Общественный продукт, его состав и стадии движения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественный продукт, его состав и стадии движения



Производственные возможности общества всегда были ограничены. С увеличением населения возникала необходимость вовлечения в хозяйственный оборот новых земель, самых разных природных ресурсов. До начала ХХ столетия темпы прироста используемых ресурсов оставались относительно небольшими. Объяснялось это, с одной стороны, определенной стабильностью в потребностях населения, а с другой стороны, - ограниченностью роста численности самого населения. Две тысячи лет назад на Земле проживало 230-250 млн.чел., в 1800 г. - не многим более 900 млн., в 1900 - 1,5 млрд., 1960 - около 3 млрд., 1995 - 5,5 млрд.человек. Темпы прироста населения резко возросли в текущем столетии, хотя еще в самом конце XVIII в. молодой английский священник Томас Роберт Мальтус вывел закон убывающей доходности. Согласно этому закону, продовольствие будет увеличиваться в соотношении один, два, три, а численность населения - один, два, четыре и т.д.

В связи с происходящим демографическим взрывом за последние сорок-пятьдесят лет в хозяйственный оборот было вовлечено столько природных ресурсов, сколько их было использовано за всю историю развития цивилизации до этого времени. Обоснование выбора использования ограниченных ресурсов стало одной из центральных проблем хозяйствования.

Результатом хозяйствования в любой экономической системе является произведенный продукт. Он представляет собой сумму всех созданных в течение года благ и имеет двойную ценность. Прежде всего это разнообразные предметы и услуги, произведенные для удовлетворения производственных и личных потребностей людей.

Вторая ценность общественного продукта состоит в том, что он имеет стоимость, воплощает в себе определенное количество затраченного труда и показывает ценой каких усилий произведен этот продукт.

В советской статистике этот продукт получил название совокупного или валового продукта. Он включает в себя материальные блага и услуги, созданные в материальном производстве, и нематериальные блага и услуги, созданные в нематериальном производстве (духовные, нравственные ценности, образование, здравоохранение и т.д.). По своей стоимостной структуре совокупный продукт состоит из стоимости израсходованных средств производства, необходимого продукта, состоящего из благ и услуг личного потребления, и прибавочного продукта, предназначенного на расширение потребления и производства. К. Маркс показал это формулой:

 

C + Y + m = K (1)

 

где: С - стоимость израсходованных средств производства;

Y - заработная плата;

m - прибавочная стоимость.

Важной формой общественного продукта является конечный продукт. Он образуется путем вычитания из валового продукта всего оборота предметов труда, т.е. путем устранения их повторного счета.

Чистый национальный продукт (НП) по американской статистике составляет рыночную стоимость всех конечных благ, произведенных в стране в течение года. В нем нет повторного счета (например, из стоимости хлеба исключается стоимость теста, из стоимости машины - стоимость металла и т.д.). НП можно измерить тремя способами:

1. Как сумму добавленных ценностей, присоединенных в ходе производства конечных благ каждым производителем в течение года.

2. Как сумму доходов, полученных в форме заработной платы, процента, ренты и прибыли теми, кто в течение года использовал свои ресурсы для производства.

3. Как сумму расходов на конечные блага, приобретаемые потребителями, фирмами и правительством, т.е. сумму конечных продаж.

По размеру этого продукта нельзя судить о благосостоянии нации. В нем много условностей, и сопоставление НП разных стран скорее характеризует уровень развиваемости наций, чем уровень жизни населения. При сравнении и сопоставлении НП необходимо применять неизменные цены.

Если полностью исключить из валового общественного продукта материальные затраты (С), т.е. затраты овеществленного труда прошлых лет, то получим чистый доход общества. В экономической теории и современной учетно-статистической практике чистый продукт общества получил название национального дохода.

Создаваемый в процессе производства общественный продукт проходит в своем движении стадии распределения, обмена и потребления. На всем пути его движения между людьми складываются, постоянно поддерживаются и развиваются определенные экономические отношения. Главными, определяющими являются отношения, которые имеют место в самом производстве. Они накладывают отпечаток на всю последующую цепочку экономических взаимосвязей, определяют их характер, направленность развития.

