и обмен товаров осуществляется на основе общественно - необходимых затрат труда.

Д) Цены товаров должны быть равны их стоимости.

E) Стоимость регулируется полезностью и издержками производства.

Литература:

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.; 2001г. – 568с.

2. Курс экономической теории: П.р. Чепурина М.Н. – Киров; АСА, 2001г. – 252с.

3. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория; Учебник. – М.; НОРМ., - 2001г

4. Маркс К. Капитал Т 1, гл.1.

Раздаточный материал СР №2

Дисциплина «Экономическая теория»

Количество кредитов всего – 3 Факультет

Задание № 1 Курс 1 Семестр 1

Тема «Рынок. Структура и инфраструктура»

Преподаватель Ли С.Н.

 

Цель работы: раскрыть структуру и основные элементы инфраструктуры рынка

Форма контроля: выполнение реферата

Литература:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.146.154.243 (0.293 с.)