К. Маркс отмечал, что каждому способу производства присущ свой способ распределения создаваемого продукта. Но распределительные отношения не пассивны. В одних случаях они могут тормозить производство, в других выступать в качестве его ускорителя.

Через распределение и обмен обеспечивается возврат в производство различных средств производства и рабочей силы. Тем самым поддерживается пропорциональность в хозяйстве или происходит разлаженность во всем хозяйственном механизме (бюджетный дефицит, инфляция, безработица и т.д.).

На стадии распределения устанавливается доля различных классов, социальных групп и отдельных людей в производственном продукте. Это доля доходит до потребителя через обмен. Обмен опосредует связь между производством и распределением с одной стороны и потреблением с другой. Он представляет собой куплю-продажу совокупного продукта. В качестве продавцов и покупателей выступают предприятия, организации и население. Обязательным условием непрерывности самого процесса производства является полная реализация созданного продукта.

При этом условии производство получит необходимый приток материальных и людских ресурсов, а население - свою долю в продукте, определенную распределительными отношениями.

Завершающей стадией движения общественного продукта является потребление. Начав движение с производства, продукт полностью или постепенно исчезает в потреблении. Тем самым обеспечивается воспроизводство самой жизни человека и его деятельности.

Ключевые слова: Общественное производство, заработная плата, общественный продукт.

 

Лекция № 3.

Тема: Формы общественного хозяйства. Товарное производство. Деньги.

Цель: раскрыть понятия товар, стоимость, потребительная стоимость. Условия появления товарного производства

План:

1.Условия становления, черты и роль рыночного хозяйства в экономическом развитии общества

2. Товар, его свойства и функциональные формы

3. Альтернативные теории формирования стоимости товара и услуг

4. Деньги — развитая форма товарных отношений. Функции денег

5. Эволюция денежных систем постиндустриального общества

1). Условия становления, черты и роль рыночного хозяйства в экономическом развитии общества.Тип общественного хозяйства, в первую очередь, зависит от формы связи произ­водства и потребления как способа разрешения исходного противоречия обще­ственного труда. Принято различать натуральное хозяйство, товарное (рыночное) хозяйство и сознательно регулируемое хозяйство.

Натуральное хозяйство явилось самой элементарной формой организации эко­номики. Для него характерно производство продуктов лишь для удовлетворения собственных потребностей людей. В натуральном хозяйстве главные проблемы организации экономики, касающиеся вещественной стороны дела, решаются наи­более просто: что и как производить, для кого делать — это определяют собственни­ки, работники хозяйства, ориентируясь на внутрихозяйственное потребление. Чер­тами натурального хозяйства выступают замкнутость, универсальный труд, прямые экономические связи.

В настоящее время созданы автоматизированные системы, которым человек передает управленческую, контролирующую функции

Во-вторых, товарное производство является открытой системой экономических отношений, так как продукты производятся не для собственного потребления, а для продажи, они выходят за пределы хозяйственной единицы.

В-третьих, товарному производству свойственны косвенные (опосредован­ные) экономические связи между производством и потреблением. Они складыва­ются по схеме: «производство — распределение — обмен — потребление». Эволюция товарного хозяйства демонстрирует большое многообразие раз­новидностей, которые могут быть сведены к нескольким моделям.

1. Товарное хозяйство свободной конкуренции характеризуется тем, что разви­тие экономики не стеснено никакой монополией. Основные черты данной модели: обособленность производителей, независимость рынка, свободная конкуренция, действие законов обмена.

2. Модель простого товарного хозяйства имеет более узкое значение. Истори­чески и логически она предшествовала капитализму. В качестве объекта анализа рассматривается мелкое, основанное на собственном труде производство. Модель товарного хозяйства свободной конкуренции более универсальна, она охватывает черты не только мелкого, но и капиталистического товарного производства.

3. Товарное хозяйство организованного рынка — это модель экономики более высокого уровня, она развивается при наличии различных форм экономического монополизма, государственного регулирования экономики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.183.137 (0.008 с.)